Существует широкий спектр преимуществ, связанных со SWOT-анализом, в особенности те из них, которые связаны с более целенаправленным анализом корпоративных компетенций, их ориентацией на рынок и возможностью выйти за рамки базовых ограничений. Например, если производственная фирма позиционирует свою деятельность в качестве лидера на рынке саморезов (крепеж), выход на рынок гвоздей в качестве формы диверсификации может быть ограничен низкой конкурентной позицией фирмы на этом рынке, экономической нецелесообразностью или отсутствием потребительского спроса, которые ограничивают возможность успеха.
SWOT-анализ может обеспечить моментальный снимок основных ограничений и проблем, которые могут потребовать стратегической переориентации или оценки средств повышения компетенции в конкретном секторе или бизнес-сегменте. Уже признание того, что у корпорации есть слабые стороны, ценно, это идентификация ограничения через SWOT-анализ, которая, в конечном итоге, обеспечивает наиболее ощутимые выгоды.
Для фирм, стремящихся повысить свою рыночную позицию или создать ориентированную на рост бизнес-модель, дополнительный характер сильных сторон и рыночных возможностей дает представление о том, что может изменить будущее стратегического принятия решений. Если недостатки выявлены с точки зрения препятствий для доступа к этим возможностям, то фирмы могут в конечном итоге найти способ целенаправленно ориентировать свои сильные стороны на достижение более ощутимых целей.
Для менеджеров реализация непредвиденных угроз может также служить руководством, необходимым для предотвращения будущих ловушек, позволяя организациям активно реагировать на рыночные условия, конкурентные инициативы и потребительские требования, чтобы сохранить или улучшить свое положение.
Хотя сильные стороны в таких моделях можно считать относительно очевидными с внутренней точки зрения, когда они рассматриваются на внешнем плане, организации могут иметь возможность идентифицировать нишевые рынки или ранее непризнанные возможности, которые предлагают более динамичные способы действия на рынке.