В последнее время этно-конфессиональный фактор стал играть значительную роль в социальной и общественно-политической жизни не только русского народа, но и всего мирового сообщества. Ислам играет первостепенное значение в национальной культуре и формирование национального самосознания в отдельных регионах мира из-за традиционное распространение ислама. Национальные и религиозные концепции в этих регионах представляет в силу своей исторической специфики нечто единое и неразрывное. Тем не менее, это единство во многих случаях выступает в крайне противоречивой форме. С одной стороны, эти религии выполняют этноконсолидирующие функции, обеспечивая этническую и религиозную солидарность в менталитете и образе жизни, передачу этнических ценностей и сохранение их в этническом пространстве тех или иных людей, а с другой стороны — они могут выступать в качестве фактора распада тех или иных этносов в соответствии с этнорелигиозными основаниями и как проводник идеологии, психология и нетерпением культуры в обществе, провоцирующий международное недоверие и этно-конфликты.
Религия является универсальным выражением солидарности. Она действует как системообразующий элемент цивилизационной матрицы. С этой точки зрения активации религиозного фактора для роста потенциала международной солидарности необходим. Актуализация общих социокультурных основ российского общества основных конфессий, отчетливо видна в контексте их анализа. Объединенные модели ряда религий (единобожие, трансцендентализм, бог в личном понимании, мессианизм идея и т.д.) это подчеркивает,
Конкретные люди той или иной национальности, как представляется, являются носителями и представителями как религиозного, так этнического. Это единство в отдельных случаях принимает весьма противоречивую форму. Второй аспект религиозного влияния проявляется сегодня особенно заметно в регионах исламской традиции. В последнее время религиозный «Ренессанс» стал одним из дезинтеграционных факторов межконфессиональных, международных и в целом общественных отношений. Это существенный фактор политических, этнокультурных, международных отношений.
Исследователи отмечают интенсивный рост религиозных образований, которые нарушают достаточно обычный этноконфессиональный баланс в России. Исследователи акцентируют свое внимание на опасность, которую исламский радикализм приносит в российское общество. Предполагаются, что интенсивное внимание к исламскому радикализму связанно с ростом группировок террористической направленности, открывающих свою деятельность под знаменем исламского фундаментализма с использованием таких понятий, как «такфир» и «джихад», который интерпретированы исламскими радикалами в резком противоречием с подлинным исламом, формируя негативное общественное мнение [.
Таким образом, понятие «такфир» (обвинение мусульман в неверии, неправильной или неискренней вера) используются радикальными исламистами, которые присвоили это право судить другие мусульманин оправдывающих, с их точки зрения, совершаемые ими преступления по отношению к мусульманам, которые не разделяют их идеологическую позицию. «Джихад» (священная война) как понятие также используется радикальными исламистами самым извращенным способом, который в соответствии с мусульманской ортодоксальной традицией может быть использован только при условии угрозы жизни мусульман. Вообще, вопрос о спорных понятиях довольно противоречиво решены в среде мусульманских богословов и побуждает горячие дискуссии,