Изучая данную тему, студенты смогут приобрести знания и навыки, которые позволят:
- понять, что такое система товародвижения и каковы ее основные черты;
- выявить различия между различными типами розничных компаний и их объединениями (слияниями); особенности деятельности различных видов и форм оптовой торговли, влияние различных факторов на структуру канала сбыта;
- оценить специфику торговой компании, особенности ее деятельности на рынке;
- познакомиться с организацией и основными принципами онлайн-торговли.
В рыночных условиях распределение товаров является необходимой экономической деятельностью, связывающей производство товаров с их потреблением. Содержание дистрибуции состоит из набора действий, посредством которых определенный товар передается от производителя напрямую или через посредников конечному потребителю. Поэтому понятия распределения и торговли в широком (функциональном) смысле тождественны.
Компания, производящая продукт, всегда более или менее удалена от потребителя. Поэтому необходимо устранить это несоответствие и приблизить товар к его покупателю, пользователю. Время производства продукта и его покупки и потребления обычно не совпадают. Это несоответствие требует накопления и складирования. Большинство товаров, особенно для личного потребления, производятся в больших количествах, а потребитель покупает и потребляет их в небольших количествах. Иногда приходится решать задачу противоположного характера, когда продукцию, производимую в относительно небольших количествах, например в сельском хозяйстве, необходимо закупать большими партиями и реализовывать в перерабатывающую промышленность.
Расхождения по месту, времени, количеству и ассортименту характерны для всех процессов, происходящих в сфере обращения: движения реальных товаров (предметов торговли), связанного с ними движения номинальных товаров (денег и обязательств) и движения информации, связанной с эти два потока. Задача зоны раздачи — устранить эти пробелы, сгладить возникающие несоответствия. Эта задача конкретизируется функциями распределения или торговли в самом широком смысле (как обмена между хозяйствующими субъектами).
Обычно продукт представляют пользователю в специализированных компаниях. Эти компании делятся на розничные и оптовые торговые компании.
Розничная торговля — реализация товаров и услуг конечному потребителю для личных нужд (некоммерческое использование).
Розничные предприятия можно классифицировать по уровню обслуживания потребителей. Можно выделить магазины полного самообслуживания, где все действия совершает сам покупатель (например, торговые автоматы, торговые центры с установленной системой касс самообслуживания), магазины свободного выбора, где есть продавцы, к которым покупатель могут обратиться за помощью в случае необходимости, а также в магазины с ограниченным обслуживанием, где клиенты получают больше услуг. В некоторых магазинах продавцы готовы сопровождать покупателя на всех этапах продаж, в магазинах более эксклюзивный спрос и медленнее продаются товары, их проще вернуть, используются различные кредитные системы, бесплатная доставка товара на дом, техническое обслуживание товара дома, оборудованные комнаты отдыха и рестораны.
Интернет сделал возможным появление электронной коммерции. Это привело к развитию электронной розничной торговли, когда товары личного потребления продаются конечным пользователям с использованием электронных технологий.
Интернет-магазины дают покупателям возможность совершать покупки в любое удобное для них время, сравнивать цены в международных торговых интернет-сетях, знакомиться с альтернативными товарами, выбирать наиболее удобный способ доставки товаров. Конкурентная среда онлайн-покупок дает возможность получать дополнительные предложения на приобретаемые товары, поддерживать обратную связь с покупателями, анализировать корзины приобретаемых товаров и соответствующим образом оценивать профиль пользователя, а также дает другие, ранее менее доступные маркетинговые преимущества. Интернет-торговля коренным образом изменила покупательские привычки потребителей, позволила сократить торговые запасы и издержки, а также предоставила возможность реализовать гибкий график для сотрудников.
Оптовая торговля — продажа товаров и услуг участникам рынка, которые покупают для перепродажи другим лицам или для профессионального использования.
Оптовики отличаются от розничных тем, что масштабы оптовых сделок значительно больше, а торговая площадь шире. Они также уделяют относительно мало внимания вспомогательной реализации, месту продажи и атмосфере. У правительства другой подход к розничной торговле с точки зрения требований законодательства и налогообложения.розничные и оптовые торговцы, особенно в сфере акцизных товаров (алкоголь, табак, нефтепродукты) и специфических (например, лекарств).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Что такое торговля и какова ее роль в распределении товаров?
- Дайте определение розничной и оптовой торговле.
- Как можно сгруппировать виды розничного бизнеса?
- Какие комбинации розничных компаний вы знаете? Назовите характерные черты каждого из них.
- Каковы основные преимущества онлайн-покупок?
- Каковы наиболее важные маркетинговые решения для оптовика?