В 1990-е годы развитие Интернета стало фактором глобального значения. Сегодня важность интернет-ресурсов и технологий в образовании неоспорима. Все развитые страны мира имеют более или менее обширные программы по продвижению Интернета в сфере образования. Подавляющее большинство развивающихся стран, несмотря на все еще существующие трудности, проблемы и страхи, со своими возможностями активизируют определенные шаги по содействию формированию глобального образовательного сообщества. При этом систематизация и анализ опыта использования Интернета в образовании становится неотложной задачей для каждой страны и всего мирового сообщества в отношении преимуществ, а также препятствий и нежелательных последствий.
Под применением Интернета в образовании понимается использование интернет-технологий для решения различных образовательных задач, а именно, преподавание, обучение и управление учебным процессом. Систематический анализ опыта использования Интернета в образовании подразумевает, что типы такого применения предоставляют возможность для сравнений, которые могут быть предварительно определены. В зависимости от выбранной типологии анализ может охватывать различные аспекты опыта. В последнее время в литературе предложены различные типологии применения Интернета в образовании. В то же время, благодаря накопленному опыту использования телекоммуникационных технологий в образовании, следует отметить два основных подхода к выбору оснований для сегментации этой области. Наиболее широко распространен технологически ориентированный подход. Например, статистическое исследование об использовании электронного общения в открытом образовании и дистанционном образовании, проведенное ЮНЕСКО в 1995 году, использовало следующую матрицу, основанную на типах применяемых средств электросвязи для сбора информации По интерактивным технологиям в образовательных программах: телефон, факс, аудиоконференция, видеоконференция, электронная почта, доступ к базам данных. При таких подходах к изучению опыта анализируется техническое оснащение и готовность участников образовательного процесса по использованию соответствующих технологий. Подход может быть изменен. Примером модификации может служить типология, основанная на уровне оборудования в учебных заведениях или уровне навыков учителей и учащихся в компьютерных и телекоммуникационных средствах:
Таблица 1. Интернет-инструменты для онлайн-обучения
Степень виртуальности (уровень навыков) | Интернет-инструменты |
Низкий уровень | Использование электронной почты или списков обсуждений |
Средний уровень | Списки обсуждений и онлайн-записи лекций, предоставляемые через Интернет |
Высокий уровень | Вышеупомянутые плюс интерактивные веб-учебные пособия, разработанные специально для взаимодействия между курсами и учащимися (например, создание собственных веб-страниц) |
Экспертный уровень | Вышеупомянутые плюс виртуальные среды, дающие участникам возможность совместной работы |
Эти типологии ориентированы на анализ параметров, характеризующих решение соответствующих образовательных проблем.
Классификация интернет-инструментов может быть выполнена в соответствии с типами взаимодействия между участниками образовательного процесса В процессе решения различных задач используются сетевые инструменты с различными комбинациями учащихся, преподавателей и целей учебного плана:
взаимодействие между студентами и преподавателями в учебном процессе;
взаимодействие между студентами и преподавателями при поиске информации в Сети;
профессиональные совместные действия преподавателя и администрация;
совместные исследовательские проекты студентов.
Анализируя опыт успешного проектирования и внедрения онлайновых образовательных курсов и приложений, можно ввести понятие «структуры деятельности», что означает модель деятельности участников образовательного процесса в сети. Разделенные в соответствии с типами взаимодействия на три большие части «структуры деятельности» образуют следующие типологии: в качестве основы для выделения различных интернет-приложений могут быть учтены следующие четыре типа коммуникационных парадигм (коммуникационные методы) и виды «педагогических методов». Эти «педагогические методы» интерпретируются как «способы достижения целей обучения». В обобщенном виде эта типология представлена в следующем виде:
Таблица 2. Методы, приемы и устройства, которые могут применяться в СМС-системах обучения
Способы общения | Один | Один к одному | Один к множеству | Множество ко
множеству |
Педагогические техники | Онлайн-базы данных Онлайн-журналы Онлайн-заявки Библиотеки программ Онлайн-кружки Интервью | Подготовительные курсы Стажировки
переписка обучение |
Лекции
симпозиумы Публикации |
Обсуждения Симуляторы или игры Ролевые игры Тематические исследования Дискуссионные группы
Стенограмма основе назначения Мозг-штурм Дельфи-метод Номинальные группы методы Форумы группы проектов |
Типы CMC-устройств | Средства для работы с онлайн-ресурсами | Эл. почта | Списки, BBS и WWW | Usenet, BBS и
компьютер телеконференций |
Исходя из возможностей, предоставляемых Интернетом для демонополизации источников информации и оценки в процессе обучения (без ограничений по времени) индивидуальных стилей обучения каждого, и исходя из тезиса о необходимости применения в этом контексте более разнообразных методов обучения можно выделить девять «обучающих стратегий онлайн»:
- Образовательные контракты;
- Лекция;
- Обсуждение;
- Самообучение;
- Попечительство;
- Работа в малых группах;
- Метод проекта;
- Тематическое исследование;
- Форум.
Таблица 3. Типология использования Интернета в образовании на основе видов деятельности во всех аспектах учебного процесса
1. Веб-курсы | Полностью заполненные WWW курсы
Основные компоненты курса в WWW Поддержка в WWW WWW содержит только информацию о курсе |
2. Управление образованием | Онлайн-регистрация Регистрация курсов Оплата обучения Административные задачи |
3. Развитие навыков общения | Тематическая переписка между студентами, включая студентов из-за рубежа |
4. Электронные публикации | Создание веб-страниц гипермедиа студентами Выпуск интернет-журналов |
5. Информация о добыче | Просмотр баз данных в электронных энциклопедиях |
6. Спросите экспертов | Рассылка по электронной почте вопросов наиболее известным специалистам |
7. Электронные появления и виртуальные реализации | Виртуальные конференции или форумы |
8. Моделирование | MUD, MOO |
9. Участие в исследовательских проектах | Общий глобальный поиск, сбор и анализ информации |
10. Профессиональная сеть | Обмен опытом и информацией посредством синхронных и асинхронных телеконференций и дискуссионных списков |