Как выбрать тему диссертации или дипломной работы

Помимо приобретения исследовательских навыков и наработки практики различных методов исследования есть два вопроса, имеющих большое значение:

  • в первую очередь выбор темы исследования
  • знание различных форм, в которых сообщается о результатах исследований.

Источники тем исследования в дипломной, курсовой работе или диссертации

Любой исследовательский проект начинается с темы, которая может задана в форме вопроса, проблемы, которая должна быть решена, или поле, которое необходимо пересмотреть. Поскольку тема исследования имеет первостепенное значение, одной из самых больших дилемм для потенциальных исследователей является то, что исследовать или, другими словами, где найти тему исследования вашей диссертации, дипломной или любой другой учебной или научной работы. Найти стоящую тему непросто, особенно, поскольку идентификация ранее не исследованного вопроса неизменно требует всестороннего понимания предметной области, которой, вероятно, обладают лишь немногие студенты. Однако поиск темы не должен быть чрезмерно напряженным, если задача выполняется системно и с позиции здравого смысла.

В целом существует пять основных источников для исследовательских тем, и они применимы ко всем дисциплинам:

  • «ощущаемая потребность» для решения выявленной проблемы или вопроса;
  • существующая литература предметной области;
  • использование знания научной области научными руководителями, которые предлагают тему или дают ряд тем на выбор;
  • основное направление исследований в конкретном университете или институте;
  • заказываемые или спонсируемые исследования.

Очень важно отметить, что любой из пяти описанных источников может быть использован для определения темы исследования, и действительно, эти источники часто пересекаются. Все они являются достоверными источниками, и один из них не более важен, чем другие, или предпочтительнее любых других.

«Ощущаемая потребность» для решения выявленной проблемы или вопроса

Ощущение потребности в решении проблемы  выявленной проблемы или вопроса как источник выбора темы исходит от исследователя, который идентифицирует проблему как следствие опыта в какой либо области науки и имеет некоторые знания в этой области. Это нередко происходит из-за наблюдаемого несоответствия или чувства, что что-то «неправильно» или проблематично со сложившимся статусом-кво в дисциплине. Это чувство может возникнуть, например, из-за какого-то необычного или иначе необъяснимого поведения в техническом или химическом процессе или из наблюдения поведения некоторых людей или их групп, для которых нет готового объяснения.

Стоит напомнить, что исследования Исаака Ньютона о гравитации последовали за его удивлением, почему яблоко, падающее на его голову в его же саду, ударило его с определенной силой, или исследования Архимеда по измерению объема неравномерных, неправильной формы твердых тел после его наблюдения повышения уровня воды, когда он забрался в ванну.

Примерами постановки «проблемы» могут служить наблюдения преподавателя о том, курсы по технологии или информатике выбирают  больше мужчин, чем женщин,  или наблюдение куратора галереи о том, что количество людей в галерее меняется в зависимости от времени суток. Если это наблюдение интересно, пытливый исследователь сразу же задастся вопросом —  а так ли это?

Добавить комментарий