В литературе по данной теме методы и приемы управления трактуются по-разному, как в смысле какой-либо номенклатуры (метод, прием, концепция, система, философия управления), так и в смысле содержания (относящегося к
с необходимостью выявления и решения различных проблем в функционировании организаций экономического, социологического, психологического, технического характера и др.).
Некоторые авторы выделяют несколько десятков методов, приемов и моделей управления, подчеркивая тем самым их разнообразие и богатство форм и содержания (например, К. Перечуда).). Другие, однако, перечисляя и описывая меньшее их количество (десяток или около того), пытаются их дополнительно систематизировать. Например, К. Зимневич делит методы управления на четыре группы.:
- систематизация и упрощение управленческой работы (например, управление по: исключениям, целям, результатам),
- мотивационные (например, управление через: мотивацию, участие, общение),
- сосредоточены на творчестве (управление креативностью, факт творческого мышления, методы обсуждения),
- комплексный (системный анализ, модель Гарцбурга, Санкт-Галлена).
Основным классификационным критерием в данном случае является применимость методики к данной группе задач..
В этой работе было принято следующее соглашение о порядке методов и приемов управления:
Процессы управления можно структурировать с разных точек зрения. Представленные до сих пор включают:
- инструменты управления,
- функции управления,
- основные (материальные) функции предприятия,
- стадии принятия решения,
- элементы процесса управления,
- управленческие роли.
Базовые элементы этих структурирований, а также различные подходы к управлению в целом создают специфический язык категорий описания управления. Выявление различных проблем управления и способов их решения именно в этих категориях является основой для выделения методов и приемов управления. Наиболее известные группы описаний, перечисленные выше, включают:
- стратегическое управление,
- управление по мотивации,
- управление через маркетинг,
- Управление по целям,
- управление исключениями,
- управления через инновации.
Суть стратегического управления заключается в распоряжении человеческими и капитальными ресурсами с целью обеспечения существования и развития организации в долгосрочной перспективе..
Центральным вопросом мотивации менеджмента являются потребности человека. Управление поведением сотрудников заключается в систематическом и методическом создании ситуаций, затрагивающих их индивидуальные потребности. Таким образом, с помощью механикипринуждение: стимул — потребность, действия работника эффективнее включаются в структуру функционирования компании.
Управление маркетингом как метод управления заключается в сосредоточении внимания на следующих вопросах:
- маркетинговый комплекс (продукт, цена, продвижение и распространение),
- исследования рынка,
- рыночные стратегии.
Управление по целям состоит в выявлении общих целей организации и конкретных целей ее частей в виде так называемого дерево целей и на конкретной мотивации людей к их достижению. Основная философия системы заключается в сочетании целей организации с личными целями ее членов.
Управление исключениями заключается в контроле отклонений от принятых шаблонов (норм, целей, планов) и устранении их в случаях выявленных отклонений.
Управление через инновации или управление через изменения можно реализовать двумя способами. В системах управления, основанных на принуждении, изменения инициируются центром власти и навязываются подчиненным. В системах управления, основанных на тендерах, подчиненные участвуют в создании идей для изменений и в их применении на практике..