Послесреднее профессиональное образование имеет прочные связи с рынком труда, более тесное сотрудничество с работодателями и удовлетворение спроса людей, которые не хотят или не могут проходить более длительные академические программы. Публикация посвящена текущему положению этой системы образования, которая в основном обеспечивается высшими профессиональными учебными заведениями.
Запросы рынка труда в последние годы меняются, рабочие места все чаще требуют сочетания профильных квалификаций и общих компетенций, которые позволяют сотрудникам эффективно общаться, решать проблемы и приобретать новые знания и навыки. В результате этого развития во многих странах ОЭСР повышается уровень образования. Программы послесреднего профессионального образования (ПСПО) обычно подразделяются на средние и более длительные академические послесредние программы. Учреждения ПСПО обычно не фигурируют в глобальных рейтингах университетов, уделяя больше внимания исследованиям, привлечению наиболее успешных студентов и преподавателей и предоставлению доступа к престижным рабочим местам. послесреднего профессионального образования (PSOV) часто рассматривается как второстепенный и менее привлекательный, чем высшее образование, однако оно быстро развивается во многих странах. Этому в первую очередь способствует прочная связь с рынком труда и более тесное сотрудничество с работодателями.
Школы ПСПО ориентируются на спрос работодателей на высшую профессиональную и профессиональную квалификацию и на интерес людей, которые не поступают на академические программы обучения в высших учебных заведениях.
Провайдеры ПСПО руководствуются спросом на создание прочных связей с местными предприятиями, охватывают отдаленные районы и обслуживают менее обеспеченных студентов. Системы ПСПО ориентированы либо на подготовку молодежи к конкретным профессиям, либо на повышение квалификации и переподготовку рабочей силы, либо они объединяют обе задачи вместе. В некоторых странах граница между академическими исследовательскими программами и ПСПО постепенно стирается.
Доступность образовательных систем
Хорошо функционирующие пути и сотрудничество между ПСПО и более длительными академическими программами являются важными предпосылками для перехода между различными уровнями образования и для улучшения возможностей общего образовательного прогресса. Однако переход может быть проблематичным, поскольку университеты иногда считают квалификацию ПСПО недостаточной для поступления на более длительные академические программы, и от выпускников могут потребовать соответствия дополнительным критериям. В некоторых странах (например, в Дании) обычно требуются дополнительные курсы при переходе с профессионального бакалавриата на магистерские программы. В Шотландии доступ выпускников короткого цикла к программам бакалавриата был расширен за счет соглашений о признании, но степень признания полученных квалификаций варьируется в зависимости от шотландских университетов, при этом доступ к более престижным учреждениям, в частности, остается ограниченным.
В США и Канаде перевод после окончания средней школы обычно возможен в зависимости от курсов, которые учащиеся прошли на предыдущих этапах обучения, и содержания правил и условий перевода.
Чтобы улучшить сотрудничество между ПСПО и более длительными академическими программами и проницаемость между ними, необходимо обеспечить, чтобы высшее образование эффективно интегрировало ПСПО и отводило ему четкую роль, чтобы обеспечить сбалансированное развитие академического образования и профессиональных программ и создать проходимые пути между ПСПО и академическими программами.
Системы послесреднего профессионального образования
Испания
ПСПО предоставляется в рамках «высшего» профессионального образования и обучения (ПОО). Абитуриенты принимаются на основании академических результатов, предыдущий опыт работы не требуется. Профессиональная практика является обязательной частью программы обучения, плата за обучение не взимается. Эта форма обучения в основном предназначена для начальной подготовки к выходу на рынок труда.
Швейцария
Система образования включает несколько степеней ПСПО, университеты прикладных наук дополнительно предоставляют профессиональные программы бакалавриата. Основная задача ПСПО – дать возможность людям, уже вышедшим на рынок труда, получить более высокий уровень квалификации в определенной области, опираясь при этом на имеющиеся у них знания и образование. При поступлении на программы дополнительного образования требуется соответствующий опыт работы.
Дания
Система ПСПО предназначена как для начальной профессиональной подготовки, так и для повышения квалификации взрослых. Профессиональные академии организуют двухлетнее обучение на получение диплома, университеты предлагают программы профессионального бакалавриата. Обучение осуществляется как по очной форме обучения (бесплатно), так и по параллельной системе, созданной для взрослых (студенты платят за обучение). Для поступления на очную форму обучения опыт работы не требуется, для совмещенного обучения требуется соответствующий профессиональный опыт. Профессиональная практика обязательна только на очных программах обучения.
Соединенные Штаты Америки
В США, как и в некоторых других англоязычных странах, нет отдельного профессионального образования на уровне средней школы. Профессиональное образование и обучение в основном предоставляются в рамках послесреднего образования, особенно в так называемых муниципальных колледжах. Параллельно университеты предлагают широкий спектр академических или профессиональных программ продолжительностью четыре или два года, а также ряд более коротких программ. В США, а также, например, в Корее и Канаде подавляющее большинство студентов высших учебных заведений (в том числе ПСПО) платное.