Парадигмы в теории организации и управления

Приведенные выше концепции различных авторов об менеджменте в целом и его частных проблемах создают не только школы и направления менеджмента. Они также дают основания для обобщений в виде парадигм в науках об организации и управлении. В настоящее время в литературе по данной теме модны метафорические подходы к парадигмам. Они уже были представлены в разделе о выявлении основных понятий, связанных с организацией, по Л. Кржижановскому (суборганическая, органическая и сверхорганическая интерпретации) и М. Костера (четыре привлекательных театра). Представляется, однако, что с содержательной точки зрения его лучше всего охарактеризовал К. Облой. Он выделил и охарактеризовал три парадигмы организации и управления, уделив особое внимание проблеме целей, связанных со следующими подходами: классическим, поведенческим и системным..

Парадигма 1:

  • организация рассматривается как инструмент для достижения целей,
  • четко определенные цели являются первичными для организации,
  • процесс управления вторичен по отношению к целям,
  • суть управления в данной редакции сводится к декомпозиции главной цели на цели и задачи низшего порядка, определение графика и средств их реализации; организационная структура построена таким образом, что каждый элемент, выполняя свои задачи, способствует достижению общей цели; дополнительная функция управления — подавление нарушений, которые могли быть вызваны участником (элементом) рационально устроенной организации; подавление беспокойства – это система командования, поощрения и наказания (мотивация) и изощренного контроля; в этом контексте функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль хорошо структурируют сущность этого процесса.

Вообще — примат цели и точные, преимущественно в постулятивных категориях, определяющие сущность организации и функции управления — такова основная характеристика этой парадигмы. Это нормативный подход, т. е. идеалистическое восприятие функций организации и управления.

Парадигма 2:

  • организация, рассматриваемая как социальная система, способная к достижению целей, определенно лидирует,
  • цели – это прежде всего производная от интересов и поведения участников организации, а процесс управления – их результирующая,
  • мало возможностей интеграции целей участников организации в цели более высокого порядка,
  • процесс управления – это поиск постоянного компромисса и выстраивание связки целей (не одной) и способов их достижения,
  • процесс управления создается не столько формальными действиями (хотя они тоже могут быть важны, например, проектирование и изменение организационной структуры), сколько тендерами, переговорами, играми, которые являются наиболее важными в повседневной работе организации,
  • цели организации противоречивы и неясны (Мерто),
  • цели, если они уже определены, предстают в определенном пучке ограничений, внутри которых имеется определенная свобода выбора (Саймон); эти ограничения возникают как логическое следствие атрибутов организационных ролей и связей между ними,
  • открытая проблема: кто формулирует цели, кто управляет и каков процесс управления, являются ли его основными исполнителями неформальные группы?

Как правило, эта парадигма носит преимущественно описательный характер и является специфической реакцией на первую парадигму.

Парадигма 3:

  • связана с категорией выживания, трактуемой как фундаментальный ориентир процесса управления,
  • выживание является ключевой системной категорией,
  • есть проблемы с операционализацией такой цели,
  • Кэннон предпринял попытку операционализировать его в терминах кибернетики, введя понятия гомеостаза, стабильности и сверхстабильности.
  • управление представляет собой ряд процессов контроля и баланса,
  • Мерой качества управления является выживаемость организации и ее адаптация к окружающей среде.

Парадигму наук об организации и управлении и ее изменения можно представить в методологическом плане. П. Пложайский сделал это в польской литературе. В таблице 10.1 показан характер этих изменений.

Таблица 10.1. Изменения парадигмы наук об организации и управлении в методологических категориях

Исследование влияния элементов на характеристики системыТестирование возможностей системы
Концепция увеличения энтропииКонцепция роста сложности
Относительно открытая системаСлабосвязанная система
Стратегии конкуренции и выживанияСтратегии сосуществования и сотрудничества
Информационная система, состоящая из локализованных блоковИнформационная система как структура для развертывания информационных групп
Социальная эволюция посредством естественного отбора лучших структур и методов, созданных случайными мутациями.Сознательная дифференциация
Социальные процессы, описываемые непрерывными функциямиСоциальные процессы, описываемые разрывными функциями
Анализ количественных измененийАнализ качественных изменений
Иерархия и централизмГетерархия и плюрализм
Энергетические исследованияИсследование легитимности
Поиск идентичности (лица, системы)Поиск гармонии (коллективы, индивидуальные особенности, системы)
Единичный подходтранзакционный подход
«презентационные» анализы (описания)Анализы, ищущие сущность (абстрактных) явлений
Аналитическое объяснениеМетафорическое объяснение
Объект изучения как предметРасширение прав и возможностей отношений: исследователь — объект
Исследователь — наблюдательИсследователь — участник
Знания для пониманияЗнания, которые нужно изменить
Морфогенез Голографические аналогии релятивизм  Динамический подход (дисбаланс) Детерминированный хаос (упорядочение по флуктуациям)

Добавить комментарий