Проектный метод — это образовательная технология, в которой дети решают практическую проблему в течение нескольких дней или недель. Это может быть связано с созданием ракеты, проектированием игровой площадки или изданием классной газеты. Проекты могут предлагаться учителем, но они планируются и выполняются, насколько это возможно, самими учениками, индивидуально или группами. Работа по проекту направлена на применение, а не на передачу конкретных знаний или навыков, а также на улучшение участия и мотивации учащихся в целях развития самостоятельного мышления, уверенности в себе и социальной ответственности.
Согласно традиционной историографии, идея проектного обучения является подлинным продуктом американского движения прогрессивного образования. Предполагалось, что идея была первоначально введена в 1908 году как новый метод преподавания сельскохозяйственных дисциплин, но педагог Уильям Х. Килпатрик разработал теоретическую концепцию и популяризировал ее по всему миру в своей знаменитой статье «Метод проекта» (1918). Совсем недавно Майкл Кнолль проследил проектный метод архитектурного образования в Италии в шестнадцатом веке и инженерного образования в Франции XVIII века. Это свидетельствует о том, что проекты архитектора, эксперименты ученого, упражнения научного сотрудника по работе с исследованиями, а также тематическое исследование юриста, возникло из-за профилизации профессии.
Метод проекта был введен и в колледжи и школы, когда ученики должны были самостоятельно применять навыки и знания, которые они получили в ходе учебы, к проблемам, которые им приходилось решать на практике. С некоторым упрощением можно разделить пять этапов в истории проектного метода:
1590-1765: В академиях архитектуры в Риме и Париже продвинутые студенты работали над заданной проблемой, например, проектировали памятник, фонтан или дворец.
1765-1880: проект становится обычным методом обучения; Новейшие школы техники во Франции, Германии и Швейцарии принимают эту идею. В 1865 году проект был представлен Уильямом Б. Роджерсом в Массачусетском технологическом институте в Соединенных Штатах.
1880-1918: Кальвин М. Вудворд адаптирует концепцию проекта к школьной работе. В его учебном заведении учащиеся фактически создают проекты на основе идей, которые они разрабатывали. Постепенно эта идея распространяется на профессиональное образование и науку.
1918-1965: проект рассматривается в целом как целенаправленная целеустремленная деятельность, происходящая в социальной среде.
1970-е годы: проектный метод считается единственным адекватным методом обучения в демократическом обществе, причем получает большую поддержку в Германии, Нидерландах и других европейских странах. Под влиянием британского начального школьного образования, американские преподаватели пытаются переопределить проектный метод, рассматривая его как важное дополнение к традиционной учебной программе, ориентированной на учителя.
Существует два основных подхода к реализации проектного метода. Согласно исторически более старому подходу, студенты делают два шага: изначально их обучают систематическому изучению определенных навыков и фактов, затем они применяют эти навыки и знания, творчески и направленно в подходящих проектах. Согласно второму подходу, инструкция учителя не предшествует проекту, а интегрированы в него. Другими словами, студенты сначала выбирают проект, затем обсуждают то, что им нужно знать для решения проблемы, и изучают необходимые методы и концепции. Наконец, они сами выполняют выбранный проект. В обоих подходах время для размышлений должно предоставляться на всех этапах проектного обучения, предоставляя студентам возможность оценить их прогресс.