Теорию классической школы разработал французский инженер А. Фажолис. Он разработал теорию научного менеджмента и одним из первых теоретиков попытался сформулировать универсальный подход к администрированию (менеджменту) и его принципы.
По мнению Х. Фаджолиса, принципы организации управления являются той основой, на которой субъект управления должен добиваться эффективных результатов.
В своих работах Х. Файолис определил сферу производственной деятельности, которую он разделил на шесть направлений деятельности: технико-производственное, коммерческое, финансовая защита (имущества и личности), бухгалтерское делопроизводство. Наибольшее внимание он уделял управлению и создал «управленческую науку». Х. Файолис рассматривает администрирование как специфическую деятельность определенной группы служащих, которая осуществляется за счет регламентированной работы других служащих (исполнителей). Здесь администрирование понимается как составная часть комплексного управления. В основе этой науки лежат четырнадцать важнейших принципов, которые Х. Файолис первым сформулировал и применил к промышленности:
- Разделение труда.Чем больше сотрудники специализируются в определенной области, тем эффективнее они выполняют свою работу.
- Мощность.Менеджеры должны давать инструкции о том, как выполнять задачи. Формальная власть, которой обладают менеджеры, дает им право командовать, но подчинение не всегда достигается, если они не обладают личным авторитетом (например, необходимой компетенцией).
- Дисциплина.Члены организации должны соблюдать ее правила и положения. По мнению Х. Фаджоли, дисциплину обеспечивают надлежащее управление на всех уровнях организации, справедливые контракты (например, обязательство платить за лучшее качество работы) и законодательно утвержденные штрафы за нарушения.
- Единство команды.Каждый сотрудник должен получать инструкции только от одного человека. По мнению Х. Фаджоли, при непосредственном подчинении работника нескольким руководителям возникают неизбежные противоречия между инструкциями и неуверенность в полномочиях.
- Единство направления.Те операции организации, преследующие одну и ту же цель, должны управляться одним менеджером в соответствии с одним планом. Например, в отделе кадров компании не может быть двух директоров с разными политиками найма.
- Направление личных целей на общее благо.Какими бы ни были обязательства, сотрудники
интересы не могут иметь приоритет над интересами организации в целом. - Вознаграждение.И работодатели, и работники должны получать справедливое вознаграждение за проделанную работу.
- Централизация.Уменьшение роли подчиненных в принятии решений — это централизация, а повышение их роли — децентрализация. Х. Файолис считал, что менеджеры по-прежнему должны нести ответственность за всю работу, но в то же время они должны давать своим подчиненным достаточную ответственность, чтобы они выполняли свою работу должным образом. В каждом случае необходимо определить необходимую степень централизации.
- Иерархия.Линия власти в организации сегодня часто представлена аккуратными квадратами и линиями в организационных структурах. Линия власти в компании всегда «прочерчивается» сверху вниз от высшего к низшему уровню управления.
- Порядок.Материалы и люди должны оказаться в нужном месте в нужное время. Люди должны занимать должности и выполнять работу, для которой они лучше всего подходят.
- Справедливость.Руководители должны быть дружелюбны и справедливы по отношению к своим подчиненным.
- Стабильность персонала.Высокая текучесть кадров препятствует успеху организации.
- Инициатива.Подчиненные должны иметь возможность разрабатывать и реализовывать свои собственные планы, даже если время от времени могут возникать ошибки.
- Дух коллектива (Esprit de Corps).Воспитание командного духа способствует единству организации. По мнению Х. Фаджолиса, его развитию способствуют даже незначительные факторы. Например, он предложил общаться напрямую из уст в уста, а не через официальные письменные средства, где это возможно.
Х. Файолис также исследовал организационные структуры и обосновал необходимость горизонтальных связей между несколькими менеджерами (отделами) одного уровня. Он первым рассмотрел и сформулировал общие функции управления.
Важную роль в науке он отводил концепции организационного планирования. Сформулированный им принцип, согласно которому план должен предусматривать не повторение произошедших событий, а возможные изменения, является в настоящее время наиболее важным при планировании деятельности компаний и корпораций.
В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он рассмотрел следующие вопросы:
• важность подготовки менеджеров;
• функции менеджеров;
• принципы управления.
Х. Фажолис отметил, что все предприниматели осуществляют те или иные управленческие действия, независимо от их положения в управленческой иерархии. Нижний уровень (рабочие) выполняют технические действия, например производят, высший уровень – планирование, организацию, руководство, контроль. Х. Файолис впервые выделил основные функции, выполняемые менеджерами, а именно: прогнозирование, организацию, управление, координацию, контроль.
Классическая теория была развита Л. Гуликом и Л. Урвиком, которые, используя функции управления, выделенные Х. Фаджоли, дополнительно изучили их и более строго классифицировали и систематизировали. На практике они окончательно сформулировали концепцию функций общего управления, которая с тех пор почти не изменилась. 1920 год считается новым этапом в развитии теории и практики науки управления. В то время сформировалась концепция человеческих отношений (Human Relations Management), первооткрывателем которой был Курт Левин (Kurt Lewin, 1890-1947). Эта концепция базируется на таких дисциплинах, как психология, социология и антропология.