Направления и создатели научных основ организации и управления

Динамичное развитие капитализма в 19 — начале 20 вв. заставило владельцев средств производства заинтересоваться организацией как серьёзным фактором повышения производительности труда. Организация стала рассматриваться как четвертый фактор производства. Таким образом, возник объективный общественный запрос на исследование и совершенствование организации человеческого труда. Эти и другие условия (например, развитие технического прогресса) создали первое «официальное» научное направление в области организации и управления, получившее название научного управления. В рамках этого направления внимание было сосредоточено на совершенствовании организации труда человека на отдельном производственном участке, а также на совершенствовании организации труда относительно небольших производственных бригад и управления ими. Ведущим представителем этого направления, несомненно, был FW. Тейлор (1856-1915) — американский инженер. Его большие научные достижения касались:

  • занятия по элементам рабочего времени, хронометражу,
  • стандартизация работы,
  • системы оплаты труда, коррелирующие с эффективностью труда,
  • оперативное планирование,
  • разделение труда, специализация,
  • функциональные структуры.

Учение Ф. У. Тейлора произвело революцию в американской промышленности. Однако они были подвергнуты критике как негуманные. Нить чрезмерной интенсификации труда рабочих использовалась и в коммунистической революционной идеологии. В. Ленин оценивал достижения Ф. М. Тейлора как «… научную систему выжимания пота».

Другим ведущим представителем этого направления был Ф. Б. Гилберт (1868-1924), внесший особый вклад в исследования по

производственных факторов на рабочих местах и ​​при изучении движений человека во время работы. Он основал первую лабораторию психотехники и исследования движений.

Г. Х. Гантт (1861-1919) — американский инженер, он был создателем оригинальной премиальной системы оплаты труда работников, создателем карты дневной производительности и графических методов планирования производства.

А. Ле Шателье (1850-1936) — французский инженер и ученый, автор многих законов в области физики и химии (например, закона сохранения массы), он также занимался вопросами рационализации труда в промышленности. Он популяризировал творчество Ф. М. Тейлора в Европе. Он известен в науках об организации и управлении как автор концепции так называемого организационный цикл действий.

Классическое направление в науках об организации и управлении имело и имеет до сих пор немало противников (особенно система Тейлора), главным образом потому, что оно игнорировало роль человеческого фактора, относилось к организации безлично, чисто механистически. Основным предметом его интересов была реальная сфера, а основными ценностями были: снижение себестоимости и повышение эффективности работы.

Исторически несколько позже, но почти параллельно, возникла сфера управления, основным предметом исследования которой была деятельность людей, занимающих руководящие должности, и управление всем предприятием. Наиболее яркими представителями этого направления являются французский инженер А. Файоль (1841—1925) и немецкий ученый М. Вебер (1864—1920). А. Файоль широко признан наиболее выдающейся фигурой (после Тейлора) периода становления традиционных достижений науки об организации и управлении. Разработанные им принципы управления на предприятии неизменны и действуют по сей день (14 принципов управления [администрации]: разделение труда, полномочия, дисциплина, единоначалие, единообразие управления, подчинение индивидуальных интересов общему, вознаграждение, централизация, порядок, инициатива, работа в команде, постоянный состав). Он классифицировал функции компании на: технические, коммерческие, финансовые, страховые, бухгалтерские и административные. Он особенно прославился своей классификацией последних (т. е. административных), которую мы теперь с небольшими изменениями принимаем как управленческие функции. А именно, он различал: предвидящий, организующий, предписывающий, координирующий, контролирующий.

М. Вебер известен как создатель модели бюрократического учреждения, т. е. учреждения с организационной структурой, построенной по строгим правилам и управляемой чиновниками высокой административной квалификации, работающими по строго определенным правилам.

Родоначальниками традиционной науки об организации и управлении были: К. Адамецкий (1866-1933), П. Джевецкий (1865-1944) и З. Рытель (1880-1947). Основной и оригинальный вывод К. Адамецкого касается гармонизации как одного из основных принципов организации науки. Другие исследования польских авторов касаются других принципов научной организации труда и объяснения основных понятий, связанных с наукой об организации и управлении.

Исследования Э. Мэйо (1880-1949) начала 1920-х годов произвели революцию в современных представлениях об основных факторах роста производительности труда. Они указывали, что продуктивность труда во многом зависит от отношений между людьми, сложившихся в рабочих коллективах и в социальных группах вне работы, к которым принадлежат работники. Они породили важное направление в науках об организации и управлении — человеческие отношения. Другими ведущими представителями этого направления являются: А. Х. Маслоу — создатель теории мотивации и классификации потребностей, МакГрегор — создатель теорий X и Y относительно поведения людей в рабочем процессе, и Р. Лайкерт, выделивший две типичные управленческие ориентации: объективную а загнали — мусор.

Основные ценности, которые несет это направление:

  • успех организации определяется не только технологиями, но прежде всего людьми,
  • большая эффективность и гибкость работы зависит от степени интеграции сотрудников, их вовлеченности и сотрудничества,
  • Существенное значение для успеха организации имеют отношения: начальник — подчиненный,
  • неформальная организация является важным фактором успеха организации.

Школа операционных исследованийбыла создана на рубеже сороковых и пятидесятых годов. Именно тогда в процессах управления стали использоваться алгоритмы, оптимизирующие управленческие решения. Эти средства разрабатывались и апробировались при решении различных военных задач во время Великой Отечественной войны. Ведущими представителями этого направления являются: Л.В. Канторович — лауреат Нобелевской премии в области экономики, один из основоположников линейного программирования, Г.Б. Данциг — соавтор теории линейного программирования, В. Леонтеф — в области эконометрики. Эти ученые были, несомненно, выдающимися математиками и экономистами. Однако предложенные ими алгоритмы принятия решений характеризовались количественным редукционизмом и, будучи слишком упрощенными по отношению к действительности, не нашли полного признания среди теоретиков и практиков управления.

Школа социальных системсоздавалась под влиянием структурного направления в американской теории социологии, представленного прежде всего Т. Персонсом и Р. Мертоном, и достижений так называемых психлогика персонажей и т.д. К. А. Левин. Наиболее яркими его представителями являются: Ч.И. Барнард, Х. Саймон (лауреат Нобелевской премии по экономике), Г. Дж. Марч. Представители этой школы понимают систему как динамическую совокупность взаимозависимых частей, обусловленных определенной целью. При этом их интересуют только социальные системы, и в частности связи между их элементами, т. е. связь, равновесие, принятие решений. Базовыми ценностями являются: дополнительный интерес к людям в плане побуждения их к активным и творческим действиям; теории поведения людей, социальные группы, цели социальных групп, конфликты, игры актеров, коммуникативные барьеры, теория принятия решений (Х. Саймон), принятие решений как: торги, игры, переговоры, разграничение официальных и реальных целей (Р , Мертон).

Критика этого направления сводится прежде всего к обвинению в неучете материальной стороны функционирования предприятия.

Сокращение разрыва между теорией и практикой управления является основной целью неоклассической школы. Ее ведущим представителем является П. Друкер, а также: Э. Дейл, Дж. Скотт. Основные ценности, популяризируемые школой:

  • максимизация прибыли,
  • децентрализация решений и ответственности,
  • расширение диапазона прицеливания,
  • Управление по целям,
  • управление исключениями,
  • совместное управление.

Неоклассическую школу критикуют за отказ от обобщающего языка университета и за фетишизацию ситуативного подхода.

Системная школапытается применить так называемый общая теория систем и кибернетика для всестороннего описания, анализа и обоснования экономических организаций. Это описание по своему характеру должно учитывать все взаимосвязи между элементами системы и синергетические эффекты. Основы этого направления в науках об организации и управлении были созданы прежде всего С. Биром, Дж. М. Форрестером и Р. Л. Акоффом, опираясь главным образом на научные достижения создателей общей теории систем: Л. фон Берталанфи и К. Е. Боулдинга. .

Одновременно с системной школой на Западе в Польше развивалось праксеологическое направление. Его бесспорным создателем был Т. Котарбинский. Большой вклад в его развитие внесли Я. Зеленевский и Т. Пщоловский. Особенно важное значение для теории и практики организации и управления имело выявление форм операционной эффективности и праксиологических установок.

Стратегическое управлениекак господствующее в настоящее время направление в науках об организации и управлении, она создавалась как специфический ответ на ситуации прерывности и высокой турбулентности внешней среды. Как правило, он охватывает вопросы определения стратегии, реализации стратегии и стратегического контроля. Характеристики этого направления представлены в главе VII.

Добавить комментарий