Создание условий эмоционального благополучия детей 5го года жизни в ДОО

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Аспекты эмоционального развития детей дошкольного возраста 7
1.1 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Роль педагогического общения для создания эмоционального благополучия в ДОО 22
1.3 Методы формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста 30
Глава 2 Обеспечение процесса воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях 41
2.1 Исследование эмоционального благополучия детей 5 года жизни (констатирующий этап исследования) 41
2.2 Программа повышения эмоционального благополучия детей 5 года жизни (формирующий этап исследования) 52
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента по повышению эмоционального благополучия детей 5 года жизни (контрольный этап исследования) 64
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 82
Приложение 2 84
Приложение 3 89
Приложение 4 93
Приложение 5 97
Приложение 6 100

Актуальность

Актуальность темы работы заключается в том, что физическое и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста является ключевым фактором его здоровья и образовательных возможностей, причем эмоциональное благополучие может существенно определить интерес ребенку к дальнейшему развитию. Положительные эмоции создают адаптивный и психологически конструктивный фон деятельности дошкольника в дошкольной образовательной организации (далее также — ДОО). Ребенок на пятом году жизни уже начал осознавать свою индивидуальность. Он заинтересован в физической активности, но стремится развивать не только свои двигательные навыки, но и навыки психологические. Ребенок способен делать невероятные успехи в образовании, если достиг хорошего уровня уверенности в себе и гордится собой. Ребенок –дошкольник очень отзывчив к обстановке эмоционального благополучия, обеспечивающего ему безопасность и комфортную среду, поэтому ДОО, в которой воспитываются и обучаются дети-дошкольники должны следовать надлежащим мерам для обеспечения эмоционального благополучия детей.
В то время как большинство ДОО по праву обеспокоены формированием образовательных программ, физическим благополучием детей и очень тщательно планируют программы физического развития и питания, но эмоциональный аспект здоровья привлекает значительно меньшее внимания. Осознание эмоционального компонента здоровья, как правило, отсутствует, однако ведущими детскими психологами необходимость учета этого фактора настоятельно рекомендуется.
Эмоциональное благополучие детей также тесно связано с обучением ребенка управлению своими эмоциями, что имеет важное значение для развития навыков саморегуляции детей, повышения устойчивости и чувства собственного достоинства, укрепления их психического здоровья и благополучия. Детям обязательно нужно правильное руководство взрослых, которые могут помочь им справиться с эмоциями. Дети нуждаются в опыте удовлетворения своих потребностей, который направляют отзывчивые и заботливые педагоги ДОО, помогающие им развить позитивное чувство собственного достоинства, управлять своими эмоциями и ладить, в конечном итоге, с другими. Когда у детей есть такой опыт, они более склонны быть психически здоровыми и иметь всегда хорошие отношения с другими детьми и взрослыми. Это способствует их чувствам удовлетворенности, счастья и общего успеха в жизни.
Однако обстановка эмоционального благополучия невозможна без правильно организованного процесса эмоционального развития дошкольников. Педагоги могут расширить развитие эмоциональных навыков, помогая детям управлять эмоциями и поведением. Это предполагает осторожное руководство обучением детей посредством шагов, чтобы помочь им достичь чего-то, что они, возможно, не смогут сделать самостоятельно. Дети должны учится самоконтролю и соответствующему эмоциональному выражению и поведению, наблюдая, как другие люди управляют своими эмоциями и убеждаясь на собственном опыте в том, что нужно перенимать поведение других людей.
Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что единого понимание сущности эмоционального благополучия в педагогике и психологии не выработано. В то же время исследований по выявлению характера эмоциональной благополучия у детей дошкольного возраста мало. Можно отметить высокую актуальность создания условий эмоционального благополучия детей 5-го года жизни в дошкольных образовательных организациях, однако этому уделяется недостаточно внимания, так как деятельность ДОО сосредоточена на академических успехах детей в виде высокой готовности к поступлению в школу. Проблемой является то, что эмоциональное благополучие детей не выступает важнейшим компонентом готовности к школе, между тем как без адекватного эмоционального развития подготовить ребенка к академическим успехам невозможно.

Цель и задачи работы

Цель работы: исследовать теоретические и методические аспекты создания условий эмоционального благополучия детей 5-го года жизни в дошкольных образовательных организациях.
Объект работы: эмоциональная сфера детей.
Предмет работы: развитие и коррекция эмоционального благополучия детей 5-го года жизни.
Гипотеза исследования: процесс коррекции эмоционального благополучия детей дошкольного возраста будет эффективным при реализации специально разработанной программы, включающей различные формы и методы воспитания и обучения (упражнения, игры, терапевтическая деятельность и т. д.), направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка и формирования его положительного эмоционального фона при пребывании в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой работы сформулированы задачи:
1) обобщить теоретические воззрения по проблеме эмоционального развития детей-дошкольников и выявить методы формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
2) провести исследование исходного состояния эмоционального благополучия детей 5 года жизни в ДОО;
3) предложить программу повышения эмоционального благополучия детей 5 года жизни и выявить результаты ее применения в ДОО.
Методологической основой работы стали общетеоретические положения отечественных и зарубежных педагогов и психологов о социально-педагогически воздействиям (Л.И. Божович, Л.С.Выготский); положение о сущности личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); философско-психологические и педагогические теории отношений (А.А.Бодалев); концепция В.Н.Мясищева, в которой личность представляется как совокупность системы отношений.
В основу исследования заложены теоретические положения, разработанные в трудах ведущих ученых, изучавших особенности эмоционального благополучия детей: Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, И.В. Дубровина, М. А. Костенко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, Я.Рейковского, П.В.Симонова, Д.Б Эльконина, П.М.Якобсона и других.
Основными методами работы являются теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научного материала об эмоциональном благополучии детей.
Практическая значимость состоит в возможности применения ее результатов в разных типах дошкольных учреждений и при чтении спецкурсов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Российская газета, N 265, 25.11.2013.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564) // Российская газета» N 157, 19.07.2013.
5. Решение Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281 // Бюллетень Верховного Суда РФ», N 1, январь, 2015.
6. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие / О. В. Алмазова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2017.
7. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2011.
8. Бергфельд А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт // Вестник Пермского университета. 2010. Выпуск 1 (1).
9. Бородина Н.В., Мушкина И.А., Садилова О.П. Анализ отечественного и зарубежного опыта в профилактике делинквентного поведения подростков // Социальная педагогика. Выпуск №6. 2014.
10. Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие. Авт.-сост. Удова О.В., Коломиец Е.В. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013.
11. Вилкова А.В. Асоциальная группа как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие духовно-нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения // Семейное и жилищное право. 2013. N 5.
12. Волков, Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В.Волкова. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
13. Гаврилова О.Н. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2636/28955
14. Гамова С. Н. Особенности проявления эмоциональной устойчивости старшими дошкольниками // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 11 (164)
15. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата, -М., Юрайт. 2017.
16. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации 2015 год / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации URL: http://www.uo-gub.ru/files/documents/dokumenty/info/2017/01.2017/31.01.2017/Doklad_po_detyam_2015.PDF
17. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
18. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии // Психологическая наука и образование. 2013, № 3.
19. Жданова О. В. Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности // Специальное образование. 2015. № 4.
20. Загвоздкин В.К. Эмоциональная готовность к школе — общая задача семьи и ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. №10.
21. Захарова Т.Н. Развитие социальной перцепции у дошкольников в условиях реализации деятельностного подхода // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. Том 1.
22. Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/23_4/
23. Князева Е. Н. Эпистемологический конструктивизм URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps12/7.pdf
24. Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/kolycheva_6_26_35.pdf
25. Коротаева Е.В. Проблемы создания эмоционально развивающей среды для детей раннего возраста / Е.В. Коротаева, Л.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После, 2007. № 5.
26. Костенко М.А. Тенденции и проблемы становления системы психосоциальной помощи семьям с детьми в регионах России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014
27. Кошелева А.Д.,Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие М.: Академия, 2003.
28. Куликова Т. И. Психологическая компетентность учителя начальных классов: теоретический и прикладной аспекты // Концепт. – 2014. – № 07 (июль).
29. Кухтерина Г.В. Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология образования», форма обучения очная и заочная. Тюмень, 2016.
30. Ложкова Г.М Развитие эмоциональной сферы дошкольников в свете ФГОС // International journal of applied and fundamental research № 6, 2016
31. Макарова Е.А. Федькина Л.И. Эмоционально-волевой компонент образовательного процесса // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №2.
32. Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение. Выпуск 6 (25). 2014.
33. Нейдхард Дж., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. Как сохранить спокойствие в любой ситуации. СПб.: Питер, 1997.
34. Овчинникова Е.А. Социально-экономические проблемы молодой семьи в современном российском обществе: основные факторы риска / Социальное благополучие человека в современной России: межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие : материалы IV Краевой студ. науч.конф. (19 апреля 2012 г., Пермь) / отв. за выпуск М.И. Баженова ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2012.
35. Островерхова Л. К Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы .URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps12/7.pdf
36. Переверзева Д. С. Нейробиологические основы раннего детского аутизма. обзор зарубежных исследований URL: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/pereverzeva-darya-stanislavovna-17945.html
37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008.
38. Пиккар А.П. Особенности эмоциональной регуляции детей раннего возраста/ Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Мозаика-Синтез. 2015.
39. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. С. 6.
40. Психодиагностика : учебник и практикум для академического бакалавриата / П86 под ред. А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
41. Романова Е.С. Психодиагностика : учебное пособие / Е.С. Романова. — 3-е изд., доп. — М. : КНОРУС, 2016.
42. Руднева Е. Г. Восемь стадий развития человека по Эрику Эриксону URL: https://iphras.ru/uplfile/histan/statwi/Roudneva_Vosem_stadiy_razvitiya_po_Eriksonu.pdf
43. Собкин В. С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. 2015 №3 (19)
44. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. 2016 г. Том 7. № 1
45. Сорокина Н. В. Проблемы качества образования в современной высшей школе: философские и социологические аспекты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. №4. 2011.
46. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 1995.
47. Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ.; с предисл. Жана Пиаже. — М. : Просвещение, 1967.
48. Хапачева С. М., Дзеверук В. С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Концепт. – 2014. – № 12 (декабрь).
49. Хейн C. Эмоциональная грамотность URL: http://eqi.org/intl/viktor_russia.pdf
50. Хоменко И. А. Образовательные запросы современной семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. 20–21 апреля 2006 г., Санкт-Петербург / Под общ. ред. И. А. Хоменко. — СПб. 2006.
51. Чутко Л.С. Неврозы у детей / Л.С.Чутко. – 2-е изд. – М. : МЕДпреcс-информ, 2017.
52. Шульга М.Л. Влияние отношений в системе «педагог-учащийся» на формирование отклоняющегося поведения у учащихся URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniy-v-sisteme-pedagog-uchaschiysya-na-formirovanie-otklonyayuschegosya-povedeniya-u-uchaschihsya

Добавить комментарий