Персональная обучающая среда (ПСО, Personal learning environment, PLE) — это привлекательная концепция, разработанная в конце XX века. В начале XXI века. Тем не менее PLE были относительно новым явлением в области электронного обучения. Необходимость непрерывного обучения вызвало потребность системы, которая обеспечивает функционал системы электронного обучения различных образовательных организаций и которая позволяет поддерживать актуальность информации и обмениваться этой информацией с другими организациями и пользователями. В течение всей жизни человека проблемой является непрерывное получение знаний, так как совершенствование окружающей среды и технологий не дает остановиться процессу обучения. Жизненное пространство персональной среды обучения (PLE) включает в себя то, что человек изучает на протяжении всей жизни.
В системах непрерывного обучения получен ответ на потребность совершенствования педагогических подходы, которые требуют, чтобы системы электронного обучения (e-learning) обучающегося находились под контролем самого пользователя. Некоторые учащиеся работают лучше под контролем, пусть и виртуальным, своего преподавателя, а некоторые учащиеся лучше выполняют учебные занятия в автономном режиме, например: через мобильные системы, находясь дома или даже на отдыхе. Поэтому PLE является системой электронного обучения с одним пользователем, но она позволяет получить доступ к разнообразным учебным ресурсам и предоставить доступ другим ученикам и учителям, которые использовали другие PLE и виртуальные среды обучения (ВСО, VLE). Это отличная возможность для развития открытого и дистанционного обучения. PLE не является конкретным приложением, но представляет собой сочетание различных инструментов, используемых в повседневной жизни для обучения. Персональные блоги, вики-статьи можно привести в качестве примеров PLE.
Например — персональный блог, который ведет блоггер, может использоваться им для того, чтобы делиться знаниями и идеями с другими людьми.
В настоящее время исследователи в области образования указывают на тот факт, что групповое обучение более эффективно, чем индивидуальное обучение. С помощью этой концепции началась эра виртуализации среды обучения, которая является многопользовательской средой для обучения и образования. И информационная эпоха дает лучшие решения для дистанционного обучения, чем традиционный класс.