Факторы, определяющие организационную структуру

Организационная структура компании является функцией одновременного воздействия множества различных факторов и обстоятельств. В уже классических подходах наиболее важными были:

  • цели организации,
  • специфика ближнего и дальнего окружения,
  • некоторые особенности используемой технологии,
  • размер организации,
  • система ценностей компании, сформированная историей.

В современных подходах этот список дополняется, например, людьми и жизненным циклом организации. Однако это не является предметом научных споров. Спорной проблемой является признание стратегии надструктурным фактором. Приверженцы теории А. Д. Чандлера утверждают, что структура следует за стратегией. Стратегия определяет, прежде всего, сферы деятельности предприятия, а они в первую очередь определяют организационную структуру. Кроме того, стратегия определяет, как будут работать линии подчинения и каналы связи между различными менеджерами и отделами. Это влияет на информацию, протекающую по этим линиям, а также на механизмы планирования и принятия решений.

Однако не все убеждены в структурообразующей роли стратегии или даже в содержащихся в ней целях, полагая, что это структураопределяет стратегию и ее цели. Другие, выступая за структурирующую роль стратегий и целей, трактуют их не как суперфакторы, а как один из многих. Однако, независимо от взглядов на этот счет, все согласны с интерактивной связью между этими факторами.

Интерактивное влияние среды на организационную структуру совершенно очевидно. В теории организации и управления это влияние подчеркивается путем описания окружающей среды с точки зрения степени неопределенности, турбулентности и сложности. В большинстве случаев, чем они больше, тем более гибкой должна быть организационная структура. Как и используемые технологии. Глубокое разделение труда, глубокая специализация требуют большей формализации. Кроме того, чем больше организация, тем больше формализация имеет тенденцию быть ответом на возрастающую сложность. Однако, как показал Чандлер, по мере роста организации вынуждены децентрализовать управление.

Добавить комментарий