Методология проектирования организационных структур

Различают подходы к проектированию «снизу вверх» и «сверху вниз».

Нисходящий подход состоит в том, чтобы начать процесс проектирования организационной структуры путем выделения должностей и организационных единиц на высших уровнях, а затем, путем разукрупнения их задач, путем выделения организационных единиц и подразделений на низших и низших уровнях управления. Таким образом, этот подход определенно субъективен.

При подходе «снизу вверх» основным предметом моделирования организационной структуры является комплексное и детальное видение задач, выполняемых предприятием. Именно на фоне поставленных задач строятся организационные отношения. В этом решении преобладают «объективные» (функциональные) аспекты. Сначала определяются цели организации, а затем они дезагрегируются на конкретные задачи. Элементарные задачи, определенные в процессе дезагрегации, являются основой для определения организационных ролей. Наборы организационных ролей, закрепленных за одним сотрудником, определяют разделение отдельных организационных должностей. Следующий этап построения модели организационной структуры заключается в объединении обособленных организационных позиций сначала в организационные единицы, а затем в организационные единицы все более высокого порядка.

Помимо моделирования организационных структур «снизу вверх» и «сверху вниз», существуют так называемые прогностический и диагностический подход. В методе диагностики отправной точкой является состояние данного предприятия. Суть этого подхода заключается в диагностике существующих решений, их анализе и определении направлений оптимизации. Процедура, принятая в диагностическом методе, характеризуется следующей последовательностью: анализ — синтез — анализ.

Однако в прогнозном подходе рекомендуется стереть из памяти существующие решения и сосредоточиться на внешних функциях исследуемого предприятия. Эта рекомендация проистекает из убеждения, что пока не начать абстрагироваться от существующих шаблонов, ограниченное рутиной воображение не сможет создать действительно новаторских, оригинальных и высокоэффективных решений. Отсюда важность воображения, фантазии и творческого мышления, характеризующих прогностический метод.

Одним из основных методов идентификации, анализа и проектирования организационных структур является методика таблиц компетенций (придумана Э. Э. Хаймансом и научно усовершенствована прежде всего Ф. Нордсиком). В основе конструкции лежит символический подход к т/ж. Организационные роли в рамках организации создаются двумя размерностями систем: объективной и субъективной организации, в виде определенной матрицы. При классическом подходе таблица компетенций состоит из трех основных частей (см. рис. 3.15):

Объективная структура функции или иначе — /дезагрегированный, нумерованный классификатор /квест, осуществляемый в учреждении, с определенной степенью специфичности, /обычно, однако, не менее чем с/ позиций/позиций десятичная классификация. Традиционно расположение предметов размещается в левой части доски (см. рис. 3.17). Классификация и группировка/исследование проводится по органическим функциям (родовые, примитивные) предприятие (или, в более широком смысле, институты), уже представленные в главе I (например, маркетинг, производство, управление человеческими ресурсами, финансы и т. д.).

Организационные роли W — базовое исполнение V — вспомогательное исполнение D — решающее О — мнение Нет — общий надзор Nb — постоянный надзор Io — информация получена Ip — информация отправлена ФУНКЦИИ ОБЛАСТИ 3. Маркетинг      
     
   
совет директоровУправлениеглавный управляющийОбслуживание клиентовЮрисконсультДиректор по импорту
1234567
3.1. Изучение тенденций развития информации      
3.2. Исследования рынка      
3.2.1. потребности и предпочтения клиентов      
3.2.2. каналы сбыта      
3.2.3. действующие и потенциальные конкуренты      
3.2.4. статистические материалы      
3.2.5. отчеты об эффективности продвижения      
3.3. Разработка (наладка) анализа рынка  но   
3.4. Оценка объема спроса      
3.4.1. по регионам      
3.4.2. по клиентам      
3.4.3. по продуктам      
3.4.4. все вместе      
3.5. Определение условий продажи и формирование цен      
3.4.4. ценовой предел  но   

Рис. 3.17. Пример правильно составленной таблицы компетенций

  1. Субъективная структура включает в себя отдельные организационные подразделения и должности. По желанию пользователя таблицы могут быть более или менее подробными. Более синтетические таблицы для высшего руководства содержат 4-5-элементный классификатор задач и предметную структуру всего учреждения вплоть до уровня организационных единиц. Более подробные таблицы компетенций для нижних уровней управления содержат до семи пунктов классификатора функций, но только ту его часть, которая относится к данному уровню и структуре субъектов до уровня руководящих должностей, но и только избранную часть структуры субъективны. Предметная система традиционно помещается в «голову» таблицы. Используя соответствующие графические обозначения, можно включить в «голову» не только измерение специализации, но и конфигурации (см. рис. 3.17).
  2. Система «ролей» (иначе называемых «компетентностными функциями»), которые указывают способ участия организационных единиц в выполнении задач. Таким образом, функции компетенции отражают разделение труда между многими субъектами при выполнении каждой функции по очереди.. «Роли» записываются «внутри» матрицы, составляющей таблицу компетенций, на пересечении строк, соответствующих задачам, и столбцов, соответствующих организационным единицам. Таким образом, столбцы таблицы дают реальную картину участия и сотрудничества отдельных органов власти в выполнении отдельных задач, а строки отвечают на вопрос, как и какими органами выполняются отдельные задачи.. Таким образом, анализ столбца дает информацию о степени диверсификации деятельности данной организационной единицы (должностей) как по их видам (органические функции и подфункции), так и по организационным ролям. Анализ строк предоставляет информацию о степени дисперсии действий, связанных с данной задачей.

Специфической проблемой, связанной с таблицами компетенций, является классификация функций компетенций и способ их представления. По этому поводу есть много предложений. Классический подход Э. Хайманса включает две группы функций (дисциплинарные и недисциплинарные), описываемые одиннадцатью мнемониками.

Ф. Нордсик, используя другие графические обозначения, также подразделил одиннадцать функций на четыре группы (управленческие, исполнительные, вспомогательные и контролирующие). На рис. 3.16 представлен более современный подход к функциям компетенций и их графическим обозначениям по методу OBM-Hijmans. Однако в настоящее время от мнемоники отказываются в пользу буквенных обозначений, которые значительно облегчают использование таблиц. Набор организационных ролей также ограничен.

Практика показывает, что минимальный набор организационных ролей должен включать:

W — производительность,

Д — решающий,

Н — курирующий,

ИП — передача информации,

Ио — получение информации.

В более сложных подходах дополнительно учитываются, например:

V — вспомогательное исполнение,

О — давать мнения,

Нет — общий надзор,

Nb — текущий контроль.

Пример фрагмента таблицы компетенций, составленной по этим правилам, представлен на рис. 3.17.

Добавить комментарий