Стратегическое планирование предполагает структурированные усилия организации по эффективному определению ее целей для существующих, направления, которым будет заниматься организация, и как это направление позволит предприятию достичь своих краткосрочных и долгосрочных целей. Лица, предприятия, правительства, некоммерческие организации и любые другие организации могут использовать этот процесс стратегического планирования на будущее. Хотя методы, используемые в этом типе процесса планирования, различны, есть несколько основных шагов, которые обычно применяются в любых настройках процесса.
Первым шагом в любом стратегическом планировании является предоставление ответов на три основных запроса. Во-первых, субъект должен определить, что делает организация. Затем необходимо определить, кто извлекает выгоду из деятельности организации. Наконец, организация должна оценить свои сильные и слабые стороны, поскольку они касаются того, как эти мероприятия выполняются. Как только это видение будет создано, можно перейти к дальнейшему уточнению будущих целей и направлений деятельности.
Многие организации считают, что создание заявления о миссии, а также заявление о видении, может сделать процесс стратегического планирования гораздо более целенаправленным. Хотя есть некоторая путаница в отношении того, что подразумевается под каждым термином, эти два утверждения на самом деле просты для понимания. Заявление миссии связано с основной целью организации, предполагаемым получателем усилий по достижению этой цели и основными стратегиями, которые используются для достижения этой цели. Напротив, в заявлении о видении основное внимание уделяется тому, где объект хочет идти в будущем, и какие процессы будут использоваться для перемещения объекта в правильном направлении. Эти два заявления, как правило, работают вместе и, таким образом, помогают создать структуру, в которой политики, процедуры и конкретные действия могут быть связаны с конечными целями организации.
Простой подход к стратегическому планированию включает три важных шага. Во-первых, важно точно оценить, где организация сегодня, с точки зрения возможностей и ресурсов. С этого момента организация идентифицирует, где она хотела бы быть в какой-то конкретный момент времени в будущем, эффективно определяя цели и задачи, которые она хочет достичь. На последнем этапе необходимо решить, как успешно перейти от сегодняшних обстоятельств и систематически работать над этими целями организованным и логичным образом. Различные эксперты в области стратегического планирования используют широкий спектр названий для этих процессов и иногда разбивают каждый процесс на несколько этапов. Сложность используемого точного подхода часто связана с характером организации, типом поставленных целей.