Использование интернет-технологий для решения различных образовательных задач

В 1990-е годы развитие Интернета стало фактором глобального значения. Сегодня важность интернет-ресурсов и технологий в образовании неоспорима. Все развитые страны мира имеют более или менее обширные программы по продвижению Интернета в сфере образования. Подавляющее большинство развивающихся стран, несмотря на все еще существующие трудности, проблемы и страхи, со своими возможностями активизируют определенные шаги по содействию формированию глобального образовательного сообщества. При этом систематизация и анализ опыта использования Интернета в образовании становится неотложной задачей для каждой страны и всего мирового сообщества в отношении преимуществ, а также препятствий и нежелательных последствий.

Под применением Интернета в образовании понимается использование интернет-технологий для решения различных образовательных задач, а именно, преподавание, обучение и управление учебным процессом. Систематический анализ опыта использования Интернета в образовании подразумевает, что типы такого применения предоставляют возможность для сравнений, которые могут быть предварительно определены. В зависимости от выбранной типологии анализ может охватывать различные аспекты опыта. В последнее время в литературе предложены различные типологии применения Интернета в образовании. В то же время, благодаря накопленному опыту использования телекоммуникационных технологий в образовании, следует отметить два основных подхода к выбору оснований для сегментации этой области. Наиболее широко распространен технологически ориентированный подход. Например, статистическое исследование об использовании электронного общения в открытом образовании и дистанционном образовании, проведенное ЮНЕСКО в 1995 году, использовало следующую матрицу, основанную на типах применяемых средств электросвязи для сбора информации По интерактивным технологиям в образовательных программах: телефон, факс, аудиоконференция, видеоконференция, электронная почта, доступ к базам данных. При таких подходах к изучению опыта анализируется техническое оснащение и готовность участников образовательного процесса по использованию соответствующих технологий. Подход может быть изменен. Примером модификации может служить типология, основанная на уровне оборудования в учебных заведениях или уровне навыков учителей и учащихся в компьютерных и телекоммуникационных средствах:

Таблица 1. Интернет-инструменты для онлайн-обучения

Степень виртуальности (уровень навыков) Интернет-инструменты
Низкий уровень Использование электронной почты или списков обсуждений
Средний уровень Списки обсуждений и онлайн-записи лекций, предоставляемые через Интернет
Высокий уровень Вышеупомянутые плюс интерактивные веб-учебные пособия, разработанные специально для взаимодействия между курсами и учащимися (например, создание собственных веб-страниц)
Экспертный уровень Вышеупомянутые плюс виртуальные среды, дающие участникам возможность совместной работы

Эти типологии ориентированы на анализ параметров, характеризующих решение соответствующих образовательных проблем.

Классификация интернет-инструментов может быть выполнена в соответствии с типами взаимодействия между участниками образовательного процесса В процессе решения различных задач используются сетевые инструменты с различными комбинациями учащихся, преподавателей и целей учебного плана:

взаимодействие между студентами и преподавателями в учебном процессе;

взаимодействие между студентами и преподавателями при поиске информации в Сети;

профессиональные совместные действия преподавателя и администрация;

совместные исследовательские проекты студентов.

Анализируя опыт успешного проектирования и внедрения онлайновых образовательных курсов и приложений, можно ввести понятие «структуры деятельности», что означает модель деятельности участников образовательного процесса в сети. Разделенные в соответствии с типами взаимодействия на три большие части «структуры деятельности» образуют следующие типологии: в качестве основы для выделения различных интернет-приложений могут быть учтены следующие четыре типа коммуникационных парадигм (коммуникационные методы) и виды «педагогических методов». Эти «педагогические методы» интерпретируются как «способы достижения целей обучения». В обобщенном виде эта типология представлена ​​в следующем виде:

Таблица 2. Методы, приемы и устройства, которые могут применяться в СМС-системах обучения

 

Способы общения Один Один к одному Один к множеству Множество ко

множеству

Педагогические техники Онлайн-базы данных Онлайн-журналы Онлайн-заявки Библиотеки программ Онлайн-кружки Интервью Подготовительные курсы Стажировки

переписка

обучение

Лекции

симпозиумы

Публикации

Обсуждения Симуляторы или игры Ролевые игры Тематические исследования Дискуссионные группы

Стенограмма основе

назначения

Мозг-штурм

Дельфи-метод

Номинальные группы

методы

Форумы группы проектов

Типы CMC-устройств Средства для работы с онлайн-ресурсами Эл. почта Списки, BBS и WWW Usenet, BBS и

компьютер

телеконференций

 

Исходя из возможностей, предоставляемых Интернетом для демонополизации источников информации и оценки в процессе обучения (без ограничений по времени) индивидуальных стилей обучения каждого, и исходя из тезиса о необходимости применения в этом контексте более разнообразных методов обучения можно выделить девять «обучающих стратегий онлайн»:

  1. Образовательные контракты;
  2. Лекция;
  3. Обсуждение;
  4. Самообучение;
  5. Попечительство;
  6. Работа в малых группах;
  7. Метод проекта;
  8. Тематическое исследование;
  9. Форум.

Таблица 3. Типология использования Интернета в образовании на основе видов деятельности во всех аспектах учебного процесса

1. Веб-курсы Полностью заполненные WWW курсы

Основные компоненты курса в WWW

Поддержка в WWW

WWW содержит только информацию о курсе

2. Управление образованием Онлайн-регистрация Регистрация курсов Оплата обучения Административные задачи
3. Развитие навыков общения Тематическая переписка между студентами, включая студентов из-за рубежа
4. Электронные публикации Создание веб-страниц гипермедиа студентами Выпуск интернет-журналов
5. Информация о добыче Просмотр баз данных в электронных энциклопедиях
6. Спросите экспертов Рассылка по электронной почте вопросов наиболее известным специалистам
7. Электронные появления и виртуальные реализации Виртуальные конференции или форумы
8. Моделирование MUD, MOO
9. Участие в исследовательских проектах Общий глобальный поиск, сбор и анализ информации
10. Профессиональная сеть Обмен опытом и информацией посредством синхронных и асинхронных телеконференций и дискуссионных списков

 

Добавить комментарий