1 сентября, как и каждый год, миллионы школьников в Польше вернулись в свои классы. Хотя некоторые элементы образования остаются неизменными, наука сильно изменилась за последние годы, и это только начало изменений, которые затрагивают студентов, учителей и взрослых, желающих получать знания по всему миру. Какие тенденции будут формировать образование в ближайшем будущем? Где стартапы должны искать свои возможности?
Прошло почти 3 года с начала пандемии Covid-19. Внезапный переход на дистанционное обучение в начале 2020 года ознаменовал начало революции в обучении не только потому, что дети вместо того, чтобы находиться в здании школы, занимались дома. Вскоре выяснилось, что способ, которым учителя преподают знания, необходимо изменить и приспособить к новым обстоятельствам. Односторонняя коммуникация (от учителя к ученику), поддерживаемая только учебником, не работает в случае дистанционного обучения. Привлечь и удержать внимание учащегося при дистанционном обучении однозначно сложнее, чем при стационарном обучении. Дети также быстрее устают. Механическое использование лекционной формы, задание рефератов, в случае виртуальной формы не работает.
То, что поначалу вызывало определенные трудности в адаптации к новой образовательной реальности, теперь является основой для новых направлений в науке.
Наука доступна каждому
Благодаря дистанционному обучению образовательные возможности никогда не были такими широкими, как сейчас. Задолго до пандемии уже существовали онлайн-курсы и такие платформы, как Coursera или edX, но они предлагали только курсы повышения квалификации. В настоящее время количество онлайн-курсов и тренингов, предлагаемых не только курсовыми платформами, но и обучающими компаниями и университетами, определенно увеличилось, а аспирантура, проводимая по дистанционной или гибридной формуле, становится все более популярной.
Дистанционное обучение для взрослых особенно ценится за его гибкость (позволяет приспособить темп обучения к индивидуальному темпу и жизненным обстоятельствам), очень широкое образовательное предложение, доступность независимо от места жительства или трудностей с мобильностью, а также — в основном — более низкие затраты.
Когортные курсы и персонализация обучения
Постоянно растущая популярность онлайн-курсов означает, что появляются новые идеи по совершенствованию этих форм обучения. Один из них — развитие когортных курсов, которые, по мнению экспертов, в этом году начнут завоевывать образовательный рынок. Это метод совместного обучения группой (15-20 человек) обучаемых, согласно определению, согласно которому когорта – это группа людей, связанных общим опытом или интересами.
Во время когортных курсов студенты имеют постоянный контакт не только с преподавателем, но и друг с другом, благодаря чему они могут отслеживать свой прогресс, мотивировать друг друга к обучению и давать друг другу обратную связь. Они также могут выполнять командные задания и заводить друзей, что особенно важно во времена, когда так много людей жалуются на одиночество. Так что это определенно более увлекательная модель, которая, однако, обманчиво похожа на обучение в… классе, но перенесенное в виртуальный мир. Сторонники этой системы образования подчеркивают, что, согласно исследованиям, курсы для самостоятельного обучения заканчивают около 3-6% участников, а групповые — до 85% участников.
Помимо групповых курсов, тенденцией, которая, несомненно, повлияет на дальнейшую эволюцию дистанционного обучения, станет противоположность группового обучения – персонализация обучения. Во времена, когда поговорка «время-деньги» актуальна как никогда, а, прежде всего, учебные материалы всегда под рукой, школьники – вне зависимости от возраста – хотят изучать те вопросы, которые им необходимы или интересны, не теряя время повторить очевидное.
Персонализацию онлайн-обучения можно разделить на два типа. При пассивной персонализации алгоритмы машинного обучения анализируют поведение учащихся и прогнозируют контент, наиболее соответствующий их интересам, уровню знаний и следующим шагам обучения. При активной персонализации участники выбирают следующие уроки, которые им интересны.
Смешанное обучение
Современное образование также означает возможность использования лучших черт обеих форм обучения — дистанционной и стационарной, и создание смешанной формулы (точно так же, как гибридная работа очень популярна среди сотрудников). Что означает смешанное обучение на практике?
Это сочетание традиционного обучения в классе, которое позволяет учащимся контактировать со своими сверстниками, с переводом некоторых занятий на онлайн-формулу, что дает больше свободы и возможность учиться в своем собственном пространстве. Смешанное обучение также может проходить на 100% уроках в классе. Это не что иное, как использование образовательных онлайн-материалов – электронных книг, виртуальных карт, научных фильмов или игр. Это делает обучение более привлекательным, повышает вовлеченность студентов, а также освобождает преподавателей, которые, вводя викторины, могут использовать автоматическую систему оценивания.
Анна Соколовская, директор Центрального дома техники, рассказала нам о возможностях использования различных форм науки. — Существует множество цифровых решений, помогающих усилить вовлеченность учащихся. К ним относятся такие приложения, как Kahoot или Genially, которые позволяют создавать викторины и инфографику, или Quizlet, который помогает в создании тестов. Дети на уроках также часто используют популярную программу для создания графики – Canva. Интересно, что его используют не только учителя рисования, но и других предметов. Примером может служить один из учителей польского языка, который попросил учеников создать в Canva коллаж, показывающий карту мыслей, связанных с песней «Пан Тадеуш», — объясняет Анна Соколовска.
Упор на развитие логических навыков и анализа данных
Будущее сегодняшних детей связано со способностью анализировать данные и логическим мышлением, так как многие из них будут искать работу в динамично развивающемся, особенно в Польше, секторе информационных технологий. В Дании существует интересная модель образования для детей и молодежи, где к изучению языков программирования уже несколько лет относятся наравне с изучением иностранных языков. Более того, датские школьники и студенты учатся не заучивая определения, а так называемые проблемно-ориентированное обучение, т. е. решение реальных проблем на основе знаний и информации, найденных самостоятельно. Большое внимание также уделяется практике, на которую приходится до 50% занятий.
Развитию аналитических способностей может помочь геймификация науки, позволяющая без особых усилий изучать новые темы, а также развивать логическое мышление. Кроме того, обучаясь через игру, дети могут развивать свою способность связывать факты, делать выводы и принимать решения. И при всех этих преимуществах самым большим является то, что геймификация позволяет детям оставаться детьми.