В литературе существует множество определений контроля. Среди прочего предполагается, что это процесс сравнения желаемого (модельного) состояния с фактическим состоянием. В более комплексном подходе контроллинг представляет собой систему взаимосвязанных проектов, правил, методов и приемов внутреннего контроля и контроля, ориентированных на достижение запланированной цели.. Стратегический контроллинг – этап стратегического управления, задачей которого является не только отслеживание степени реализации стратегических планов, но и выявление и учет возникающих возможностей и угроз. Важным критерием отличия стратегического контроллинга от других уровней (тактического или оперативного контроллинга) является категория (конкретный размер), которая является предметом измерения и сравнения. Если он носит стратегический характер (его содержание имеет стратегическое значение для компании), то этот контрольМы называем это стратегическим.
Стратегический контроллинг охватывает три основные области наблюдения: макроокружение, отраслевую среду и внутреннюю среду компании. В них выделяются детализированные поднаправления и конкретные показатели, являющиеся предметом измерений и сопоставлений. Например, в области макросреды проверяются следующие величины:
- экономическая среда (темпы экономического роста, уровень инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, обменные курсы, уровень экономического долга и т. д.),
- правовая среда (налоговые ставки, таможенные пошлины, инвестиционные и экологические льготы и т. д.),
- политическая среда (силовые структуры, государственный интервенционизм, власть профсоюзов и др.),
- социальная среда (численность и структура населения, потребительские настроения и др.),
- технологическая среда (затраты на науку, развитие информационных технологий, жизненный цикл продукции),
- международная среда (конъюнктура мирового рынка, экономическая политика правительств различных стран, наличие и цены на основные виды сырья).
В области отраслевой среды исследуются, среди прочего:
- конкуренты (структура доли рынка, количество и сила конкурентов, их стратегии, ресурсы и процессы),
- поставщики (степень концентрации, влияние на качество и себестоимость продукции, затраты на смену поставщиков),
- получатели (степень концентрации получателей, ценовая эластичность спроса, лояльность, платежеспособность),
- субституты, новые технологии, жизненные циклы продуктов и предприятий.
В области внутренних помещений предприятия осматриваются, среди прочего:
- капитала (норма прибыли на вложенный капитал, уровень и структураоборот капитала, финансовая ликвидность, затраты на получение и поддержание капитала и др.),
- персонал (статус и структура занятости, эффективность персонала, инновации, управленческие компетенции и т. д.),
- техника и технология (уровень, качество и современность, жизненный цикл, надежность и экономичность и др.).