Банковский надзор и пути совершенствования в России

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.

Общая характеристика современного состояния банковской

системы России

В настоящее время в России действует двухуровневая банковская систе­ма. В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небан­ковские кредитные организации, а также филиалы и представительства ино­странных банков. Формирование современной российской банковской систе­мы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.

Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государ­ственных специализированных банков, даже войдя в этап подлинной эконо­мической самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности, сохранили за собой не только собственный экономический по­тенциал и создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием непла­тежей, эти банки становились заложниками проблем, решение которых мало зависело непосредственно от их собственной деятельности.

Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков.

Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения ими задолженности банкам из-за ухудшения соотно­шения между затратами на выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла банкам получать большие прибыли за счет суще­ственного увеличения стоимости их посреднических услуг и тем самым поро­ждала благодушное отношение банковского руководства к контролю за из­держками и резервированию средств на покрытие убытков по безнадежным ссудам.

Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бух­галтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредит­ными организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосре­дованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказа­лись люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появле­ние проблем у таких банков стало неизбежным.

Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испыты­вают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение от­дельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существо­ванием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудно­сти количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерче­ские банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифициро­ванных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необ­ходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).

До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого относится к 1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных специализированных бан­ков, в стране функционировали всего четыре банка (Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР)

Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерче­ских банков. В настоящее время функции надзора за кредитными организа­циями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской Федера­ции, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков.

В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и надзора, в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое регу­лирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельно­сти», другими федеральными законами и нормативными актами Банка Рос­сии. Законодательно определена система экономических нормативов дея­тельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за их соблю­дением, определены санкции к кредитным организациям, допускающим на­рушения федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.

1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачи

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, не­посредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъяв­лялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвито­стью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирова­ния коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего поли­тическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных орга­нов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функциони­рующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки сис­темы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерче­ские банки нашей страны.

П
риближение стандартов банковского надзора в России к международ­ным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзо­ра за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)». Ст. 4, п. 7, ст. 55.

Все большее соответствие мировым стандар­там совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточе­ния требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регули­рования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за круп­нейшими банками федерального уровня.

1.1 Базельские принципы надзора

Решение большинства про­блем банковского надзо­ра видится в усилении сис­темного подхода, преодоле­нии обособленности отдельных подразделений надзорного бло­ка, дальнейшем совершенствова­нии их деятельности.

Коротко охарактеризую воз­можные направления совершен­ствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета (Банк России принял решение присоединить­ся к ним летом 1997 г.).

Базельские принципы эффективного надзора

Стабильность функциониро­вания банковской системы во многом зависит от эффективнос­ти работы регулирующих органов.

Совершенствование банков­ского надзора в России должно соответствовать мировым нор­мам и принципам (хотя бы пото­му, что многое в экономических реформах, в том числе в бан­ковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значитель­ный опыт, который мы можем использовать.

Эффективные принципы бан­ковского надзора получили зак­репление в документах Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих поло­жений в том или ином виде по­лучили отражение в нормативных актах Банка России и в россий­ском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспе­чивает именно целостная систе­ма надзорных мероприятий.

Базельский комитет вырабо­тал 25 основных принципов над­зора, затрагивающих все эта­пы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотноше­ний между ними и надзорными органами.

Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно опреде­лены одна или несколько организаций, например, Цен­тральный банк и (или) специа­лизированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работаю­щие под эгидой и в тесном кон­такте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко опреде­ленные функции, с другой сто­роны, конкретные полномочия. Для выполнения поставленных задач они должны быть опера­тивно независимыми и иметь в




* Базельский комитет по банковскому надзору объединяет государства, представительство имеет в нем и Россия.

* члены ОЭСР и ряд развивающихся стран.

своем распоряжении достаточ­ные ресурсы. Законодатель обя­зан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицен­зировании банковских учрежде­ний и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии лик­видации, а также дать критерии оценки надежности и устойчиво­сти банков. Нормативным под­креплением обеспечиваются и санационные процедуры.

Одним из базельских прин­ципов является необходимость лицензирования банковской деятельности. Подход к выда­че разрешения должен быть же­сткий. Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права зани­маться банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банков­ского надзора внимательно ана­лизируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и выс­ших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

В соответствии со ст. 1 гл. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для из­влечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять предусмотренные этим зако­ном банковские операции. При этом в законе проводится подразделение кредитных организаций на банки и небанковские кредитные организации.

Банком является кредитная организация, имеющая исключительное право на осу­ществление в совокупности следующих банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях воз­вратности, платности, срочности;открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковской считается кредитная организация, которая имеет право осуществ­лять отдельные предусмотренные данным законом банковские операции в установлен­ных Банком России допустимых сочетаниях.

Иностранным банком признается кредитная организация, зарегистрированная в качестве банка на территории иностранного государства в соответствии с его законо­дательством.

Для получения разрешения на занятие банковской деятельностью учре­дители кредитной организации должны выполнить ряд требований, установ­ленных ЦБ РФ в соответствии с действующим законодательством.

После выдачи лицензии орга­ны банковского надзора должны иметь право пересмотра или от­клонения любых предложений по передаче другим сторонам круп­ных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определен­ные критерии.

Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях выявле­ния проблемности на воз­можно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала;

    Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал), определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные организации с ограниченным кругом операций - не менее 1 млн. ЭКЮ в руб­левом эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего суще­ствования, но с этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом. Таким банкам будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом, а также осуществлять операции с драго­ценными металлами и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины уставного капитала последних.

Кредитные организации с капиталом, эквивалент которого составляет менее 1 млн ЭКЮ, с 1999 г. утратят статус банка и должны будут перерегист­рироваться в небанковские кредитные организации или должны быть реорга­низованы (путем присоединения или слияния). В ином случае они подлежат ликвидации в установленном законом порядке.

По состоянию на 1.01.1997 г. распределение банков в России по величине объяв­ленного уставного капитала было следующим (с четко выраженной по сравнению с предшествующим периодом тенденцией к увеличению числа банков с капиталом от 5 млрд руб. и выше и сокращению числа банков с капиталом ниже 5 млрд руб.):

Размер уставного капитала

Число банков

% в общем числе банков

до 100 млн. руб.

30

1,5

от 100 млн. до 500 млн. руб.

358

17,6

от 500 млн. до 1 млрд. руб.

179

8,8

от 1 млрд. до 5 млрд. руб.

683

33,6

от 5 млрд. до 20 млрд. руб.

592

29,2

от 20 млрд. до 30 млрд. руб.

64

3,2

от 30 млрд. и выше

124

6,1

Всего по России

2030

100

Уставный капитал кредитной организации формируется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид денежных средств или материальных активов (банковского оборудования и здания (помещения), в котором располагается кредитная органи­зация, за исключением незавершенного строительства). При этом установле­но, что неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% - в после­дующие годы.

    В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 « Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного

уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.;

отслеживать, а в определен­ных случаях ограничивать макси­мальные границы рисков ликвид­ности, платежеспособности, ва­лютных, кредитных (в том числе и кредиты инсайдерам), процен­тных, рыночных и других рисков

(см. приложение № 1 );

контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с банковской деятель­ностью.

Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления бан­ками. Так, органы надзора дол­жны:

"удостовериться в том, что банки обладают системами ин­формирования руководства, ко­торые позволяют последнему вы­явить концентрацию рисков в рамках портфеля активов" (п. 9);

"убедиться в том, что конт­ролируемый банк обладает чет­кой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управле­нием)" (п. 13);

"выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельнос­ти" (п. 14).

Такая система, в частности, предусматривает четкое разде­ление функций по приему бан­ковских обязательств, расходо­ванию средств, ведению учета активов и пассивов, защите ак­тивов, строгий внутренний аудит и пр.

Базельский комитет считает, что органы надзора должны под­держивать высокие этические стандарты в финансовом секто­ре, не допуская преднамеренное или непреднамеренное исполь­зование банка криминальными структурами.

Наряду с возможностью по­лучения, обработки и анализа необходимой информации от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на местах (инспекти­рование) и прибегать к ус­лугам внешних аудиторов. В любом случае "органы банков­ского надзора должны постоян­но находиться в контакте с бан­ком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п. 17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то

же время в случае серьезных на­рушений должны иметь возмож­ность использовать "соответ­ствующие средства коррек­ции" (п. 22).

1.2 Международные стандарты в России

Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоеди­ниться к "Базельским основопо­лагающим принципам эффектив­ного банковского надзора". При этом Центральный банк РФ ис­ходил из того, что реализация этих принципов "имеет чрезвы­чайно важное значение для со­здания в России эффективной системы банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и отвечаю­щей интересам клиентов и вклад­чиков банков" (Вестник банка России, № 41 (204), 1997, с.1).

Присоединение к этим прин­ципам отнюдь не влечет за со­бой автоматического улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подхо­дов к банковскому надзору в Рос­сии, которая связана, в частно­сти, с ужесточением ряда нор­мативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского уче­та, созданием новой системы формирования резервов на воз­можные потери по ссудам и многое другое.

Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены в самом надзоре. Переосмыслению дол­жны подвергнуться, в первую очередь, основы банковского надзора. На первый план выд­вигается принцип "конструктив­ного сотрудничества", определя­емый пониманием не только объективного существования тес­ных взаимосвязей между коммер­ческими банками и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой ча­стью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыноч­ных условиях они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк мо­жет обеспечить реализацию сто­ящих перед ним задач (устойчи­вость национальной денежной единицы, эффективное функци­онирование платежной системы и многое другое, без чего не­мыслима здоровая экономика) только при наличии прочного банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благода­ря ему.

Банки в процессе оценки ус­ловий наиболее выгодного раз­мещения активов, формирования своего кредитного портфеля ре­шают важнейшую макроэкономи­ческую задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельно­сти лишает экономику этого су­щественного для рыночного хо­зяйства механизма. Следователь­но, должны быть и разумные гра­ницы надзора (доминирование принципа "не навреди").

В свою очередь, коммерчес­кие банки объективно заинтере­сованы в максимальном обще­ственном доверии к ним, в ос­нове которого — их надежность и стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивили­зованное регулирование банков­ской деятельности. Коммерчес­кие банки и Центральный банк — "зеркальное отражение друг дру­га". Их деятельность и интересы переплетаются. Эффективная банковская система не может су­ществовать в условиях их про­тивоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не дол­жен становится на излишне же­сткие позиции, а коммерческим банкам желательно понять, что надзор в конечном итоге поло­жительно отражается на их кол­лективных долговременных инте­ресах.

Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:

    особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды общественными" день­гами — его капитал сформиро­ван на основе акций или паев, а на счетах находятся средства клиентов;

    ролью, которую банки игра­ют в хозяйственной жизни об­щества (воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую эко­номическую конъюнктуру);

    особым доверительным ха­рактером отношений между ком­мерческими банками и их кли­ентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и перераспределению времен­но свободных денежных средств в обществе, а сами банки будут недополучать значительные при­были;

    наличием большого числа серьезных и разноплановых рис­ков банковской деятельности, потенциально способных в крат­чайшие сроки вывести рынок или его отдельных агентов из состо­яния равновесия;

    возможностью лишь на об­щегосударственном уровне обес­печить систему гарантий надеж­ности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредит­ных рынках.

Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух функций: пре­вентивной и защитной.

Первая нацелена на то, чтобы не допу­стить краха отдельных банков или дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все же произошли. Она состоит из системы мер реальной помо­щи банкам, попавшим в слож­ную финансовую ситуацию, и си­стемы гарантий депозитов, на­правленных на защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.

Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с проблемными бан­ками: перейти от помощи в вы­явлении и оценке проблем, по­исков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организацион­но-управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения. Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в затруднительное положение банков могут быстро трансфор­мироваться в проблемы плате­жеспособности, поскольку уско­ренная реализация долгосрочных активов (нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьез­ные потери капитала и может вызвать усугубление финансово­го положения вплоть до банкрот­ства. Это, в свою очередь, мо­жет сопровождаться для обще­ства значительно большими из­держками, чем своевременное оказание необходимой и адек­ватной помощи проблемному банку.

Основным критерием оцен­ки качества надзора должно стать поддержание абсолютного дове­рия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным це­лям второго порядка — поддер­жание общей стабильности, пре­дотвращение банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы вклю­чить:

фактическое обеспечение безопасности вкладов физичес­ких лиц;

борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от нормы;

отслеживание незаконных банковских сделок организация­ми и лицами, не имеющими на это лицензии (например, "чер­ный нал"), недобросовестной рекламы, ограничений конкурен­ции, несвоевременности зачис­ления средств на счета клиен­тов и др.

Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны. Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной сто­роны, отсутствие реального ме­ханизма защиты вкладов населения обходится банковской си­стеме в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл., нахо­дящихся на руках людей, недо­веряющих банкирам. С другой стороны, защита вкладов насе­ления, по существу, означает ог­раждение коммерческих банков от риска массового изъятия де­нег в случае временных трудно­стей или паники и в целом умень­шает риск системного кризиса.

Главное содержание банков­ского надзора, на мой взгляд, должно быть переориентирова­но с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни были) на оценку общей степени концентрации совокупных бан­ковских рисков. К их числу по­мимо кредитных рисков и рис­ков потери ликвидности относят­ся процентные, биржевые, валют­ные, организационные и ряд других, надзор за которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не означает усложнения или уве­личения объема отчетности ком­мерческих банков.

Особое внимание следовало бы уделить оценке организаци­онных рисков, связанных с ка­чеством управления кредит­ных учреждений. Не секрет, что разорение многих банков преж­де всего было связано с неудов­летворительным их управлением из-за недостаточных квалифика­ции и опыта высших менедже­ров. Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потен­циальной криминализацией бан­ков. А ведь давно стало понят­но, что привлечение и исполь­зование средств из сомнитель­ных источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, под­вергают серьезной опасности экономическую устойчивость кре­дитных учреждений.

Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и содержа­нии банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по воробьям" без серьезной пе­рестройки его инструментария.

Рационализация форм и ме­тодов банковского надзора, на мой взгляд, должна исходить из необходимости:

упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "про­зрачности" банка и без потери информативности;

удешевления (и одновремен­но повышения их качества и лич­ной ответственности проверяю­щих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с одновременным пе­реносом их основной тяжести на специализированные аудиторс­кие фирмы, получающие задания на проверки в территориальных управлениях. Центрального бан­ка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна полностью ло­житься на коммерческие банки, нарушающие те или иные зако­нодательно закрепленные прави­ла деятельности);

полной открытости банковс­кого надзора общественности: серьезные изменения в нем дол­жны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими союзами;

максимальной гибкости: лю­бые "модернизации" в банковс­кой деятельности должны в крат­чайшие сроки находить отраже­ние в надзоре. Так, распростра­нение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует осо­бых подходов к выяснению но­вых банковских рисков, новых методов их учета и регулирова­ния.

Надзорная система, постро­енная на перечисленных принци­пах, сложившихся в ходе станов­ления экономических структур развитых стран, позволит сфор­мировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со способностью выполнять присущие ей специ­фические функции, без которых немыслимо современное рыноч­ное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербур­га возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172 УК РФ (незаконная бан­ковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно иссле­довать только следственным пу­тем".

Дела направлены для органи­зации расследования в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству след­ственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-Петербургу по проверке деятельности 14 прибал­тийских банков на территории Санкт-Петербурга (в число кото­рых входят 4 вышеназванных бан­ка) через корреспондентские сче­та в российских банках, были вы­явлены "грубые нарушения дей­ствующего налогового, валютного и банковского законодательств Российской Федерации". По све­дениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не поступившая в фе­деральный бюджет России в ре­зультате полугодовой деятельнос­ти 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб. В ходе проверки установле­но, что в нарушение действующе­го законодательства прибалтийс­кими банками производился пере­вод денежных средств, в том чис­ле и НДС, за рубеж, "минуя про­цедуры валютного контроля". Кро­ме того, выявлено, что упомяну­тые банки открывали у себя счета российским предприятиям-резиден­там без уведомления Центрально­го банка РФ и Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к бан­ковскому надзору означа­ет, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих бан­ков как к разветвленной целост­ной системе, состоящей из от­дельных базовых элементов (бан­ков), связанных между собой сложными многоуровневыми от­ношениями. В этой общей сис­теме формируются подсистемы по разным признакам:

    размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

    организацион­но-правовой форме (акционер­ные, паевые);

    преимущественным сферам деятельности (коммер­ческие,ипотечные, экспортно-импортные и пр.);

    принадлежно­сти капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый от­дельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей систе­мы) также является сложной си­стемой, подчиняющейся опреде­ленным закономерностям разви­тия на отдельных фазах жизнен­ного цикла.

В силу этого системный под­ход к банковскому надзору пре­дусматривает:

    надзор за банковской систе­мой в целом с учетом ее основ­ных подсистем;

    надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновиднос­тей надзора имеет свои приори­теты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздей­ствия со стороны Центрального банка.

Главная цель надзора за банковской системой — со­хранение общей стабильности де­нежно-кредитных рынков, предот­вращение системных кризисов пу­тем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных коррек­тирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ран­ней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельно­сти, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резерв­ные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требова­ния Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и го­сударственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квали­фикационные требования Банка России. Они также должны иметь соответст­вующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включаю­щую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участни­ках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сооб­щать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководите­лей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандида­ты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законо­дательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в террито­риальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе с ба­лансами следующие сведения:

    об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных органи­зациях и остатках средств на счетах «Ностро»;

    об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

    о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредит­ных организациях депозитах;

    о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территори­альные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ност­ро» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организа­циях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчи­ками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание ста­бильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положе­ние, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.

2.1 Ранняя диагностика

Ранняя диагностика — один из самых важных, но наи­менее проработанный в надзор­ной банковской практике раздел работы. Главная задача регули­рования банковской системы зак­лючается в направлении ее раз­вития в продуктивном с народно­хозяйственной точки зрения на­правлении.

Ранняя диагностика начина­ется с изучения макроэкономичес­кой среды с акцентом на специ­фические кредитно-денежные по­казатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах.

Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики банковского сектора и подсказывает направ­ления дальнейшего, более углубленного анализа. В экономичес­ком механизме даже самые, ка­залось бы, общие экономические показатели отделяют от конкрет­ных всего несколько промежуточ­ных звеньев.

В последнее время нередко преобладает тенденция переоцен­ки самостоятельности и изолиро­ванности банковской сферы, воз­можно, из-за использования за­падной методики, не учитываю­щей характер и специфику пере­ходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагности­ки остаются важные вопросы. В наших же условиях исключитель­но важную роль играет внешняя по отношению к кредитным учреж­дениям среда, что особенно за­метно для мелких и средних бан­ков.

В числе показателей макро­экономического характера, кото­рые целесообразно учитывать при анализе банковской системы (на­ряду с такими показателями как ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и отдельных от­раслей), на первое место выхо­дят кредитно-денежные — тем­пы инфляции, движение денеж­ной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.

Совокупность этих показате­лей дает представление о среде, в которой действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние банковской системы, перспективы и направ­ления ее развития. Нередко уже на этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые места и наме­тить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для исправления ситуации. Соответ­ственно, общебанковские надзор­ные функции должны рассматри­ваться под этим углом зрения.

Лишь на этом фоне конкрет­ному анализу подвергается сама банковская система, ее дина­мические и относительные пока­затели, характеризующие уровень ее развития и место, принадле­жащее ей в народнохозяйствен­ном комплексе, — динамика "рож­даемости" и "смертности" кредит­ных институтов, их специализа­ция, территориальное размеще­ние, концентрация кредитных ре­сурсов, основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.

На мой взгляд, целесообраз­но провести типологию кредитных учреждений, чтобы применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия. Существующая система отчетно­сти перед вышестоящими орга­низациями диктует единые для всех банков показатели (частич­ные исключения делаются лишь для организаций с ограниченным кругом операций). Однако между участниками банковского сообще­ства есть и различия, порой су­щественные. Поэтому введение различных нормативов для раз­ных групп банков с позиций уп­равления процессом развития банковской системы весьма про­дуктивно.

Банковское сообщество в России далеко не однородно, что и обуславливает необходимость типологизации банков по признакам, существенным для выполне­ния надзорных функций. В опре­деленной степени таким задачам отвечает, в первую очередь, груп­пировка банков по величине. В мировой практике их принято ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и меха­нистичность такого подхода, в размерные группы все же попа­дают банки приблизительно одного направления — по капиталу, ак­тивам, числу и характеру учреди­телей, природе и источникам ак­ционерного капитала и, соответ­ственно, основным сферам при­влечения ресурсов и размещения активов.

Механизм ранней диагности­ки на основе обобщенных данных предусматривает составление прогнозов развития банковской системы и выработку рекоменда­ций по созданию условий для исправления ситуации (или закреп­ления положительных тенденций) с помощью конкретных мер, в том числе нормативного порядка.

Т
акой надзор ведется в на­стоящее время лишь на общего­сударственном уровне. Однако он, как показывает практика, не эф­фективен без осуществления ана­логичного надзора на всех основ­ных региональных денежно-кре­дитных рынках, в частности, в Москве.

В 1998году возросло число кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций . ( рис.1)

Осуществление надзора за банковской системой на регио­нальном уровне предусматривает:

    постоянный комплексный мо­ниторинг за состоянием дел на денежно-кредитном рынке с сис­тематическим обобщением обра­ботанных по единой методике данных;

    делегирование дополнитель­ных полномочий территориальным управлениям в целях максималь­но гибкого воздействия на про­цессы, происходящие в данном регионе.

Последнее, освобождая цен­тральный аппарат от мелких те­кущих проблем, позволит ему сосредоточиться на наиболее зна­чимых для всей национальной денежной системы участках ра­боты.

В определяющей степени стабильность банковской систе­мы зависит от состояния отдель­ных банков. Системный подход обуславливает регламентацию всего пути движения банка от мо­мента рождения до ликвидации.

Первый этап в деятельности банка — лицензирование. На этой стадии пристальное внима­ние уделяется источникам фор­мирования уставного капитала, составу учредителей, кандидату­рам на руководящие должности.

На стадии "созревания" бан­ка управление лицензирования должно подвергать специальной проработке факты резкой (мас­совой) смены учредителей, вла­дельца контрольного пакета акций или концентрации контрольного пакета в руках ограниченного кру­га учредителей. Именно они во многом определяют характер кон­кретной деятельности банков.

В процессе развития банка происходят события, связанные с его становлением на рынке бан­ковских услуг — привлечение ресурсов и размещение активов в целях извлечения прибыли, фор­мирование капитала, распределе­ние прибыли и др. Строится стра­тегия развития банка — прора­батываются программы увеличе­ния ресурсов по различным на­правлениям и, соответственно, размещения активов. Проводят­ся техническое оснащение, найм дополнительного персонала при расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции Центрального банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже есть нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с международными стандартами (см. Инструкции №1 и 17).

Возможно, на этом этапе раз­вития банка более тщательному анализу следует подвергнуть структуру активов и формирова­ния пассивов. Существующая нор­мативная база по чисто формаль­ным количественным показателям устанавливает границы для соот­ношений активов, пассивов, ка­питала, доходности, резервов. При этом из поля зрения выпа­дает тот факт, что пассивы могут иметь практически один источник (скажем, средства населения, депозит одного крупного клиента) или существенно преобладающую сферу размещения активов (го­сударственные ценные бумаги, межбанковский рынок, валютные операции, комиссионные за оп­ределенные услуги).

Прочность и стабильность банковской системы в целом, финансовое состояние ее отдель­ных элементов — банков — во многом определяются ранним обнаружением признаков финан­совой нестабильности, выяснени­ем причин ее возникновения и своевременным принятием мер по исправлению ситуации.

Можно предположить, что с позиций рационализации процес­са выявления проблемного ком­мерческого банка (с последую­щим анализом причин и принятия решения относительно дальней­ших мероприятий) изучение фи­нансовых показателей банка, ха­рактеризующих его ликвидность, целесообразно вести по нисходя­щей — от более общих показате­лей к более конкретным. Если дела у банка обстоят неблагопо­лучно, то диагноз можно поста­вить по первым наиболее общим финансовым показателям, что, ес­тественно, не отменяет дальней­шее углубленное изучение.

В преобладающем в насто­ящее время в надзорной практике подходе фиксируются уже свершившиеся факты, а дей­ствия надзорных органов сводят­ся к применению санкций. По-моему, и здесь акцент дол­жен быть перенесен на стадию предварительного обнаружения потенциальных негативных мо­ментов. При этом анализ дол­жен проводиться под углом зре­ния платежеспособности банка, а не ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть четко раз­граничены.

Банковское сообщество со­стоит из отнюдь неоднородных единиц, отличающихся только по величине. Как правило, размер­ность отражает качественное раз­личие банков, а большинство так называемых мелких и средних банков выполняют роль брокерс­ких контор по работе преимуще­ственно на рынках ГКО, корпора­тивных ценных бумаг и МБК. Кре­дитные операции ограничивают­ся быстроокупаемыми торговыми сделками и предоставляются пре­имущественно учредителям. Ес­тественно, применять к таким банкам критерии, по которым принято оценивать полномасштаб­ные коммерческие банки, непра­вомерно, ведь в результате полу­чим искаженную картину (под­тверждение банковское сообще­ство получило в августе 1995 г., когда в критическое положение попали внешне благополучные коммерческие банки) и нерацио­нальное использование времени и труда.

Например, можно предполо­жить, что кредитные организации, работающие преимущественно на рынке межбанковских кредитов, не имеющие опоры в реальном секторе экономики, в решающей степени зависят от состояния рынков МБК и ГКО — основной сферы своей деятельности. Вы­делив группу таких банков из общей совокупности, можно с высокой степенью вероятности

спрогнозировать надвигающиеся осложнения для этой категории при изменении положения на рынке МБК и/или ГКО. Причем глубина и степень осложнений, вытекающих из краха основной сферы размещения активов, та­ковы, что кредитная организация не поддается санации, поскольку прекращает существование сама среда, в которой та оперирова­ла. Дальнейшая работа с подоб­ными кредитными организациями может вестись лишь в ликвида­ционном русле.

Для повышения эффективно­сти банковского надзора целесо­образно особое внимание уделять организациям, которые по своей функциональной нагрузке могут считаться полноценными банка­ми, то есть способными выпол­нять свои обязательства перед клиентами, без сбоев осуществ­ляя основные банковские функ­ции. В этом есть некоторое от­личие от традиционной надзор­ной практики. Нарушения правил учета, иные погрешности долж­ны сопоставляться с реальной возможностью банка выполнять свои функции и степенью под­рыва его ликвидности.

В первую очередь анали­зируются наиболее общие пока­затели, характеризующие финан­совое состояние банка в целом. В принципе оценка состояния банка наиболее полно и адекват­но проводится по той или иной модификации западной системы САМЕL (капитал, активы, управ­ление, доходность, ликвидность).

Исследование каждого компо­нента общей системы показате­лей проводится от общих показа­телей к более подробному анали­зу в индивидуальном порядке:

оценка уровня рентабельнос­ти банка с точки зрения его ус­тойчивого развития и конкурен­тоспособности, использование прибыли, источники формирова­ния прибыли (удельный вес опе­раций, приносящих прибыль), соотношение краткосрочной и дол­госрочной прибыли;

оценка уровня ликвидности с позиций достаточности для выпол­нения текущих обязательств.

Главными и общепринятыми источниками информации о финансовом состоянии кредитной организации являются:

баланс; отчет о прибыли и убытках; об­щая финансовая отчетность ф-17; расшифровка просроченной за­долженности; расшифровка МБК; котировка акций; соблюдение нормативных показателей; соблю­дение обязательных резервных требований; материалы (сигна­лы) результатов аудиторских и прочих проверок; состояние кор­респондентского счета, соблюде­ние расчетной дисциплины, фак­ты задержки платежей; выполне­ние обязательств перед бюдже­том; информация о кадровом составе (руководство); учет спе­цифики банка (история создания, учредители, клиентура); анализ периодической и специальной печати.

Данные источники информа­ции имеют недостатки: они недо­статочно полны и не всегда дос­товерны. Однако в совокупности позволяют объективно оценить состояние банковской системы в целом и отдельного банка. Вве­дение динамических показате­лей — изменение активов, при­были, собственного капитала — позволяет уловить насторажива­ющие сигналы, чтобы затем бо­лее детально изучить документы конкретной кредитной организа­ции.

Полученные данные анализи­руются с позиций выявления проблемного банка.

2.2 Проблемные ситуации

Критерии проблемности банка подробно описаны в пись­ме ЦБ РФ № 265 от 02.04.96 г. В зависимости от степени проб­лемности банки разбиваются на три группы, в соответствии с чем принимаются решения относи­тельно дальнейшей работы с ними.

Признаки проблемности непосредственно вытекают из оп­ределения критериев проблемно­сти. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти призна­ки, учитывать и систематизиро­вать их и при накоплении соот­ветствующего числа признаков относить банк к той или иной группе.

При обнаружении признаков проблемности у банка или кредит­ной организации проводится тща­тельный и углубленный анализ их финансового состояния.

На основании полученных данных можно сделать достаточ­но достоверный вывод о фи­нансовом состоянии банка, о причинах возникновения труд­ностей, их степени и глубине, о возможности преодоления ослож­нений самостоятельно или путем проведения определенных мероп­риятий, например организацион­но-управленческих мер или ста­билизационного кредита. Полити­ка регулирования проблем­ного банка определяется в за­висимости от его положения на рынке, степени и характера фи­нансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других фак­торов, влияющих на принятие решения. Соответственно прини­мают решение о санации банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидаци­ей понимается в том числе и потеря самостоятельности).

Программа санации кредитно­го учреждения — самостоятель­ная задача, требующая работы коллектива высококвалифициро­ванных специалистов, причем в области банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-ревизоров) в течение определенного времени.

На стадии "угасания" банка важно определить степень тяже­сти проблем и возможности бан­ка, а также целесообразность проведения санационных (оздо­ровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания банка в затруднитель­ное положение, причем не все они возникают по вине самого банка. Самые простые — наме­ренно рискованная кредитная по­литика, недостаточно компетен­тное руководство. Тогда вступа­ет в силу процедура ликвидации, смены руководства или превра­щения кредитного учреждения в филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непро­сто решить проблему просрочен­ной и безнадежной задолженно­сти (как и вариант перевода кли­ентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и нерав­номерность территориального распределения участников бан­ковского сообщества. Насыщен­ностью кредитными организаци­ями отличаются только Москва и Санкт-Петербург. В других ре­гионах выбор обслуживающего банка не велик.

Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии креди­тования с предприятиями, попав­шими в сложное положение из-за неблагоприятной макроэконо­мической конъюнктуры. Вину бан­ка как кредитного учреждения здесь усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе важную социаль­но-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей банка и помочь найти рациональный выход из создав­шегося положения. Понятно, что чем раньше будут установлены признаки проблемности и пред­приняты адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.

Итак, системный подход к банковскому надзору за отдель­ными банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:

    "зарождение" (закладывается фундамент даль­нейшего развития);

"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персо­нала) и "затухание";

    фиксацию на каждом из эта­пов основных целей банковского надзора: на первом — отбор достойных претендентов, на вто­ром — предотвращение сбоев в нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае невозможности — ци­вилизованная ликвидация с ми­нимальными социально-экономи­ческими издержками и соответ­ственное выделение важнейших инструментов воздействия на банки;

    поэтапное разграничение фун­кций подразделений надзорного блока с выделением управления — координатора. На первом эта­пе роль координатора закрепля­ется за управлением лицензиро­вания, на втором — за сводно-экономическим управлением и уп­равлением пруденциального над­зора, на третьем — за управлением санирования. Решения, при­нимаемые в рамках своих полно­мочий управлениями-координато­рами, обязательны для выполне­ния всеми другими подразделе­ниями надзорного блока.

Признаками существования финансовых трудностей у кредитных орга­низаций считаются:

    нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;

    наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспон­дентскому счету;

    резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к нулю, величину;

    выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтер­ского учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискован­ной кредитной и процентной политики;

    неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней диагностики Банка России;

    убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;

    выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;

    информация отрицательного характера о банке и его деятельности, по­ступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой инфор­мации, жалобы клиентов на его работу.

Разработаны рекомендации по определению степени проблемности бан­ков, позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансо­во нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работаю­щим относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудно­сти-22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков, отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.

Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними, разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвида­ции, так как применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от степени проблемности кредитной организации и ее функ­циональной роли в банковской системе.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и ре­гулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти проверки дают возможность получить более точное представление о ре­альном финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, досто­верности предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необ­ходимости принимать в отношении их более адекватные меры.

3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения кредитные организации

При нарушении кредитной организацией федерального законодательст­ва, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении ин­формации или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального ус­тавного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной органи­зацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации:

    взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капи­тала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

    потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровле­нию, в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководи­телей, провести реорганизацию;

    установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

    запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотрен­ных выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

    назначить временную администрацию по управлению кредитной орга­низацией на срок до 18 месяцев;

    отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке, пре­дусмотренном федеральным законодательством.

Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций могут служить:

    установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;

    задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией банковских операций (даже однократное);

    нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись ме­ры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными организациями в России

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относи­тельно перспектив развития и совершенствования банковского надзора.

1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых банкротств банков.

3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла банка — лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга.

5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних ус­ловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном сек­торе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфе­ре, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития страны.

Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной за­дачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание усло­вий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных органи­зациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекаю­щим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.

Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфор­мации;

    повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руко­водителям, системе внутреннего контроля в банках;

    методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;

    мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;

    совершенствование системы экономических нормативов с учетом эф­фективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;

    использование дифференцированного подхода к применению мер регу­лирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;

    разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепле­ния банковской системы кредитных организаций.

Особое место в системе надзора за кредитными организациями и свое­временном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. При­знается необходимым активизировать позицию Банка России по регулирова­нию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России.

Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотрен­ного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов.

Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую комплекс мер по предотвращению систем­ного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения поло­жения в банковской сфере страны является совершенствование самой систе­мы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международ­ного опыта организации банковского надзора и отечественной практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

С учетом уровня кредитного риска, который определяется принадлежно­стью ссуды к той или иной группе в зависимости от наличия соответствующе­го и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также числа дней просрочки платежа, введена классификация ссуд по пяти группам риска:

1. Стандартные ссуды. К ним относятся ссуды, по которым своевремен­но и в полном объеме погашается основной долг, включая ссуды, пролонги­рованные не более 2 раз в установленном порядке, а также просроченные до 30 дней обеспеченные ссуды.

2. Нестандартные ссуды. Сюда включаются просроченные до 30 дней недостаточно обеспеченные ссуды и просроченные от 30 до 60 дней обеспе­ченные ссуды.

3. Сомнительные ссуды. В эту группу входят просроченные до 30 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней недостаточно обеспе­ченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные ссуды.

4. Опасные ссуды. Это просроченные от 30 до 60 дней необеспеченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней недостаточно обеспеченные ссуды.

5. Безнадежные ссуды. К ним относятся просроченные от 60 до 180 дней необеспеченные ссуды и все ссуды, просроченные больше, чем на 180 дней.

Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены соот­ветствующие их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на покрытие вероятных убытков: 2% - по первой группе; 5 - по второй; 30 - по третьей, 75 - по четвертой и 100% - по пятой.

По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки са­мостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам риска, резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в обязательном порядке.

При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отне­сенным к третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, вы­данных под гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и/или под поручительство Министерства финансов Рос­сийской Федерации, а также по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость оказываемых банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов банка, что позволяет избегать формирования и использова­ния банками части прибыли, которая может оказаться необходимой для воз­мещения убытков по невозвращенным ссудам. В то же время резерв на воз­можные потери по необеспеченным ссудам, хотя и относится на расходы бан­ка, но не уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.







Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвид­ности, рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с уче­том сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до востребования и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно составлять не менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% - с 1.02.1999 г. зательств по счетам до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив мгновенной ликвидности), а объем выданных банком кредитов, займов и де­позитов в драгоценных металлах со сроком погашения свыше года не может превышать 120% от суммы капитала кредитной организации и ее обяза­тельств по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года (норматив долгосрочной ликвидности). По состоянию на 1.10.96 г. 23% банков от их общего числа были убыточными. В 1996 г. в состоянии устойчивой неликвидности находились 15% банков, кото­рыми было привлечено до 10% ресурсов.

Ограничение рисков концентрации. Для снижения рисков концентрации, явившихся для многих банков причиной их плачевного финансового состоя­ния, в России введены следующие ограничения.

1. Определена допустимая степень риска на одного заемщика или груп­пу связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и физиче­ские лица-заемщики, связанные между собой экономически или юридически, т. е. через общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательст­ва, и/или контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения руководящих должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала) кредитной организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% - с баланса на 1.02.1998 г.

2. Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как общая сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или группе связанных заемщиков со стороны кредитной организации в раз­мере свыше 5% ее капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикрат­ное превышение совокупной величиной крупных кредитов и займов, выдан­ных кредитной организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение круп­ных кредитов и займов к капиталу кредитной организации не должно превы­шать 8 раз. (Сведения о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту на­хождения корреспондентского счета кредитной организации вместе с балан­сом и расчетами экономических нормативов.)

3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на 1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации - с баланса на 1.02.1998 г.

4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может пре­вышать 20% с баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и зай­мов, выданных акционерам (пайщикам), - 50% собственных средств (капита­ла) банка с 1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами финансовых трудно­стей кредитных организаций, вызванных предоставлением ссуд, наряду с непра­вильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками, допускаемыми при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов акционерам, инсай-дерам и дочерним структурам.)

5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настоя­щим и бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (прези­дентам, председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитно­го совета (комитета), руководителям дочерних и материнских структур и дру­гим лицам, которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структу­рах, в которых также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и связанных с ним лиц и 3 % по совокупности - с баланса на 1.07.1997 г.

При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая 50% забалансовых гарантий и поручительств.

По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величи­на всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным ино­странным валютам и российским рублям не могут превышать 15% собствен­ных средств (капитала) кредитной организации. Суммарная же величина от­крытых позиций в драгоценных металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10% собственных средств (капитала) банка.

Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных опе­раций, капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представ­лять отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени вторника недели, следующей за отчетной. Те же банки, у которых собственные средства превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представлять отчетность об откры­тых валютных позициях ежедневно не позднее 13 часов по местному времени дня, следующего за отчетным.





Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка на 01.08.98 года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это главным образом с действиями ЦБ по усилению банковской системы и многочисленным слияниям крупных кредитных олигархов в объединения с крупным уставным капиталом. Все это связано с проблемой “выживания” в нестабильной экономической ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : « БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ»

1.«Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г.

2.«Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996

3.«Международные стандарты банковского надзора» О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ ,1997 Москва

4.«Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997

5.«Вестник Банка России» № 8 , Москва 1998

6.«Деньги и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 1998

7.Нормативные документы ЦБ РФ

8.«Закон о Центральном Банке»

9.«Закон о банках и банковской деятельности»

1