Эта школа родилась как реакция на недостатки классической школы. Она критикует классическую теорию, которая ценит не человеческие качества и характер, а только физические способности человека. Учение о человеческих отношениях, в отличие от тейлоризма, выдвигает на первый план влияние социальных факторов на управление производством и находит новые пути повышения производительности труда:
- образование государственных служащих;
- групповые решения;
- гуманизация труда;
- психологические мотивы поведения людей в производственном процессе; групповые отношения;
- групповые нормы;
- неформальные организации и неформальные лидеры.
Более подробно и подробно теорию человеческих отношений изложил американский ученый Э. Мео. Главный вывод Э. Мес — при повышении производительности труда наиболее важными факторами являются не финансовые или материальные, а психологические и социальные факторы. Этот вывод подтверждается обобщением результатов исследований.
Повторение и развитие экспериментов, 1932 г. Э. Мео сделал следующие выводы:
- доброжелательное и внимательное отношение к работнику имеет большое значение в повышении производительности труда;
- важен не только размер заработной платы, но и ее связь со статусом работника (нецелесообразно платить работнику более высокого статуса меньше, чем работнику более низкого статуса);
- человек является социальной личностью и строгая регламентация его поведения вызывает неприязнь, поэтому важным условием удовлетворенности трудом является оценка работы, самостоятельность работника и способность к проявлению инициативы.
Первыми к изучению проблем мотивации поведения сотрудников приступили представители теории человеческих отношений. В этой области Ч. Бернардас, который в своей фундаментальной работе «Функции офицера» обосновал значение мотивов для достижения оперативной эффективности и выделил следующие общие мотивы:
- соответствие условий труда установкам и навыкам работника;
- привлекательность рабочих мест;
- возможность активного личного участия в решении организационных задач;
- дружеские отношения с коллегами, создающие хороший микроклимат.
Во всем индустриальном мире много говорится и пишется о теории Д. МакГрегора в 1960-х годах. подробно в книге «Человеческая сторона компании». По Д. Макгрегору, менеджмент – это искусство регулирования человеческих отношений. Есть две теории этого искусства. Одна традиционная, основанная на учении Ф. Тейлора. Д. МакГрегор называет это Х, или авторитарным. Вторая теория, Y — теория демократического подхода к работнику.
Согласно Теории X, человек ленив по своей природе. Пытается симулировать, избегает работы. Для того чтобы заставить человека работать честно, необходимо его понукать, угрожать ему различными взысканиями и наказаниями. Таким образом, фактическим выражением этой теории является многоэтажная управленческая пирамида, нижние звенья которой лишь выполняют приказы и не проявляют инициативы.
Согласно Д. Макгрегору, достижение цели — это моральная награда (Теория Y). Именно здесь реализуется самовыражение — одна из высших социальных потребностей человека. Однако самовыражению мешает слишком строгий контроль. Эффект от правильно применяемых знаний и изобретательности рабочих может быть намного больше, чем простое увеличение физических усилий. Современное производство использует лишь часть интеллектуального потенциала человека, так как традиционные методы управления тормозят его.
Стили лидерства согласно теориям X и Y
Традиционное руководство (X-руководство) | Современное руководство (Y Guide) |
Критикует | Хвалить |
Команды | Определяет цель |
Подчеркивает работоспособность | Подчеркивает поощрение |
Самое главное – формальная трудовая дисциплина | Самое главное — эффективность работы подчиненных |
Манера обращения с подчиненными строгая и официальная | Дружелюбен с подчиненными |
Теория Д. МакГрегора явилась фундаментальным шагом к гуманизации труда и персонала. Таким образом, можно выделить четыре проблемы, решаемые теорией человеческих отношений:
- индивидуальная мотивация;
- поведение рабочих групп;
- лидерство менеджера;
- поведение между группами.