АУДИТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для
нормального функционирования экономики необходима всесторонняя и объективная
картина финансового состояния и деятельности организаций за определенный период
времени. Такая информация нужна как внутренним пользователям, в первую очередь
руководству организации для правильного ведения дел в ней, так и многочисленным
внешним пользователям для принятия обоснованных решений в отношении их действий
по различным экономическим вопросам и ситуациям. Такой глубокий всесторонний
интерес к достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности разных организаций
усиливает спрос на качественные аудиторские услуги.
Целями курса "Основы аудита" являются изучение теоретических
и методических основ аудита, а также нормативного регулирования аудиторской
деятельности в РФ; приобретение навыков участия в аудиторской проверке,
связанной с подтверждением достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица.
Изучение курса "Основы аудита" обеспечивает реализацию
требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования по направлению "Экономика" для
бакалавриата. При успешном освоении представленных в учебном пособии материалов
бакалавр будет:
знать:
— систему нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ;
— основные положения федеральных правил (стандартов) аудиторской
деятельности (далее — ФПСАД);
— статус, роль и задачи саморегулируемых организаций аудиторов;
— основные категории аудита;
— методику проведения аудиторских проверок;
— порядок обобщения и использования результатов аудиторской проверки;
уметь:
— применять ФПСАД при проведении аудиторской проверки финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
— разрабатывать программы аудита;
— выявлять допущенные искажения и ошибки, оценивать их существенность с
точки зрения аудиторского риска;
— формулировать мнение аудитора о достоверности аудируемой финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
владеть:
— основными методами аудита.
Учебное пособие включает теоретический материал в виде схем, таблиц и
рисунков, содержит задачи, отражающие конкретные практические ситуации, а также
вопросы и тесты, сгруппированные по темам дисциплины "Основы аудита".
Тема 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ АУДИТА
И АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудиторская деятельность —
предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и
финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей.
Аудит — независимая проверка
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения
о достоверности такой отчетности.
Целью аудита является
выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных
финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой
отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц
и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Задачами аудита являются
получение достаточных и уместных аудиторских доказательств в подтверждение
мнения о достоверности данных отчетности, оценка эффективности и надежности
системы бухгалтерского учета.
Предметом аудита являются
финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное
представление результатов этой деятельности в финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
Метод аудита — это
совокупность элементов, с использованием которых формируется методика
проведения аудита. Элементами метода являются аудиторская выборка, аудиторские
доказательства, рабочая документация аудитора, тесты контроля, аудиторские
процедуры.
Аудиторская профессия относится в общем случае к контрольной
деятельности. Однако в отличие от других видов финансового контроля она
зиждется на следующих основополагающих
принципах (рис. 1.1).
Основополагающие принципы аудита
и их
нормативно-правовое регулирование
Рис. 1.1
———————————
<1> ФПСАД — федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности.
<2> ГК РФ — Гражданский кодекс
РФ.
<3> КоАП РФ — Кодекс
РФ об административных правонарушениях.
<4> УК РФ — Уголовный кодекс
РФ.
<5> ФСАД — федеральный стандарт аудиторской деятельности.
Участниками аудиторской деятельности
являются:
аудиторы — физические лица,
получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из
саморегулируемых организаций аудиторов;
аудитор — лицо, несущее
окончательную ответственность за проведение аудита;
саморегулируемые организации
аудиторов (СОА) — это некоммерческие организации, созданные на условиях
членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности;
аудиторские организации —
это коммерческие организации, являющиеся членами одной из саморегулируемых
аудиторских организаций, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие
сопутствующие аудиту услуги;
аудируемые лица — это
организации или иные субъекты рынка, чья деятельность подлежит аудиту (рис.
1.2).
Классификация видов аудита и сопутствующих аудиту услуг
Рис. 1.2
Внутренний
аудит — деятельность, связанная с оценкой надежности и эффективности системы
внутреннего контроля в процессе управления рисками, с которыми сталкивается
компания (например, в связи с предложением на рынке новых продуктов, внедрением
новых информационных систем, реструктуризацией бизнеса), в процессе
корпоративного управления (рис. 1.3).
Виды внутреннего аудита
Рис. 1.3
Обязательный аудит распространяется:
— на открытые акционерные общества;
— на кредитные организации, бюро кредитных историй;
— на профессиональных участников рынка ценных бумаг;
— на организации страховые, клиринговые, общества взаимного
страхования;
— на товарные, валютные, фондовые биржи;
— на акционерные инвестиционные фонды и их управляющие компании, паевые
инвестиционные фонды;
— на негосударственные пенсионные и иные фонды;
— на организации (за исключением органов государственной власти,
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,
государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных
кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи товаров
(работ, услуг) за предшествовавший отчетному год которых превышает 400 млн руб.
или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец
предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
— на организации (за исключением органа государственной власти,
местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также
государственного и муниципального учреждения), которые представляют и (или) публикуют
сводную (консолидированную) бухгалтерскую финансовую отчетность;
— на организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля
государственной собственности составляет не менее 25%;
— на иные случаи, установленные федеральными законами.
В табл. 1.1 представлены различия внешнего и внутреннего аудита.
Таблица 1.1
Отличительные
черты внутреннего и внешнего аудита
Элемент |
Внутренний |
Внешний аудит |
Объект |
Определяется руководством |
Определяется договором |
Квалификация персонала |
Определяется независимость ограничена |
Предъявляются жесткие большая независимость |
Методы |
Имеется большое сходство в |
|
Цели |
Либо явным образом |
Проистекают из |
Отчетность |
Перед руководством |
Перед третьими лицами |
Соответствующими
нормативными актами определены категории лиц, которые могут инициировать
проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Лица, имеющие право
инициировать проверку
Субъект |
Нормативный |
Категория лиц |
Открытое и закрытое |
Статья 85 |
Собрание акционеров, совет |
Общество с ограниченной |
Статья 48 |
По требованию любого |
Государственные и |
Статья 26 |
Орган, осуществляющий |
Под
сопутствующими аудиту услугами понимаются обзорные проверки, согласованные
процедуры, компиляция финансовой отчетности (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Сравнительная
характеристика аудита
и сопутствующих
аудиту услуг
Аудит |
Сопутствующие |
|||
Обзорная |
Согласованные |
Компиляция |
||
Уровень уверенности |
Разумная, но не абсолютная |
Ограниченная уверенность |
Уверенность не |
Уверенность не |
Вид предоставляемого |
Позитивная уверенность по |
Негативная уверенность по |
Факты, отмеченные в |
Указание на |
Термин
"компиляция" происходит от англ. compilation — "объединение,
составление". Одно из значений данного термина — преобразование какой-либо
информации, не принадлежащей обработчику, в иную форму, более понятную или
приемлемую для заказчика услуг.
Компиляция финансовой информации
означает ее сбор, классификацию, обобщение (консолидацию) или трансформацию.
Консолидированная бухгалтерская отчетность формируется путем объединения данных
взаимосвязанных организаций. Под трансформацией в данном случае понимается
преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в
соответствии с законодательством РФ, в иные формы, например по международным
стандартам бухгалтерской отчетности (МСФО).
Наиболее распространенные виды аудиторских услуг представлены в табл.
1.4.
Таблица 1.4
Целевые
характеристики направлений аудиторских услуг
Наименование |
Содержание |
Аудит финансовой |
Проверка финансовой |
Налоговый аудит |
Проверка на соответствие |
Аудит на соответствие |
Анализ определенной |
Ценовой аудит |
Проверка обоснованности |
Аудит хозяйственной |
Систематический анализ |
Специальный |
Проверка конкретных |
Управленческий |
Проверка организации и |
Аудиторское
заключение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности способствует
большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей
(табл. 1.5).
Таблица 1.5
Заинтересованные
пользователи материалов
аудиторских
заключений
Пользователь |
Основные |
Инвесторы |
Рискованность и доходность |
Работники |
Стабильность и |
Заимодавцы |
Своевременность погашения |
Поставщики и подрядчики |
Своевременная выплата |
Покупатели и заказчики |
Продолжение деятельности |
Органы власти |
Осуществление возложенных |
Общественность |
Роль и вклад организации в |
Тема 2. МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жесткое государственное регулирование
построено на строгом осуществлении деятельности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов в рамках утвержденных законодательных актов,
определяющих национальные стандарты (правила) учета аудита.
Централизованный подход к регулированию аудиторской деятельности (рис.
2.1) имеет следующие характеристики:
— законодательные акты охватывают всех участников аудиторской
деятельности и их взаимоотношения;
— формируются государственные органы, выполняющие функции управления
аудиторской деятельностью;
— устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской
деятельности, обеспечивающих регламентирование аудиторской деятельности;
— определяется статус независимых профессиональных аудиторских
объединений в системе государственного регулирования, который ограничивается
совещательным мнением при приеме новых законодательных актов, регламентирующих
аудиторскую деятельность, и представлением интересов членов этих организаций.
Модель жесткого государственного регулирования
аудиторской
деятельности
Рис. 2.1
Для саморегулируемой модели аудита
характерна самостоятельность аудиторских организаций (рис. 2.2).
Саморегулируемые профессиональные организации аудиторов проводят аттестацию
аудиторов, сами разрабатывают стандарты и нормы аудита. Аудит в такой модели
ориентирован в основном на потребности инвесторов, акционеров, кредиторов и
прочих заинтересованных лиц, участвующих в рыночных отношениях.
Саморегулируемая модель аудита
Рис. 2.2
Национальные
особенности формирования российской модели регулирования аудиторской
деятельности изначально носили жесткий характер государственного регулирования.
Широко разветвленная система законодательных и нормативных правовых актов
подробно прописывает все взаимоотношения между субъектами аудита, определяет их
права, обязанности и ответственность (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Система
нормативного регулирования аудиторской деятельности
в Российской
Федерации
Регулирование |
Уровни |
Виды и |
|
Государственное |
Общегосударственное |
I |
Федеральный закон |
II |
Федеральные правила |
||
Ведомственное |
III |
Нормативные документы |
|
Негосударственное |
Саморегулируемое |
IV |
Внутренние правила |
V |
Внутренние аудиторские |
Функции
государственного регулирования аудиторской деятельности в России осуществляет
уполномоченный федеральный орган (УФО ГРАД), роль которого в настоящее время
исполняет департамент государственного финансового контроля, аудиторской
деятельности, учета и отчетности при Минфине России. При УФО ГРАД создается
совет по аудиторской деятельности (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Функции УФО ГРАД
и совета по аудиторской деятельности
Субъект |
Функция |
УФО ГРАД |
Выработка государственной |
Анализ состояния рынка |
|
Нормативно-правовое |
|
Ведение государственного |
|
Ведение контрольного |
|
Иные предусмотренные |
|
Совет по аудиторской |
Рассмотрение вопросов |
Рассмотрение проектов |
|
Одобрение порядка |
|
Определение области |
|
Оценка деятельности |
|
Внесение на рассмотрение |
|
Осуществление иных |
Саморегулируемые организации аудиторов
(СОА) создаются в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих
членов, осуществления контроля качества выполняемых ими профессиональных услуг,
защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.
Некоммерческая организация приобретает статус СОА с даты ее включения в
соответствующий государственный реестр при условии соответствия ее следующим
требованиям:
— объединение в составе СОА в качестве ее членов не менее 700 физлиц
или не менее 500 коммерческих организаций;
— наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества
работы членов СОА и принятого Кодекса
профессиональной этики аудиторов;
— обеспечение СОА дополнительной имущественной ответственности перед
потребителями аудиторских услуг и формирования компенсационного фонда СОА.
Для обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих
обязанностей в РФ проводится аттестация
на право осуществления аудиторской деятельности. Аттестации предшествует
профессиональное обучение в учебно-методических центрах. По итогам
положительной аттестации выдается бессрочный квалификационный аттестат, который
может быть аннулирован на основании Федерального закона
от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее —
Закон об аудиторской деятельности) (рис. 2.3, табл. 2.3).
Требования, предъявляемые к аудиторам
Таблица 2.3
Поводы
для аннулирования квалификационного аттестата
Причина |
Срок, в |
Получение КАА с |
В течение трех лет со дня |
Вступление в законную силу |
В течение срока, |
Несоблюдение аудитором |
В течение трех лет со дня |
Систематическое нарушение |
В течение трех лет со дня |
Подписание аудитором |
В течение трех лет со дня |
Неучастие аудиторов в |
Срок в Законе |
Несоблюдение аудитором |
Срок в Законе |
Уклонение аудитора от |
Срок в Законе |
Тема 3. АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ И АУДИТОРСКАЯ ЭТИКА
Правила
(стандарты) аудиторской деятельности определяют единые требования к порядку
осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и
сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их
квалификации. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб
аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также
базовые принципы, которым должны руководствоваться представители этой профессии
независимо от условий, в которых проводится аудит.
Международные аудиторские
стандарты представляют собой рекомендации для различных аспектов
аудиторской деятельности, подготовленные Международной федерацией бухгалтеров
(МФБ) и отражают усилия национальных профессиональных аудиторских организаций
по унификации процессов проверки и критериев качества аудиторских услуг (рис.
3.1).
Взаимосвязь основных групп аудиторских стандартов
в Российской
Федерации
Рис. 3.1
Стандарты в Российской Федерации
разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита и являются
обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также
саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Внутренние стандарты — это
часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего
контроля саморегулируемых организаций аудиторов. Они определяют требования к
аудиторским процедурам, дополнительные к установленным федеральными правилами
стандартам, если это обусловливается особенностями проведения аудита или
особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Внутренние
стандарты аудита
саморегулируемой
организации аудиторов
Наименование |
Наименование |
1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту |
1.1. Стандарты, |
1.2. Стандарты, |
|
1.3. Стандарты, |
|
2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения |
2.1. Стандарты, |
2.2. Стандарты, |
|
2.3. Стандарты, |
|
2.4. Стандарты, |
|
2.5. Стандарты, |
|
2.6. Стандарты, регламентирующие |
|
3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования |
3.1. Стандарты, |
3.2. Стандарты, |
|
3.3. Стандарты, |
|
4. Специализированные стандарты |
4.1. Стандарты, отражающие |
4.2. Стандарты, отражающие |
|
4.3. Стандарты, отражающие |
|
4.4. Стандарты, отражающие |
|
5. Стандарты, устанавливающие порядок оказания |
5.1. Стандарты, |
5.2. Стандарты, |
|
6. Стандарты по образованию и подготовке кадров |
6.1. Стандарты, |
6.2. Стандарты, |
Значение
аудиторских стандартов состоит в том, что они способствуют:
— обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
— пониманию пользователями содержания процесса аудиторской проверки;
— понижению аудиторского риска;
— обеспечению связи отдельных элементов аудиторского процесса;
— доказательству в суде квалифицированного проведения аудита и
определению меры ответственности аудиторов;
— внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
— созданию общественного имиджа профессии.
Этические принципы поведения аудиторов определены Федеральным законом
от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Кодексом
профессиональной этики аудиторов России от 31 мая 2007 г. N 56 (рис. 3.2).
Этические принципы поведения аудиторов
Рис. 3.2
Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аудиторские
организации могут иметь различную структуру, что определяется в основном
количеством сотрудников и объемами (направлениями) оказываемых услуг. Однако в
практике существует проверенный оптимальный вариант организации управления
деятельностью аудиторских организаций, который в различных структурных
вариантах обеспечивает эффективное их функционирование и проведение
качественных аудиторских проверок (рис. 4.1).
Примерная организационная структура аудиторской организации
Рис. 4.1
Организация
управления в аудиторской организации призвана обеспечивать ее успешное
функционирование по оказанию качественных аудиторских услуг. Важность данной
проблемы раскрывается в Законе
об аудиторской деятельности и федеральном правиле
(стандарте) аудиторской деятельности N 34 "Контроль качества услуг в
аудиторских организациях".
Таблица 4.1
Характеристика
организационной структуры
аудиторской
организации
Отдел |
Характеристика |
Отдел методологии |
Разработка внутренних формирование внутренних разработка моделей обеспечение формирование системы формирование исходных выполнение контрольных |
Отдел аудита |
Имеет следующее группа общего аудита; группа банковского аудита; группа страхового аудита; группа аудита внебюджетных |
Отдел консультирования |
Оказывает консультационные группу финансового и группу налогового группу экспертов. Состав отдела |
Информационный отдел |
Направления работы: отраслевой мониторинг; законодательно-нормативный информационно-техническое |
Структура обеспечения |
Состоит из бухгалтерии, |
Система
контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и
процедуры в отношении шести обязательных элементов (рис. 4.2).
Обязательные элементы системы внутрифирменного контроля
качества услуг
Рис. 4.2
Тема 5. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
Аудиторская
организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства
и до заключения договора о проведении аудита. Планирование — это начальный этап проведения аудита, включающий
разработку общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков
проведения аудита, а также разработку программы, определяющей объем, виды и
последовательность аудиторских процедур. План отвечает на вопрос "Что проверяем?", программа —
на вопрос "Как проверяем?"
(рис. 5.1).
Основные этапы планирования аудита
Рис. 5.1
Основными задачами планирования аудита
являются:
— установление этапов и сроков работы с клиентом;
— определение плановых затрат на проверку;
— рациональное использование рабочего времени специалистов;
— подготовка рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
— определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для
формирования мнения аудитора;
— распределение между специалистами разделов аудита обязанностей и
ответственности;
— создание условий для осуществления контроля за аудитом.
Поставленные задачи успешно решаются при планировании аудита в
соответствии со следующими принципами.
Принцип комплексности
планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и
согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до
составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности
планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе
аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим
субъектам.
Принцип оптимальности
планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования
аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для
возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на
основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Тема 6. СУЩЕСТВЕННОСТЬ И АУДИТОРСКИЙ РИСК
Порядок
определения существенности в аудите регулируется федеральным правилом
(стандартом) аудиторской деятельности N 4 "Существенность в аудите".
В соответствии с этим правилом
(стандартом) "информация об отдельных активах, обязательствах, доходах,
расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или
искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на
основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от
величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки,
оцениваемых в случае их отсутствия или искажения". Оценка существенности
является предметом профессионального суждения аудитора.
Понятие существенности — решающее в аудите, поскольку уровень
существенности определяет размер допустимой ошибки, объем аудита и, как
следствие, форму составления аудиторского заключения.
Уровень существенности принимается во внимание:
— на этапе планирования при определении характера, сроков проведения и
объема аудиторских процедур;
— в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;
— на этапе завершения аудита при оценке последствий искажений
финансовой (бухгалтерской) отчетности и составлении аудиторского заключения.
Для коммерческих организаций при определении уровня существенности
устанавливают следующие значения критериев:
— прибыль до налогообложения — 5%;
— выручку от продаж (без НДС) — 2%;
— собственный капитал организации (итог III раздела
Бухгалтерского баланса) — 5%;
— сумму всех активов — 2%.
Для расчета уровня существенности воспользуемся исходными данными,
представленными в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Базовые
показатели и установление уровня существенности
Наименование |
Значение |
Уровень |
Сумма уровня |
Прибыль до налогообложения |
62 816 |
5 |
3 141 |
Выручка от продаж (без НДС) |
248 364 |
2 |
4 967 |
Собственный капитал |
279 136 |
5 |
13 957 |
Сумма всех активов |
295 398 |
2 |
5 908 |
Рассчитываются
все показатели, и за основной показатель принимается наименьшая сумма. В
качестве уровня существенности аудитор выберет сумму 3 141 тыс. руб.
Аудитор в процессе проведения аудита обязан оценивать существенность во
взаимосвязи с аудиторским риском. Между существенностью и аудиторским риском
существует обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже
уровень аудиторского риска, и наоборот.
Аудиторский риск — это риск
того, что аудитор выразит ненадлежащее аудиторское мнение при наличии
существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторский
риск зависит от двух составляющих: риска существенного искажения (т.е. риска
того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность была существенно искажена до
начала аудита) и риска необнаружения (т.е. риска того, что аудитор не обнаружит
такие существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности). Риск существенного искажения состоит из
следующих компонентов: неотъемлемого (внутрихозяйственного) риска и риска
средств внутреннего контроля. Компоненты аудиторского риска и их определение
представлены в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Компоненты
аудиторского риска
Компоненты |
Понятие |
Неотъемлемый риск |
Подверженность предпосылки |
Риск средств внутреннего |
Риск того, что искажение, |
Риск необнаружения |
Риск того, что аудитор не |
Риск аналитических |
Риск того, что аудитор не |
Риск детальных тестов |
Риск того, что аудитор не |
Риск выборочного метода |
Риск того, что аудитор не |
Взаимосвязь
между компонентами аудиторского риска показана в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Взаимосвязь
компонентов аудиторского риска
Аудиторская |
Аудиторская |
||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
Аудиторская |
|||
Высокая |
Самая низкая |
Более низкая |
Средняя |
Средняя |
Более низкая |
Средняя |
Более высокая |
Низкая |
Средняя |
Более высокая |
Самая высокая |
Если
уровень неотъемлемого риска и риск средств внутреннего контроля высокие,
аудитору необходимо снизить уровень риска необнаружения. Это позволит снизить
аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если неотъемлемый риск и риск
средств контроля низкие, аудитор может принять более высокий уровень риска
необнаружения. При этом аудиторский риск будет находиться на приемлемо низком
уровне.
Модель количественной оценки степени аудиторского риска выглядит
следующим образом:
АР = Рнт x Рк x Рнб, |
(6.1) |
где АР — аудиторский риск; Рнт — неотъемлемый риск; Рк
— риск средств контроля; Рнб — риск необнаружения.
Например, если значение неотъемлемого риска составляет 0,8 (80%), риска
средств контроля — 0,5 (50%) и риска необнаружения — 0,1 (10%), то значение
аудиторского риска будет равно: 0,8 x 0,5 x 0,1 = 0,04, что составляет 4%.
В аудите нулевой риск означает полную уверенность аудитора в том, что
бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, а 100%-ный риск
свидетельствует о полной неуверенности в этом.
Если при оценке аудиторского риска ставится задача расчета значения
уровня риска необнаружения, то модель аудиторского риска применяется в виде:
Рнб = АР / (Рнт x Рк). |
(6.2) |
В соответствии с ФСАД N 8
"Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она
осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой
(бухгалтерской) отчетности" совокупность неотъемлемого риска и риска
средств контроля определена как риск существенного искажения финансовой
(бухгалтерской) отчетности:
Рси = Рнт x Рк, |
(6.3) |
где Рси — риск существенного искажения финансовой
(бухгалтерской) отчетности.
Исходя из этого, модель аудиторского риска можно преобразовать в
следующий вид:
АР = Рси x Рнб. |
(6.4) |
Если по ходу выполнения аудиторской проверки аудитор принимает решение
об использовании более низких значений уровня существенности, то он обязан
принять меры по снижению аудиторского риска, для чего ему следует уточнить
значения риска средств контроля и риска необнаружения путем снижения риска
средств контроля или риска необнаружения (табл. 6.4).
Таблица 6.4
Меры снижения
аудиторского риска
Аудиторский |
Меры снижения |
Риск средств контроля |
Дополнительные процедуры |
Риск необнаружения |
Аудитор обязан: — соблюдать стандарты — осуществлять — создать и постоянно — обеспечить контроль — увеличить количество — увеличить затраты — повысить объемы |
Тема 7. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Федеральный
стандарт
аудиторской деятельности 7/2011 "Аудиторские доказательства"
определяет требования к порядку проведения аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального
аудитора по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации,
которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в
основе формирования мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности (аудиторские доказательства). В отдельных случаях аудиторским
доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может
быть, например, отказ руководства аудируемого лица представить запрашиваемое
аудитором разъяснение.
Классификация аудиторских доказательств приведена в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Виды аудиторских
доказательств
Классификационный |
Виды |
От формы представления |
Визуальные аудиторские Документальные аудиторские Устные аудиторские |
Источник получения |
Внутренние аудиторские Внешние аудиторские Смешанные аудиторские |
Способы получения |
Констатации Установление Нахождение фактов в |
Визуальные аудиторские доказательства
могут быть предоставлены в форме описания непосредственного наблюдения
аудитором за процессом или отдельными процедурами учета хозяйственных фактов.
Документальные аудиторские
доказательства предоставляются в форме документов и письменных
подтверждений.
Устные аудиторские
доказательства могут быть предоставлены в форме протоколов бесед и опросов
сотрудников организации-клиента, заявлений и разъяснений руководства
организации-клиента.
Внутренние аудиторские
доказательства включают в себя информацию, полученную от
организации-клиента в письменной или устной форме.
Внешние аудиторские доказательства
включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменной форме
(обычно по письменному запросу аудиторской организации).
Смешанные аудиторские
доказательства включают в себя информацию, полученную от
организации-клиента в письменной или устной форме и подтвержденную третьей
стороной.
Констатация фактов-ситуаций
— выявление наличия конкретных видов имущества и обязательств путем проведения
инвентаризации.
Установление документированных
фактов — документальная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности,
регистров, на основе которых она была составлена, и первичных документов,
положенных в основу записей по бухгалтерским регистрам.
Нахождение фактов в результате
специально проведенного анализа — получение аудиторских доказательств путем
логических построений и математических расчетов из фактов, представленных в
документах, например на счете 41 "Товары" должны учитываться товары,
принадлежащие организации на правах собственности. Аудитору необходимо получить
доказательства прав собственности на товар. На основании представленных
документов (договоров, товарных отчетов, выписок банка) и установления момента
перехода прав собственности аудитор делает вывод о собственнике товара (табл.
7.2, 7.3).
Таблица 7.2
Факторы
и их влияние на суждение аудитора
о степени
достаточности аудиторских доказательств
Содержание |
Характер |
Аудиторская оценка |
Чем выше аудиторский риск, |
Характер систем |
Чем выше риск системы |
Существенность проверяемой |
Чем выше уровень |
Опыт, приобретенный во |
Чем больше практический |
Результаты аудиторских |
Выявленные факты |
Источник и достоверность |
Чем надежнее источник |
Таблица 7.3
Категории
утверждений руководства, принимаемые в качестве
критериев при
сборе аудиторских доказательств
Категория |
Содержание |
Существование |
Наличие актива, |
Права и обязанности |
Актив или обязательство |
Возникновение |
Отраженные операции и |
Полнота |
Нет не отраженных в |
Стоимостная оценка |
Актив или обязательство |
Точное измерение |
Хозяйственные операции или |
Представление и раскрытие |
Статья раскрывается, |
Тема 8. АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Аудиторская процедура — определенный
порядок действий аудитора для получения необходимых доказательств на конкретном
участке аудита (рис. 8.1, 8.2, табл.
8.1, 8.2).
Рис. 8.1
Процедуры получения аудиторских доказательств
надежности
информации, подготовленной самим аудируемым лицом
Рис. 8.2
Таблица 8.1
Основные
процедуры получения аудиторских доказательств
Аудиторская |
Содержание |
Запрос |
Поиск информации у |
Подтверждение |
Ответ на запрос об |
Наблюдение |
Отслеживание аудитором |
Инспектирование |
Проверка записей, |
Пересчет |
Проверка точности |
Аналитические процедуры |
Анализ и оценка полученной |
Таблица 8.2
Факторы
и их влияние на степень доверия аудитора
к результатам
аналитических процедур
Фактор |
Пример влияния |
Существенность счетов |
Если остатки по счетам |
Другие аудиторские |
Другие аудиторские |
Точность прогнозирования |
При сравнении прибыли за |
Оценка неотъемлемого риска |
Если внутренний контроль |
Существующие средства |
Если такие средства контроля |
Тема 9. АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА
Порядок
проведения выборочных проверок в аудите регламентирует федеральное правило
(стандарт) аудиторской деятельности N 16 "Аудиторская выборка". Аудиторская выборка — это применение
аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или
группы однотипных операций.
Проверяемая (генеральная)
совокупность — это совокупность всех проверяемых на данном участке аудита
элементов, из которых аудитор формирует выборку и в отношении которой делает
выводы.
Выборочные проверки могут быть проведены как при осуществлении
аудиторских процедур по существу, так и при тестировании средств внутреннего
контроля.
Аудиторская выборка, которая дает возможность аудитору сделать на ее
основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности,
называется представительной или репрезентативной. Аудиторская выборка,
не отвечающая этому свойству, называется непредставительной
или нерепрезентативной (рис. 9.1).
Методы определения объема выборки
Рис. 9.1
Характеристика
типов риска, связанного с использованием выборочного метода, их влияние на
аудит представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Типы риска,
связанные с использованием
аудиторской
выборки, и их влияние на аудит
Тип риска |
Характеристика |
Влияние на |
Риск, оказывающий влияние на надежность аудита |
Риск того, что при Риск того, что при |
С большой степенью вероятности может привести к |
Риск, оказывающий влияние на эффективность аудита |
Риск того, что при Риск того, что при |
Обычно приводит к дополнительной работе по |
Типы
ошибок (искажений), выявленных в ходе проверки элементов выборки, представлены
в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Типы ошибок
(искажений),
выявленных в
ходе проверки элементов выборки
Тип ошибки |
Содержание |
Общая ошибка |
Суммарное искажение в |
Аномальная ошибка |
Ошибка вследствие |
Допустимая ошибка |
Максимальный размер ошибки |
Ожидаемая ошибка |
Примерное субъективно |
На объем
аудиторской выборки влияют различные факторы (табл. 9.3).
Таблица 9.3
Факторы и их
влияние на объем отобранной совокупности
для тестирования
средств внутреннего контроля
Фактор |
Характеристика |
Влияние на |
Увеличение степени, в |
Если аудитор планирует |
Увеличение объема |
Увеличение степени |
Если степень отклонений |
Уменьшение объема |
Увеличение степени |
Чем выше ожидаемая ошибка, |
Увеличение объема |
Увеличение необходимой |
Если аудитор считает, что |
Увеличение объема |
Увеличение числа элементов |
Большой объем элементов |
Ничтожно малое влияние |
Характеристика
факторов и их влияние на объем отобранной совокупности для осуществления
процедур проверки по существу приведены в табл. 9.4.
Таблица 9.4
Факторы и их
влияние на объем отобранной совокупности
для проверки по
существу
Фактор |
Характеристика |
Влияние на |
Увеличение аудиторской |
Чем выше аудитор оценивает |
Увеличение объема |
Увеличение аудиторской |
Чем выше аудитор оценивает |
Увеличение объема |
Большее использование |
Аудитор может полагаться |
Уменьшение объема |
Увеличение необходимой |
Означает уменьшение риска |
Увеличение объема |
Увеличение значения |
Если ожидаемая ошибка |
Увеличение объема |
Стратификация генеральной |
Если элементы генеральной |
Уменьшение объема |
Увеличение числа элементов |
Большой объем элементов |
Ничтожно малое влияние |
Тема 10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторское заключение — официальный
документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение
аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
Виды мнений в аудиторском заключении представлены на рис. 10.1.
Виды мнений аудитора в аудиторском заключении
Рис. 10.1
Аудитор
должен выразить немодифицированное
мнение в случае, когда он приходит к выводу, что финансовая (бухгалтерская)
отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое
положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в
соответствии с правилами отчетности.
Выбор аудитором формы модифицированного мнения (табл. 10.1)
зависит от:
— характера обстоятельств, явившихся причиной выражения
модифицированного мнения;
— суждения аудитора относительно степени распространения имевшего место
или возможного влияния искажающих факторов на бухгалтерскую отчетность.
Таблица 10.1
Зависимость
формы модифицированного мнения
от характера
обстоятельств, ставших причиной модификации
Характер |
Суждение |
|
Существенное |
Существенное и |
|
Бухгалтерская (финансовая) |
Мнение с оговоркой |
Отрицательное |
Отсутствие возможности |
Мнение с оговоркой |
Отказ от |
В табл.
10.2 представлены группы и виды факторов, определяющих существенное искажение
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Таблица 10.2
Факторы,
определяющие существенное искажение
финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Группа |
Факторы |
Содержание принятой аудируемым лицом учетной политики |
Выбранная учетная политика Отчетность, включающая |
Способ реализации принятой аудируемым лицом учетной |
Принятая учетная политика Неправильное применение |
Уместность, правильность и полнота раскрытия |
Финансовая (бухгалтерская) В финансовой |
В табл.
10.3 отражены группы и виды факторов, определяющих невозможность получения
соответствующих аудиторских доказательств.
Таблица 10.3
Факторы,
определяющие отсутствие возможности получения
достаточных
надлежащих аудиторских доказательств
Группа |
Факторы |
Возникновение неконтролируемых аудируемым лицом |
Утеря аудируемым лицом Учетные записи |
Обстоятельства, связанные с характером или сроком |
Время назначения аудитора Аудитор приходит к выводу, |
Препятствия, установленные руководством аудируемого |
Руководство аудируемого Руководство аудируемого |
Заведомо ложное аудиторское заключение
— аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или
составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию
документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской
организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо
ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый кодекс
РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в редакции от 6 октября 2014 г.).
2. Налоговый кодекс
РФ (ч. 2) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2014 г.).
3. Федеральный закон от
30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
4. Федеральный закон от
1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
5. Федеральный закон от
6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
6. Федеральный закон от
26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
7. Федеральный закон от
8 декабря 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью".
8. Аудит: теория и практика / Под ред. В.С. Карагода. М.: Юрайт, 2012.
9. Аудит / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Магистр, 2009.
10. Алборов Р.А., Концевая С.М. Практический аудит. М.: Дело и сервис,
2011.
11. Жминько С.И. и др. Теория аудита. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
12. Макарова Л.Г., Штефан М.А., Ковина А.К. Основы аудита. М.: ИД
Высшей школы экономики, 2013.
13. Парушина Н.В., Суворова С.П., Галкина Е.В. Аудит: практикум. М.: ИД
"ФОРУМ", 2009.
14. Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты
аудита. М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2012.
15. Федоренко И.В., Золотарева Г.И. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2012.
16. Харченко О.Н., Самусенко С.А. и др. Аудит. Практикум. М.: КНОРУС,
2010.
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
ТЕРМИНОВ И СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термин |
Определение |
|
Абзац, привлекающий внимание (Emphasis of |
||
Аналитические процедуры (Analytical |
Процедуры, которые |
|
Аномальная ошибка (Anomalous error) |
См.: Аудиторская |
|
Ассистенты аудитора (Assistants) |
Сотрудники, участвующие в |
|
Аудит финансовой (бухгалтерской) |
Целью аудита финансовой |
|
Аудитором является Действующий аудитор (Existing auditor) — аудитор финансовой Внешний аудитор (External auditor) — там, где это уместно, с Новый аудитор (Incoming auditor) — аудитор финансовой Другой аудитор (Other auditor) — аудитор, не являющийся основным Предшествующий аудитор (Predecessor auditor) — аудитор, который Основной аудитор (Principal auditor) — аудитор, отвечающий за Предполагаемый аудитор (Proposed auditor) — аудитор, Аудитор-преемник (Successor auditor) — аудитор, пришедший на |
||
Применение аудиторских Аномальная ошибка (Anomalous error) — ошибка, которая возникла в Уровни доверия (Confidence levels) — математическое выражение Ожидаемая ошибка (Expected error) — ошибка, которая по Риск, не связанный с выборкой (Non-sampling risk) — является Нестатистическая выборка (Non-statistical sampling) — любой Генеральная совокупность (Population) — полный набор данных, из Риск выборки (Sampling risk) — возникает из-за существования Элементы выборки (Sampling unit) — отдельные элементы, Статистическая выборка (Statistical sampling) — любой метод а) случайная выборка; б) применение теории Стратификация (Stratification) — процесс деления генеральной Допустимая ошибка (Tolerable error) — максимальный размер ошибки Общая ошибка (Total error) — обозначает либо степень отклонения, |
||
Аудиторская группа (Engagement team) |
Работники, проводящие |
|
Аудиторская документация (Audit |
Документация, отражающая |
|
Аудиторская организация (Firm) |
Акционерное общество или |
|
Это риск выражения Неотъемлемый риск (Inherent risk) представляет собой Риск средств контроля (Control risk) представляет собой риск |
||
Аудиторское доказательство (Audit |
Совокупность данных, |
|
Аудиторское мнение (Audit opinion) |
См.: Мнение |
|
База данных (Database) |
Совокупность данных, |
|
Безоговорочно положительное мнение |
См.: Мнение |
|
Внешнее подтверждение (External |
Процесс получения и |
|
Внешний аудит (External audit) |
Аудит, проводимый внешним |
|
Внешний аудитор (External auditor) |
См.: Аудитор |
|
Внутренний аудит (Internal auditing) |
Проверочная (контрольная) |
|
Внутренний аудитор (Internal auditor) |
Лицо, проводящее |
|
Входящие остатки (Opening balances) |
Остатки по счетам |
|
Высший орган аудита (Supreme Audit |
Общественный орган страны, |
|
Генеральная совокупность (Population) |
См.: Аудиторская |
|
Годовой отчет (Annual report) |
Документ, публикуемый |
|
Государственные коммерческие предприятия |
Субъекты, функционирующие |
|
Государственный сектор (Public sector) |
Правительственные органы |
|
Дата аудиторского заключения (Date of the |
Дата, выбранная аудитором |
|
Дата представления финансовой |
Дата представления |
|
Дата утверждения финансовой |
Дата, на которую |
|
Дата финансовой (бухгалтерской) |
Дата окончания последнего |
|
Действующий аудитор (Continuing auditor |
См.: Аудитор |
|
Документация по заданию (Engagement |
Отчеты о выполненной |
|
Дополнительная информация (Supplementary |
Информация, которая |
|
Допустимая ошибка (Tolerable error) |
См.: Аудиторская |
|
Допущение непрерывности деятельности |
Допущение непрерывности |
|
Достаточность (Sufficiency) |
Представляет собой |
|
Другой аудитор (Other auditor) |
См.: Аудитор |
|
Журналы регистрации операций (Transaction |
Отчеты, предназначенные В подобных отчетах |
|
Задание по выполнению согласованных |
Задание, цель которого |
|
Задание по компиляции финансовой |
Задание, в котором для |
|
Задание по обзорной проверке (Review |
Цель обзорной проверки |
|
Это задание, по завершении Результатом оценки или Задание, обеспечивающее разумную уверенность (Reasonable assurance Задание, обеспечивающее ограниченную уверенность (Limited assurance |
||
Задание, обеспечивающее ограниченную |
||
Задание, обеспечивающее разумную |
||
Заключение по специальному аудиторскому |
Заключение, составленное в а) полный комплект б) компонент полного в) обобщенную финансовую |
|
Запрос (Inquiry) |
Представляет собой поиск |
|
Заявления руководства (Management |
Заявления, которые |
|
Значимость (Significance) |
Сравнительная значимость |
|
Значимые риски (Significant risk) |
Риски, которые требуют |
|
Изучение (Investigate) |
Изучение вопросов, |
|
Инспектирование (разновидность |
Проверка учетных записей |
|
Инспекция (в отношении завершенных |
Процедуры, призванные |
|
Информационные системы, связанные с |
Элемент системы |
|
Информация о предмете изучения (Subject |
Результат оценки или |
|
Информация по сегментам (Segment |
Информация в финансовой |
|
Информация, полученная в ходе проведения |
Информация, которая |
|
Искажение (Misstatement) |
Искажение финансовой |
|
Кодирование (криптография) (Encryption |
Процесс преобразования |
|
Компания, ценные бумаги которой |
Хозяйствующий субъект, |
|
Компонент (Component) |
Подразделение, филиал, |
|
Компонент полного комплекта финансовой |
Состав полного комплекта |
|
Компьютерные информационные системы |
Существуют в тех случаях, |
|
Контрольная среда (Control environment) |
Включает функции |
|
Контрольные действия (Control activities) |
Политика и процедуры, |
|
Некоторые ориентиры, Приемлемые критерии должны иметь следующие характеристики: а) уместность (уместные б) полнота (критерии в) надежность (надежные г) нейтральность д) понятность (понятные |
||
Лицо, осуществляющее обзорную проверку |
Руководящий сотрудник |
|
Локальная коммуникационная сеть (Local |
Коммуникационная сеть, |
|
Методы аудита с использованием компьютера |
Применение процедур аудита |
|
Аудиторское заключение |
||
Мнение с оговоркой (Qualified opinion) |
||
Модифицированное аудиторское заключение |
Аудиторское заключение факторы, не влияющие на мнение аудитора, но описываемые в аудиторском факторы, влияющие на мнение аудитора, которые могут привести к мнению Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние |
|
Мониторинг (в контексте контроля |
Процесс постоянного |
|
Мониторинг средств контроля (Monitoring |
Процесс оценки |
|
Наблюдение (Observation) |
Наблюдение заключается в |
|
Надлежащий характер (Appropriateness) |
Оценка качества |
|
Национальная практика (аудит) (National |
Набор рекомендаций, не |
|
Национальные стандарты (аудиторская |
Федеральные правила |
|
Недобросовестное составление финансовой |
Подразумевает искажение |
|
Действия, совершенные |
||
Недобросовестные действия сотрудников |
Недобросовестные действия, |
|
Недобросовестные действия руководства |
Недобросовестные действия, |
|
Независимость (Independence) |
Аудитор, предоставляющий |
|
Неопределенность (Uncertainty) |
Событие или фактор, исход |
|
Неотъемлемый риск (Inherent risk) |
См.: Аудиторский риск |
|
Несоблюдение (Noncompliance) |
Как преднамеренное, так и |
|
Нестатистическая выборка (Non-statistical |
См.: Аудиторская |
|
Новый аудитор (Incoming auditor) |
См.: Аудитор |
|
Обзорная проверка (в связи с контролем |
Оценка качества |
|
Обзорная проверка качества выполнения |
Процесс, призванный до |
|
Обобщенная финансовая отчетность |
Финансовая (бухгалтерская) |
|
Общая ошибка (Total error) |
См.: Аудиторская |
|
Общая стратегия аудита (Overall audit |
Устанавливает объем, сроки |
|
Общие основы бухгалтерского учета |
Общие принципы |
|
Общие средства контроля информационных |
Политика и процедуры, |
|
Объем аудита (Scope of an audit) |
Аудиторские процедуры, |
|
Объем обзорной проверки (Scope of a |
Обзорные процедуры, |
|
Ограничения объема аудита (Limitation on |
Иногда ограничение объема |
|
Ожидаемая ошибка (Expected error) |
См.: Аудиторская |
|
Операция между связанными сторонами |
Операцией между |
|
Опытный аудитор (Experienced auditor) |
Лицо (сотрудник или |
|
Основной аудитор (Principal auditor) |
См.: Аудитор |
|
Ответственная сторона (Responsible party) |
Лицо или лица, которые: в |
|
Отказ от выражения мнения (Disclaimer of |
||
Отрицательное мнение (Adverse opinion) |
||
Отчет о мероприятиях, направленных на |
Отчет, предоставляемый |
|
Оценка (Evaluate) |
Определение и анализ |
|
Анализ выявленных рисков с |
||
Оценочное значение (Accounting estimate) |
Приблизительно |
|
Непреднамеренное искажение |
||
Первая проверка аудируемого лица (Initial |
Аудиторское задание, при |
|
Пересчет (Recalculation) |
Пересчет представляет |
|
Письмо-соглашение о проведении аудита |
Документирует и |
|
ПК или персональные компьютеры (иногда |
Экономичные, но вместе с |
|
Планирование (Planning) |
Предполагает разработку |
|
Форма прогнозной |
||
Повторное проведение (Reperformance) |
Независимое проведение |
|
Подтверждение (Confirmation) |
Специфический вид запроса, |
|
Показатели текущего периода (Current period |
Величины и иные раскрытия |
|
Понимание аудитором деятельности |
Понимание аудитором а) отраслевых, правовых и б) характера деятельности в) целей и стратегических г) расчета и проверки д) системы внутреннего |
|
Последующие события (Post balance sheet |
||
Предполагаемые пользователи (Intended |
Лицо, лица или категория |
|
Предполагаемый аудитор (Proposed auditor) |
См.: Аудитор |
|
Предпосылки подготовки финансовой |
Сделанные руководством |
|
Предшествующий аудитор (Predecessor |
См.: Аудитор |
|
Прикладные средства контроля в сфере информационных |
Автоматизированные или |
|
Принятая концепция подготовки финансовой |
Утвержденный руководством |
|
Означает хищение активов |
||
Присутствие (Attendance) |
Присутствие аудитора в |
|
Причастность (Association) |
||
Причастность аудитора к финансовой |
Аудитор является |
|
Форма прогнозной |
||
Прогнозная финансовая информация |
Финансовая информация, |
|
Промежуточная финансовая информация или |
Финансовая информация |
|
Профессиональные стандарты (Professional |
Правила (стандарты) |
|
Профессиональный скептицизм (Professional |
Профессиональный |
|
Процедуры обзорной проверки (Review |
Процедуры, выполнение |
|
Процедуры оценки рисков (Risk assessment |
Процедуры, проводимые с |
|
Процедуры проверки по существу |
Аудиторские процедуры, а) детальные тесты в б) аналитические процедуры |
|
Процесс оценки рисков аудируемым лицом |
Элемент системы |
|
Прочая информация (Other information) |
Хозяйствующий субъект |
|
Работники (Personnel) |
Руководящие сотрудники и |
|
Рабочие документы (Working papers) |
Рабочие документы и |
|
Разумная уверенность (в контексте |
Высокая, но не абсолютная |
|
Разумная уверенность (в контексте |
Высокая, но не абсолютная |
|
Риск выборки (Sampling risk) |
См.: Аудиторская |
|
Риск заданий, обеспечивающих уверенность |
Риск того, что аудитор |
|
Риск необнаружения (Detection risk) |
См.: Аудиторский риск |
|
Риск средств контроля (Control risk) |
См.: Аудиторский риск |
|
Риск существенного искажения (Risk of |
См.: Аудиторский риск |
|
Риск, не связанный с выборкой |
См.: Аудиторская |
|
Риск, связанный с охраной окружающей |
При определенных |
|
Руководитель аудиторской проверки |
Руководящий сотрудник или |
|
Руководящий работник аудиторской |
Лицо, обладающее |
|
Связанные стороны (Related party) |
Юридическими и (или) а) юридическое и (или) б) юридическое и (или) в) организация, |
|
Сетевая компания (Network firm) |
Организация, находящаяся |
|
Система внутреннего контроля (Internal |
Система внутреннего Система внутреннего а) контрольную среду; б) процесс оценки рисков в) информационные системы, г) контрольные действия; д) мониторинг средств |
|
Система защиты доступа (Firewall) |
Сочетание |
|
Система контроля качества (Quality |
Внутренняя политика и |
|
Сквозные проверки (Walkthrough test) |
Прослеживание отражения |
|
Правила бухгалтерского Различают два вида подтверждающие свидетельствующие о |
||
Соответствующие критерии (Suitable |
См.: Критерии |
|
Сопоставимые данные (Comparatives) |
Сопоставимые данные в а) соответствующих б) сопоставимой финансовой |
|
Сопутствующие аудиту услуги (Related |
Сопутствующие аудиту |
|
Специалисты (Staff) |
Работники, за исключением |
|
Справедливая стоимость (Fair value) |
Сумма, на которую на |
|
Среда информационных технологий (IT |
Внутренние положения и |
|
Средства контроля прав доступа (Access |
Процедуры ограничения а) несанкционированный б) ввод данных о в) использование г) использование |
|
Средства контроля программного |
Процедуры, направленные на |
|
Статистическая выборка (Statistical |
См.: Аудиторская |
|
Стороннее компетентное лицо (в контексте |
Лицо, не являющееся |
|
Стратификация (Stratification) |
См.: Аудиторская |
|
Субъект малого предпринимательства (Small |
Организации и лица, |
|
Существенное искажение факта (Material |
Имеет место в прочей |
|
Существенное несоответствие (Material |
Имеет место, когда прочая |
|
Существенность (Materiality) |
Информация считается |
|
Существенные недостатки (Material |
Недостатки в системе |
|
Территориально-распределенная сеть (ТРС) |
Сеть передачи данных, |
|
Тестирование (Test) |
Применение аудиторских |
|
Тесты средств контроля (Tests of control) |
Аудиторские процедуры, |
|
Уверенность (Assurance) |
См.: Разумная уверенность |
|
Уровни доверия (Confidence levels) |
См.: Аудиторская |
|
Финансовая (бухгалтерская) отчетность |
Единая система данных об |
|
Финансовая (бухгалтерская) отчетность |
Финансовая (бухгалтерская) |
|
Экологические вопросы (Environmental |
К экологическим вопросам а) инициативы, б) последствия нарушения в) последствия ущерба, г) последствия вмененной |
|
Эксперт (Expert) |
Физическое или юридическое |
|
Электронный обмен данными (Electronic |
Электронный обмен |
|
Элемент выборки (Sampling unit) |
См.: Аудиторская |
Приложение 2
Таблица
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)
АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФПСАД)
И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФСАД)
Название ФПСАД |
Содержание |
Цель и основные принципы |
Устанавливает единые цели |
Документирование аудита |
Устанавливает единые |
Планирование аудита |
Устанавливает единые |
Существенность в аудите |
Устанавливает единые |
Контроль качества |
Устанавливает единые а) должны выполнять б) должны предоставлять в) могут полагаться на |
Понимание деятельности |
Устанавливает единые |
Связанные стороны |
Устанавливает единые |
События после отчетной |
Устанавливает единые |
Применимость допущения |
Устанавливает единые |
Согласование условий |
Устанавливает единые а) к порядку согласования б) к действиям аудиторской |
Аудиторская выборка |
Устанавливает единые |
Получение аудиторских |
Устанавливает единые а) присутствие аудитора при б) раскрытие информации о в) оценка и раскрытие г) раскрытие информации по |
Получение аудитором |
Устанавливает единые |
Особенности первой |
Устанавливает единые |
Аналитические процедуры |
Устанавливает единые |
Особенности аудита |
Устанавливает единые требования |
Сообщение информации, |
Устанавливает единые |
Заявления и разъяснения |
Устанавливает единые |
Основные принципы |
Устанавливает основные |
Учет особенностей |
Устанавливает единые |
Сопоставимые данные в |
Устанавливает единые |
Прочая информация в |
Устанавливает единые |
Использование результатов |
Устанавливает единые |
Рассмотрение работы |
Устанавливает единые |
Выполнение согласованных |
Устанавливает единые |
Компиляция финансовой |
Устанавливает единые |
Использование аудитором |
Устанавливает единые |
Обзорная проверка |
Устанавливает единые |
Контроль качества услуг в |
Устанавливает единые |
Аудиторское заключение о |
Определяет требования к |
Модифицированное мнение в |
Устанавливает требования к |
Дополнительная информация |
Устанавливает требования к а) отраженному в б) не отраженному в |
Принципы осуществления |
Устанавливает принципы а) осуществление ВККР в б) независимость ВККР; в) обеспеченность г) надлежащий уровень д) прозрачность процедуры е) отчетность о состоянии ж) публичность результатов з) обеспечение устранения и) подотчетность |
Обязанности аудитора по |
Определяет требования к |
Обязанности аудитора по |
Определяет требования к |
Аудиторские доказательства |
Определяет требования к В отдельных случаях |
Особенности аудита |
Определяет требования к |
Особенности аудита |
Определяет требования к |