Доказательства неравенств с помощью одномонотонных последовательностей

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4

Секция: математика

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме

Доказательства неравенств с помощью одномонотонных последовательностей

Позолотина Наталья Андреевна, 9б класс,

МОУ СОШ №4 Центрального района.

224-49-85

Руководитель: Тропина Наталья Валерьяновна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры математического анализа НГПУ.

(Работа выполнена в МОУ СОШ №4)

Новосибирск 2008

Содержание

Введение

1. Основные понятия и определения

2. Обоснование метода одномонотонных последовательностей для случая с произвольным числом переменных

2.1 Доказательство неравенств с минимальным числом переменных

2.2 Случай с двумя последовательностями из двух переменных

Упражнения

2.3 Случай с двумя последовательностями из трех переменных

Упражнения

2.4 Случай с двумя последовательностями из n переменных

Упражнения

2.5 Случай с n последовательностями из n переменных

Упражнения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В школьном курсе математике мы изучали доказательства неравенств в основном двумя способами:

    сведение к очевидному с помощью равносильных преобразований;

    графически (исследование свойств и построение графиков функции)

Не существует универсального способа доказательства всех неравенств, и более того, не существует конкретных указаний для выбора способа доказательства. Поэтому любой новый способ доказательства неравенств представляет особый интерес.

В данном работе мы рассмотрим один из таких способов: доказательство неравенств с помощью одномонотонных последовательностей.

Работа состоит из 2-х параграфов. В первом параграфе я объясняю основные определения, которые нам понадобятся для работы. Во втором параграфе находится основная работа с примерами и упражнениями.

1. Основные понятия и определения

В данном параграфе мы рассмотрим основные понятия и определения, которые нам понадобятся для дальнейшей работы.

Определение 1. Множество – это совокупность, собрание, набор некоторых объектов по какому – либо общему для них признаку.

Определение 2. Натуральные числа N – это целые положительные числа 1, 2, 3, 4, 5,…

Определение 3. Целые числа Z – это числа 0, +1, +2, +3, +4, +5…:

Z = N -N {0}

Определение 4. Рациональные числа Q – это числа представимые обычными дробями в виде , где m є Z , n є N (или конечными, или бесконечными периодичными дробными).

Определение 5. Иррациональные числа I – это числа, представимые бесконечными непериодическими десятичными дробями и непредставимые в виде .

Определение 6. Вещественные (действительные) числа R – объединение множества рациональных и иррациональных чисел.

R=Q I

Определения 7. Неравенство – соотношение между величинами, показывающее, что одна величина больше или меньше другой.

Например: ,

Известно, что все неравенства подчиняются определенным свойствам, таким как:

а) a<b, b<ca<c

b) ab, baa=b

c) ab a+cb+c

d) a0 -a0

Определения 8. Доказать неравенство – установить истинность неравенства.

Неравенства бывают разными: с одной, двумя и более переменными, со степенями. Ля каждого неравенства существует свой способ доказательств. Мы рассмотрим еще один способ: через одномонотонные последовательности.

Определение 9. Следствие – из двух неравенств одно является следствием другого, если область истинности второго неравенства содержит в себе область истинности первого неравенства.

Обозначение: f>1>(x)>f>2>(x)ц>1>(x)>ц>2>(x) – второе неравенство – следствие первого.

Определение 10. Два неравенства называются равносильными, если каждое из них является следствием другого. Иначе это можно сформулировать так: два неравенства считаются равносильными, если их множества значений переменных, для которых они истинны, совпадают.

Обозначаются равносильные неравенства: f>1>(x)>f>2>(x)ц>1>(x)>ц>2>(x)

Эти определения аналогичны соответствующим определениям для уравнений. Как и для уравнений, можно сформулировать утверждения о действиях, преобразующих данное неравенство в равносильное ему. Такими действиями могут быть:

– прибавление к обеим частям неравенства одного слагаемого;

– перенос слагаемого с противоположным знаком из одной части неравенства в другую;

– умножение обеих частей на положительное число или положительную функцию и т.д.

Следует, однако, производя эти действия, следить, чтобы не изменилась область допустимых значений, так как иначе будет нарушена равносильность этих неравенств.

Определение 11. Метода математической индукции – метод доказательства неравенств, путем схожести доказательств от самого легкого к самому сложному.

Например, Р(n) – некоторое утверждение, зависимое от n є N

    Проверяем правдивость Р(1)

    Предполагаем, что P(k) истинно

    Доказываем истинность Р(k+1)

4) Заключаем, что Р(n) истинно для любых n.

Определение 12. Одномонотонные последовательности – это последовательности чисел вида (а>1 >2> … а>n>)(b>1> b>2 … >b>n>) записанных в виде таблицы, где наибольшее из чисел а>1 >2> … а>n>> >находится над наибольшим числом из чисел b>1> b>2 … >b>n> и второе по величине из чисел а>1 >2> … а>n> над вторым по величине из чисел b>1> b>2 … >b>n> и т.д., другими словами обе последовательности одновременно возрастающие или одновременно убывающие.

Определение 13. Произведение одномонотонных последовательностей (а>1>, а>2>, …а>n>), (b> 1>, b>2>,…b>n>), …( d> 1>, d> 2>,…, d> >>n>) это число вида

= а>1>b>1>…d>1>+а>2>b>2>…d>2>+ …+a>n>b>n>…d>n>

2. Обоснование метода одномонотонных последовательностей для случая с произвольным числом переменных

Данный параграф разбит на пункты, в которых мы попробуем прийти к самому общему доказательству, для случая k последовательностей с n числом переменных, с помощью метода математической индукции.

2.1 Доказательство неравенств с минимальным числом переменных

а>1>*b>1> – неравенство с минимальным числом переменных. Тогда

= a>1>b>1.>

Так как это неравенство минимальное из всех существующих, то сравнивать с похожим неравенством его просто невозможно.

      Случай с двумя последовательностями из двух переменных

Если = a>1>b>1>. то >1>b>1>+а>2>b>2>

Теорема 1. Пусть (а>1>а>2)>(b>1>b>2>) – одномонотонные последовательности. Тогда

Доказательство

Действительно,

=a>1>b>1>+a>2>b>2>-a>1>b>2>-a>2>b>1> = (a>1>-a>2>) (b>1>-b>2>)

Так как последовательности (а>1>2>)(b>1>b>2>) одномонотонны, то числа a>1>-a>2> и b>1>-b>2> имеют одинаковый знак. Поэтому

(a>1>-a>2>)(b>1>-b>2>) 0.

Теорема доказана.

Упражнения

Данные ниже упражнения мы решим с помощью Теоремы 1

Упражнение №1.

Пусть a и b – положительные вещественные числа.

Доказать неравенство

a3 +b3 a2b+b2a.

Доказательство.

Заметим, прежде всего, что

a3 +b3 =, a2b+b2a =

А так как последовательности (a2, b2), (a, b) одномонотонны, то

А это значит, что a3 +b3 a2b+b2a.

Что и требовалось доказать.

Докажем это же неравенство, но другим способом.

Значит a3 +b3 a2b+b2a.

Что и требовалось доказать.

Мы не можем сказать какой из методов доказательства решения легче, так как в данном случае оба метода решения неравенства примерно одинаковые по сложности.

Упражнение №2.

Пусть a и b – положительные вещественные числа.

Доказать неравенство.

а2+b2.

Доказательство.

Заметим, прежде всего, что

а2+b2 =, ,

А так как последовательности (), () одномонотонны, то

.

Что и требовалось доказать.

2.3 Случай с двумя последовательностями из трех переменных

Рассмотрим последовательность (а>1>,а>2>,а>3>) и (b> 1>, b>2>,b>3>), и запишем в виде таблицы

Если последовательность (а>1>,а>2>,а>3>)(b>1>, b>2 >,b>3>) записанных в виде таблицы, где наибольшее из чисел а>1>,а>2>,а>3 >находиться над наибольшим из чисел b> 1>,b>2>,b>3>, а второе по величине а>1>,а>2>,а>3 >находиться над вторым по величине из чисел b> 1>,b>2>,b>3> , и где наименьшее из чисел а>1>,а>2>,а>3 >находиться над наименьшим из чисел b> 1>,b>2>,b>3> то последовательность одномонотонная.

Если =a>1>b>1>, и >1>b>1>+а>2>b>2>, то >1>b>1>+а>2>b>2>+a>3>b>3>

Для доказательства следующих теорем нам понадобится одно свойство одномонотонных последовательностей, которое оформим в виде леммы.

Лемма. Если (а>1>, а>2>, …а>n>) и (b> 1>, b>2>,…b>n>) одномонотонные последовательности, то их произведение не изменится при перестановки местами столбцов.

Доказательство.

Рассмотрим последовательность с двумя переменными из двух переменных.

>1>b>1>+а>2>b>2>.

Заметим, что а>1>b>1>+а>2>b>2> = а>2>b>2>+ а>1>b>1> по переместительному свойству сложения. Значит, в самой таблице мы тоже можем переставлять столбцы переменных, при этом сохраняется одномонотонность последовательности. То есть

=

Теперь рассмотрим последовательность с двумя последовательностями из трех переменных.

>1>b>1>+а>2>b>2>+a>3>b>3>.

Кроме того, что мы можем поменять переменные по переместительному свойству, а по сочетательному свойству мы можем объединять некоторые слагаемые, сохраняя одномонотонность последовательности. То есть

а>1>b>1>+а>2>b>2>+a>3>b>3>= (a>3>b>3>+а>2>b>2>)+ а>1>b>1> =

Лемма доказана

Теорема 2. Пусть (а>1 >а>2> а>3>), (b>1> b>2 >b>3>) – одномонотонные последовательности и ()(здесь и в дальнейшем) любая перестановка чисел b>1> b>2 >b>3>. Тогда

.

Доказательство.

Действительно, если последовательность отличается от (b>1> b>2 >b>3>) то найдется пара чисел k, l (1k<l3) такая, что последовательности (a>k>, a>l>) и (b>k>, b>l>) не одномонотонны. Значит, поменяв местами числа и , мы увеличим всю сумму, а значит и всю сумму . То есть

, так как .

Очевидно, что за конечное число попарных перестановок элементов 2-ой строки можно получить одномонотонную последовательность.

Теорема доказана

Упражнения

Данные ниже упражнения мы решим с помощью Теоремы 2

Упражнение №1.

Пусть a и b и c – положительные вещественные числа.

Докажите неравенство.

a3+b3+c3a2b+b2c+c2a.

Доказательство.

Заметим, прежде всего, что

a3+b3+c3=, a2b+b2c+c2a =

А так как последовательности (a2, b2, c2), (a, b , c) одномонотонны, то

.

А это значит, что a3+b3+c3a2b+b2c+c2a.

Что и требовалось доказать.

Упражнение №2.

Пусть a и b и c – положительные вещественные числа.

Докажите неравенство.

.

Доказательство.

Заметим, прежде всего, что

и (a, b, c) и () одномонотонные последовательности, то

,

.

Складывая эти неравенства, мы получаем

.

Отделим дроби с одинаковым знаменателем в правой части

.

Вычислив, получаем

.

А это значит, что

Что и требовалось доказать

2.4 Случай с двумя последовательностями из n переменных

Рассмотрим одномонотонные последовательность (а>1>, а>2>, …а>n>) и (b> 1>, b>2>,…b>n>)

Если =a>1>b>1>, и >1>b>1>+а>2>b>2>, то >1>b>1>+а>2>b>2>…a>n>b>n>

Теорема 3. Пусть (а>1 >2> … а>n>), (b>1> b>2 … >b>n>) – одномонотонные последовательности и ()перестановка чисел b>1> b>2 … >b>n>. Тогда

.

Доказательство.

Действительно, если последовательность () отличается от (b>1> b>2 … >b>n>) то найдется пара чисел k, l (1k<ln) такая, что последовательности (a>k>, a>l>) и (b>k>, b>l>) не одномонотонны. Значит, поменяв местами числа и и , мы увеличим всю сумму, а значит и всю сумму . То есть

,

так как .

Очевидно, что за конечное число попарных перестановок элементов 2-ой строки можно получить одномонотонную последовательность.

Теорема доказана.

Следствие.

Для любого nN верно

.

Доказательство.

Но последовательности (а>1 >2> … а>n>) и () не являются одномонотонными, и поэтому мы не можем воспользоваться теоремой 3.

Однако эти последовательности противомонотонны: числа в последовательностях расположены в обратном порядке – самому большому по величине соответствует самое маленькое, а самому маленькому соответствует самое большое. А из противомонотонных последовательностей сделать одномонотонные очень просто – достаточно все числа второй линии взять со знаком минус. В данном случае одномонотонными являются последовательности

>1 >2> … а>n>) и ()

Поэтому

Отсюда и следует искомое неравенство

Следствие

Для любого nN верно

(Неравенство Чебышева).

Доказательство.

В силу теоремы 3 справедливы следующие n неравенства

Значит

В этих неравенствах левая часть не изменяется, а в правой части элементы второй строки меняются циклически.

Складываем все и получаем

Что и требовалось доказать

Упражнение №1.

Пусть a и b и c – положительные вещественные числа.

Докажите неравенство.

a3+b3+c3+d3a2b+b2c+c2d+d2a.

Доказательство.

Заметим, прежде всего, что

a3+b3+c3+d3=, a2b+b2c+c2d+d2a =.

А так как последовательности

(a2, b2, c 2, d3), (a, b , c, d)

одномонотонны, то

.

А это значит, что a3+b3+c3+d3a2b+b2c+c2d+d2a.

Что и требовалось доказать.

Доказательство этого неравенства с помощью одномонотонных последовательностей я не могу сравнить с другим доказательством, так как доказать другим способом это неравенство я не смогла.

2.5 Случай с n последовательностями из n переменных

Рассмотрим одномонотонные последовательность (а>1>, а>2>, …а>n>), (b>1>, b>2>,…b>n>), …(d> 1>, d> 2>,…, d> >>n>).

Если =a>1>b>1>, и >1>b>1>+а>2>b>2>, и >1>b>1>+а>2>b>2>…a>n>b>n>,

то = а>1>b>1>…d>1>+а>2>b>2>…d>2>+ …+a>n>b>n>…d>n>

Теорема 4. Рассмотрим одномонотонные последовательности >1>, а>2>, …а>n>), (b> 1>, b>2>,…b>n>), …, (d>1>, d>2>,…,d>n>). Тогда

.

Доказательство.

Действительно, если последовательность (a>1>, а>2>, …а>n>), (b'>1>, b'>2>,…b'>n>), …, (d'>1>, d'>2>,…,d'>n>) отличается от (а>1>, а>2>, …а>n>), (b> 1>, b>2>,…b>n>), …, (d>1>, d>2>,…,d>n>), то найдутся переменные k, l (1k<ln) такие, что последовательности (a>k>, a>l>) и (b>k>, b>l>) …(d>k>, d>l>) не одномонотонны. Значит, поменяв местами числа ,, a>k>, a>l> … d>k>, d>l> мы увеличим всю сумму, а значит и всю сумму . То

есть

,

так как .

Очевидно, что за конечное число попарных перестановок элементов n-ой строки можно получить одномонотонную последовательность.

Теорема доказана.

Пример

Упражнение 1

Пусть а>1>, а>2>, …а>n> - положительные вещественные числа.

Докажите, что

Это неравенство называется неравенством Коши о среднем арифметическом и среднем геометрическом. Докажем его двумя способами

Доказательство.

Перепишем его в виде:

, введя новые переменные

Имеем

Если сравнить эти два доказательства неравенства, можно заметить, что доказательство с помощью одномонотонных последовательностей гораздо легче в сравнении с доказательством Коши.

неравенство одномонотонный последовательность коши

Заключение

Работая по данной теме, я узнала новый способ доказательства неравенств, вспомнила уже изученные способы доказательства неравенств. Все упражнения в работе я решала сама.

Список использованной литературы

      Большой справочник школьника. 5 – 11 кл. М. Дрофа, 2001 г.

      В.В. Зайцев, В.В. Рыжков, М.И. Сканави. Элементарная математика (повторительный курс). М., Наука. 1976 г.

      Р.Б. Алексеев, Л.Д. Курлядчик. Нетрадиционные способы доказательства традиционных неравенств. /Математика в школе. 1991 г. №4

      Л. Пинтер, Й. Хегедыш. Упорядоченные наборы чисел и неравенства. /Квант. 1985 г. №12.