Мотивация

Под мотивацией чаще всего понимают состояние готовности человека к совершению определенного действия.. Другими словами, мотивация — это совокупность сил, заставляющих людей вести себя определенным образом..

Существует множество теорий и подробных моделей мотивации. Каждый из них по-своему способствует объяснению взаимосвязи между мотивацией и эффективностью труда. В американской литературе обычно выделяют теории: содержания, процесса и подкрепления..

Содержательный подход к мотивации имеет дело с движущими силами мотивации. Напротив, теории содержания имеют дело с тем, что мотивирует. Популярные теории содержания включают иерархию потребностей Маслоу, двухфакторную теорию Герцберга и теорию Д. МакГрегора.

Процессный подход к мотивации имеет дело с самим механизмом мотивации. Поэтому они сосредотачиваются на том, как они мотивируют себя. Выдающимися процессными теориями являются теория ожидания В. Врума и теория справедливости Дж. Стейси Адамса. Первая предполагает, что мотивация зависит от силы нашего желания и ожидаемой вероятности его удовлетворения. Второй основан на предположении, что люди мотивированы на достижение и поддержание социальной справедливости.

Теории подкрепления делают акцент на способах обучения поведению и поддержания мотивации. Основной результат исследования заключался в том, что поведение, побуждающее к вознаграждению, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, вызывающее наказание, повторится с меньшей вероятностью. Б. Ф. Скиннер считается ведущим представителем этого направления.

Несколько иные подходы к мотивации выделяют М. Костера и С. Ковнацкий. Они считают, что в психологии существует три основных подхода к мотивации: поведенческий, психодинамический и когнитивный..

В поведенческом подходе решающее значение в объяснении поведения человека отводится внешним факторам. Поведение людей – это реакции на стимулы, воздействующие на них из окружающей среды. Внешние раздражители делятся на положительные и отрицательные. Первые называются наградами, вторые — наказаниями.

Психодинамическая концепция подчеркивает роль внутренних детерминант человеческого поведения, особенно потребностей и эмоций. Подчеркивается, что внешние раздражители приобретают специфический мотивирующий характер только после преобразования в каждом из нас.

В когнитивном подходе информация играет фундаментальную роль как мотивационный фактор. Объем и структура информации о реальности, которой обладает человек, образуя когнитивную сеть, определяют его поведение.

Обилие различных, более или менее детализированных моделей мотивации не позволяет представить их здесь в полном объеме. Ниже в качестве примеров, хотя и наиболее популярных, представлены три из них в энциклопедическом изложении, которые можно считать характерными для теории содержания, или в ином подходе для психодинамической теории, а именно модели Маслоу, Герцберга и МакГрегора.

Согласно модели иерархии потребностей А. Маслоу, люди мотивированы иерархической системой пяти основных потребностей. Они в порядке удовлетворения:

физиологические потребности (голод, жажда, секс и др.),

потребности в безопасности (уверенность, стабильность, зависимость, забота, свобода от страха, беспокойства и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях, сильном защитнике и др.),

потребности союзника (социальные контакты, любовь, нежность, принадлежность),

потребности в уважении (достижения и престиж),

потребности самореализации (стремление к самореализации, т.е. реализации своих желаний, способностей и интересов, познавательных потребностей, эстетических потребностей).

Рис. 5.3. А. Пирамида потребностей Маслоу

Двухфакторная теория Герцберга занимает важное место в теории потребностей. Предполагается, что определенный класс факторов, связанных с работой, дает удовлетворение, а другие факторы вызывают неудовлетворенность. Поэтому удовлетворенность и неудовлетворенность можно рассматривать не как крайние противоположные точки на одной шкале, а как два независимых измерения. Неудовлетворенность вызывается внешними факторами рабочей среды. Наиболее важными факторами, определяющими неудовлетворенность, являются: кадровая политика и график административных отпусков, работа с жалобами, методы служебной аттестации и т. д., статус, профессиональная компетентность руководителей, отношения с начальством, коллегами и сотрудниками, условия на рабочем месте (освещение, кондиционирование воздуха, грязь и т. д.), безопасность. работа, зарплата и прочее. Удовлетворение, с другой стороны, может быть достигнуто только за счет факторов, связанных с содержанием работы. Это: переживание достижений, признание за проделанную работу, сама работа, ответственность, продвижение по службе, возможность развития личности.

Рис. 5.4. Факторы удовлетворенности и неудовлетворенности как самостоятельные измерения

Взаимосвязь между трудом и человеческими потребностями довольно сложна. Три взгляда на работу:

  1. Работа как наказание, необходимость удовлетворения физиологических потребностей и потребностей безопасности.
  2. Работа как внутреннее благо. Работа благородна, утверждает Талмуд, потому что она приносит честь работнику.
  3. Труд можно рассматривать как благо только в той мере, в какой он используется для хотя бы частичного удовлетворения широкого круга потребностей от физических до удовлетворения, социального признания, компетентности и достижений.

Находясь в этой условности, можно также использовать важнейшие положения теории Д. МакГрегора, согласно которой /достойная/ версия X:

  • средний человек имеет врожденное отвращение к работе и будет избегать ее, насколько это возможно,
  • большинство людей принуждают к работе, контролируют, направляют и угрожают наказанием, чтобы заставить их прилагать усилия, необходимые для достижения целей организации,
  • большинство людей предпочитают, чтобы ими руководили, хотят избежать ответственности, мало честолюбивы; эти люди/эти люди впереди всех, если они/есть/доброта.

В версии Y:

  • €/жизнь/умственные усилия на работе так же естественны и необходимы, как игра и отдых,
  • /внутренний/внутренний контроль и наказание — не единственные способы направления усилий /сотрудников на достижение организационных целей. C/man/bottom – для самоуправления и самоконтроля для достижения целей, которых вы добились,
  • постановка собственных целей зависит от вознаграждения, связанного с их достижением,
  • средний человек учится при определенных условиях не только брать на себя ответственность, но и проявлять ее,
  • у простых народов относительно высок уровень воображения, смекалки, творческого мышления и инициативы в решении организационных задач.

Несколько иначе представил сущность мотивации Ю. Зеленевский. По его словам, мотивация — это «…создание/условий и применение стимулов /служение/, чтобы подчиненные /вели себя/достойно/в соответствии с волей лидера /сохраняя /тем самым/чувство самостоятельности/самостоятельных решений / джи». Самое главное в этом представлении это:

  • цель мотивации — /ведение подчиненных / с достоинством / воля руководителя,
  • инструменты мотивации — стимулы и мотивационные условия, дополненные убеждением,
  • оставляя подчиненным ощущение самостоятельности решений.

Под стимулами (мотиваторами) понимаются средства, применяемые руководителем после выполнения задания, влияющие на изменение уровня удовлетворения потребностей подчиненных в зависимости от достигнутых ими результатов.

Поощрительные условия— это средства формирования рабочей ситуации и превращения самого ее выполнения в приятное. Эти условия формируются в отрыве от результатов, полученных данным работником. К ним относятся: санитарно-гигиенические условия, уровень социальных льгот, социальный климат, организационный порядок.

Убеждение(убеждение) — формирование руководителем установок и привычек подчиненных, что влияет на мотивы их поведения. Среди мотивационных инструментов стимулы самым непосредственным образом формируют поведение сотрудников. Их синтетическое представление содержится в табл. 5.2. Среди стимулов наиболее важными являются те, которые определяются по форме, т. е. платежные и неоплачиваемые стимулы.

Таблица 5.2. Классификация раздражителей

Критерий деленияРазделение
1. Тип удовлетворенных потребностейосновные стимулы, обусловливающие жизньраздражители более высокого порядка, касающиеся потребностей социального, эстетического, нравственного типа и т. д.
2. Степень формализацииформальные стимулынеформальные стимулы
3. Направление взаимодействияположительные стимулы (вознаграждения)негативные поощрения (наказания)
4. Сфера воздействиявнутренние стимулы, способствующие реализации имманентных человеческих ценностейвнешние раздражители являются лишь средством реализации других ценностей
5. Способ взаимодействия• индивидуальные и командные стимулы
6. Формаквадратные стимулыдополнительные рабочие стимулы

Источник: A. Czermiňski et al., Organizacja…, op. соч., стр. 102.

У них квадраты превыше всего:

  • стимулирование сотрудников к выполнению поставленных задач на приемлемом для компании уровне,
  • мобилизовать дополнительные усилия для лучшей реализации целей компании.

Первая задача выполняется преимущественно через постоянную часть площади. Его размер зависит от должности и задач, а не от индивидуальных достижений работника. Вторая задача осуществляется через подвижную часть квадрата.

Внеотраслевые стимулы подразделяются на:

  • связанные с самой работой, ее характером и видом,
  • связанные с личностью работника.

К первым относятся:

  • разнообразные задания, делающие работу более интересной,
  • придание смысла каждой работе, благодаря чему работник осознает, что занимается полезными делами,
  • автономность действий и ограниченный контроль, дающие работнику ощущение независимости и свободы при выполнении задач,
  • обратная связь, предоставление работнику информации о результатах его труда,
  • комплексный характер задач, благодаря которому сотрудник лучше видит свое место во всем процессе, в котором он участвует,
  • участие в управлении, что дает ощущение влияния на происходящее в компании,
  • делегирование полномочий, дающее ощущение положения и шанс воспользоваться возможностями,
  • мотивирующие технические связи.

Другие включают:

  • справедливая оценка работника,
  • поощрение желаемых установок и моделей поведения,
  • продвижение по службе,
  • система похвал, отличий, наград,
  • соревнование,
  • благодарность и внимание подчиненным,
  • угроза потери работы,
  • выражение неодобрения, наказаний, выговоров и замечаний.

Добавить комментарий