Сбалансированное восприятие религии в международных отношениях

В продолжающемся дискурсе по построению мирового порядка разрабатываются многие новые, но также и «новые-старые» подходы. Одной из наиболее обсуждаемых и противоречивых проблем является признание религиозного измерения в международных отношениях. В то время как некоторые авторы ссылаются на «возвращение», «возрождение» религии, другие скорее признаются в обнаружении «скрытой реальности», которая всегда была там, но стала недавно больше видимой


За последние два десятилетия была опубликована богатая литература по этой теме, и были предприняты многочисленные инициативы для сбалансированного восприятия роли религии на мировой арене. Тем не менее справедливая оценка преимуществ и недостатков религии в международных отношениях — это лишь далекая надежда.

Широко признано понятие «амбивалентности священного», придуманное Скоттом Эпплби. Некоторые называют религию создателем и разрушителем мира, а другие считают это явление двуликим Янусом. Религия — это, несомненно, обоюдоострый меч. Но, похоже, что любая дискуссия о многих разных ролях, играемых религией в области международных отношений, слишком часто односторонне, и перспектива, в которой религиозный фактор признан слишком неравномерным.

Существует также второе лицо религиозной активности и ориентированное на веру мировоззрение, которое позволяет религиозным миротворцам разрешать конфликты, которые другие не могут решить. Следует также подчеркнуть, что самые неполитические понятия, такие как примирение, прощение, исцеление отношений и извинения, которые развивались в социальных науках за последние десятилетия, часто укоренены и связаны с религиозными мировоззрениями.
Роль религии и религиозных факторов в разрешении конфликтов и восстановлении отношений между конфликтующими сообществами была известна только ограниченной группе специалистов, занимающихся религиозным миростроительством за последние годы или десятилетия.

Можно привести множество убедительных примеров религиозного участия в служении миру, включая известный пример примирения в Южной Африке, но также и менее известные и не полностью реализованные усилия, такие как примирение Квакера во время Гражданской войны в Нигерии или роль религии во франко-германском примирении после Второй мировой войны. В предисловии к своей книге Джимми Картер упомянул о важной роли религиозных групп Менахема Бегина и Анвар-эль-Садата в успешных переговорах и подписании мирного договора между Израилем и Египтом в 1978 году. Но религии также принадлежит и изменение парадигмы в области международных отношений, отход от реалистично-ориентированного подхода к общему измерению.

Добавить комментарий