Начала астрономии

Начала астрономии

Говорят, что наш солнечный мир возник около 5 миллиардов лет тому назад. Земной мир возник чуть позже. Так же говорят, что конец солнечного мира, а следовательно и земного, наступит этак через 6 или 7 миллиардов лет. Предполагают, что Солнце "разбухнет" и поглотит Землю. С момента образования Земли, её мир постепенно эволюционировал, и примерно через 2 миллиарда лет, так говорят, на Земле возникла жизнь. Утверждают, что жизнь представляет некоторый космический процесс, начало которому было положено уже в самые первые эпохи существования нашей Галактики, когда возникли все основные элементы для построения белковых соединений, а при постепенном увеличении количества тяжелых и радиоактивных элементов сделалось возможным образование планет Земного типа со всеми их физическими свойствами.

Кто - то настаивает, что основа жизни была занесена на Землю кометами, кто - то настаивает, что основа жизни была синтезирована на самой Земле, но факт остается фактом: Земля - обитаема! Другой неоспоримый факт показывает нам, что, как только возникла жизнь, так в действие вступает закон естественного отбора, благодаря которому жизнь развивалась, как развивалась. Уже с зарождения, любой живой индивид решает две важнейшие задачи своего существования - задачу добычи пищи и задачу собственного сохранения, то есть, чтобы самому не стать пищей. Таким образом, в общем виде, закон естественного отбора регулирует возникновение видов, межвидовое равновесие и угасание вида. Жизнь же отдельного индивида в расчет не берется. Выжить должен вид, но это будет вид, наиболее приспособленный к текущим окружающим условиям.

-Ещё говорят, что около 25 миллионов лет назад на поверхности Земли происходили сильные изменения. Эта была эпоха Альпийского горообразования, продолжалась эта эпоха около 24 миллиардов лет. К концу этого периода, названного НЕОГЕНОМ, на Земле возник рельеф, близкий к современному. Сходным с современным становится растительный и животный мир. В НЕОГЕНЕ появляется ДРИОПИТЕК - примат, произошедший, по видимому от древних лазающих насекомоядных. По прошествии какого-то промежутка времени от ДРИОПИТЕКОВ отделилась ветвь человекообразных обезьян. И, наконец, около 1 миллиона лет назад, из группы человекообразных обезьян выделились первые ОБЕЗЬЯНО - ЛЮДИ. Появление человека совпало с одним из величайших катаклизмов на Земле - ОЛЕДЕНЕНИЕМ, а может быть, оледенение инициировало появление человека? Так вот, Оледенение началось около 800 тысяч лет тому назад и продолжалось, примерно, около 700 тысяч лет. Многие виды животных вымерли. ЧЕЛОВЕК - выжил.

Какое же мы можем выделить главное отличие человека от животного? Можно сказать, что наиболее отчетливое отличие человека от животного заключается в том, что человек НАЧИНАЕТ проявлять себя, как ПЛАНИРУЮЩЕЕ и РАССУЖДАЮЩЕЕ существо, беспокоящееся о будущем. Но чтобы выжить, людям необходимо было объединиться для совместного производства средств своего существования. Так начинает возникать человеческое ОБЩЕСТВО.

Сначала это было общество-стадо, но не просто временное объединение, как это бывает у животных в трудные времена их жизни, а достаточно стабильное сообщество людей, основанное на взаимовыручке. В таком объединении начинают проявляться ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ общества. Сначала эти законы проявляются слабо, и главенствующую роль в развитии вида продолжают занимать законы эволюционного развития. Слабость проявления общественно-исторических законов заключалась в том, что богатый исторический опыт общества в основном пропадал бесследно, и каждому новому поколению этих людей приходилось набираться жизненного опыта с самого начала. По-видимому, эволюционное развитие человека заключалось, в основном, в развитии его мозговой деятельности. Получается интересный замкнутый круг: человек жил в обществе и своим развитием влиял на развитие общества, а развитие общества влияло на развитие человека. Только в условиях общества у людей возникли РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ и сформировались, свойственные человеку, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:

высшая форма восприятия и память,

мышление и воображение,

волевые процессы и чувства.

В конце ледникового периода, порядка 75 .. 100 тысяч лет назад, человек, как вид, сформировался окончательно, но вместе с человеком сформировалось и общество - из общества-стада организовалось РОДОВОЕ общество. С этого момента законы общественно - исторического развития начали превалировать над законами эволюционного развития человека, как вида. Человек был с раннего периода своей истории вовлечен в поиск общих принципов, с помощью которых можно обратить себе на пользу порядок природных явлений. Человек допускал, что последовательность событий совершенно ОПРЕДЕЛЕНА, ПОВТОРИМА и подчиняется действию неизменных законов, проявление которых можно вычислить и предвидеть. Таким допущением из хода природных процессов изгоняются непостоянство и случайность. Познание этих законов или понятие причин вещей открывают перспективы, кажущиеся безграничными.

Чтобы познать законы явлений, человек обопрется на свою психику - заставит работать своё мышление. Мышление же возможно лишь при наличии знаний, которые заключены не только в фиксации последовательности явлений, но и в понимании их качественных различий. Но в это время человек не подвергал анализу мыслительный процесс, на котором основывались его действия, не размышлял над заключенными в мыслительном процессе абстрактных принципов. Как большинство людей первобытный человек рассуждает в полном неведении относительно интеллектуальных процессов, и применяя в своих рассуждениях простейшие интеллектуальные операции, он впадает в ошибку, перенося свойства какого-либо явления или вещи на любые другие подобные явления или вещи, то есть ПОДОБИЕ ЯВЛЕНИЙ воспринимается им как их ИДЕНТИЧНОСТЬ. Сделав такое допущение, человек уверен в том, что он сможет произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Вдобавок ко всему, человек убежден, что все то, что он проделывает с каким либо предметом, окажет воздействие на личность, которая была в соприкосновении с этим предметом. Эти умозаключения человек возвел в ПРИНЦИПЫ, которые легли в основу МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Короче, магия для человека является искусством, а не наукой. Сама идея НАУКИ отсутствует в его неразвитом уме. С точки зрения общества, самым главным, на что следует употребить магию, является создание достаточного запаса пищи. Известно, что все добытчики пищи прибегают к магии. Но они здесь поступают как частные лица. Другое дело, когда обряды исполняются профессиональными колдунами от имени соплеменников.

Выделение колдунов в особый класс, чтобы они своим искусством приносили пользу всему обществу, был великим шагом вперед. Значительная группа людей освободилась при этом от необходимости зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом, а получила возможность заняться исследованием тайн природы. Правом и одновременно обязанностью людей этой профессии было ЗНАТЬ больше своих соплеменников. Свойства лекарственных растений и минералов, причины выпадения осадков и засухи, грома и молний, смена времен года, фазы Луны, дневное и годичное движение Солнца, движение звезд, тайна жизни и смерти - вот вещи вызвавшие изумление первых философов-магов и побудившие их искать решение проблем, которые часто привлекали их внимание по причине НАСТОЙЧИВЫХ требований соплеменников. В поисках истины у первобытных колдунов был очень побудительный мотив, ведь одна единственная ошибка, будучи обнаруженной, могла стоить им жизни, но с другой стороны, колдун становиться влиятельным и уважаемым лицом. Неудивительно, что этот род занятий привлекает внимание наиболее способных и честолюбивых членов племени, так как в перспективе, эта карьера, как никакая другая, сулила почет, богатство и власть. Самые смышленые из них начинают понимать, как легко можно одурачивать своих более доверчивых собратьев и обращать себе на пользу их суеверия.

Занятия общественной магией - поскольку оно оказывало влияние на устройство первобытного общества - способствовало передаче контроля над делами общины в руки наиболее способных людей. В результате, демократия сменилась монархией, точнее - олигархией старейшин. Возникновение монархии представляется важным условием выхода человечества из стадии дикости, ибо нет существ более стесненных обычаями и традициями, чем дикарь при ПЕРВОБЫТНОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПРАВЛЕНИИ. Ни при одном общественном строе прогресс не протекал столь медленно и трудно, как в условиях первобытной демократии. Занятие общественной магией - поскольку оно было одним из путей, которыми наиболее способные люди пришли к высшей власти, внесло вклад в освобождение человечества от рабского подчинения традиции и привело его к более свободной жизни и более широкому взгляду на мир. Желание остаться у власти, заставило людей прибегать к обману с целью скрыть собственное невежество, но в то же время это давало им мощнейший стимул заменить мнимое знание настоящим. Ведь, если вы хотите создать у других впечатление, что вы что-то знаете, самое лучшее действительно знать это.

Со временем, проницательные люди, должно быть, заметили, что в действительности магические обряды и заклинания не приносят результатов, на которые они рассчитаны. Великое открытие не действенности магических процедур произвело, вероятно, радикальный, хотя и медленный, переворот в умах тех, у кого достало сообразительности его сделать. Открытие это привело к тому, что люди впервые признали свою неспособность по собственному произволу манипулировать силами природы, которые до этого времени считались полностью находившиеся в их власти. Природные явления, которые люди с помощью магии старались вызвать, происходили, но совершалось это без вмешательства человека. Все шло своим обычным ходом, но для того, с чьих глаз спала пелена, это теперь выглядело иначе. Он не мог более тешить себя приятной иллюзией, что руководит движением земли и неба. Шаг за шагом освобождался человек от своей гордыни, всё более проникался чувством собственной беспомощности и сознанием могущества невидимых существ, которые его окружают. РЕЛИГИЯ начинается со слабого признания существования СВЕРХЛИЧНЫХ существ, а с накоплением знаний человек приходит к признанию своей полной и абсолютной зависимости от БОЖЕСТВЕННОГО начала. Но знания были накоплены. Следующим шагом была их систематизация. Это был трудный шаг - от отдельных примеров к обобщению. Ученые, начиная пожалуй с раннего духовенства, были не просто собирателями знаний, они пытались извлечь общие идеи из наблюдений или событий. Для более глубокого понимания какого-нибудь явления ученые стремились узнать ЧТО произошло, КАК произошло и, главное, ПОЧЕМУ произошло то или иное событие. Чем же можно объяснить стремление человека к приобретению знаний? Это стремление могло возникнуть по необходимости (вспомните колдунов-магов), но был и другой фактор: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ ПРИРОДОЙ, наслаждение пониманием того, что происходит. Это понимание порождает НАУКУ. Итак, НАУКА - это искусство понимать природу.

Как уже говорилось, человек - это очень странный вид, а человеческое общество - удивительное объединение, где интеллектуальное развитие каждого члена общества влияет на развитие общества, а развитие общества влияет на интеллектуальное развитие каждого его члена. Едва лишь власть в племени переходит от совета старейшин к одному сильному и решительному человеку, племя начинает представлять угрозу для своих соседей и вступает на путь захватов, которые на ранних истории нередко благоприятствуют общественному, промышленному и умственному прогрессу. Расширив свою власть над соседями, (отчасти оружием, отчасти путем добровольного подчинения) в племени появляется возможность освободиться от постоянной борьбы за выживание, появляются целые классы людей, посвящающие себя бескорыстному приобретению знаний. Взаимоотношения с покоренными народами, но не менее важные взаимоотношения с соседями дают толчок ПОЛИТИЧЕСКОМУ развитию общества, а оно, в свою очередь, подталкивает экономическое развитие, ведь военными угрозами можно довести дело до того, что заставит объединиться все соседние народы - а это уже реальная угроза независимости, но, если общество процветает, то этот факт будет возбуждать желание у соседних народов войти в союз с экономически сильным народом. Началом экономического развития можно считать возникновение ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА, РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА и ТОРГОВЛИ, хотя и в примитивном виде. Возникновение производств вызвало к жизни социальное разделение среди членов общества - появилась ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Так зародилась ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Если мы обратим внимание на сферу человеческой деятельность, то обнаружим в ней один общий параметр - это ВРЕМЯ. Величайшим достижением цивилизации стало умение измерять это самое время. Отсчитывая время по положению тени и учась пользоваться звездными часами, человек изобрел ГЕОМЕТРИЮ, научился определять свое положение в пространстве и на Земле.

Наука, описывающая "работу" звездных часов, называется АСТРОНОМИЕЙ.

Эта наука зародилась на заре человеческой цивилизации примерно 12 000 лет тому назад.

6000 лет потребовалось для накопления и первой систематизации наблюдений за космическими объектами. Результатом этого было изобретение КАЛЕНДАРЯ.

Ещё 4000 лет потребовалось для создания модели ВСЕЛЕННОЙ.

Ещё 1500 лет потребовалось для переосмысления имеющихся данных и наблюдений. Результатом стала современная модель Солнечной системы, а кроме этого были разработаны НОВЫЕ методы математического анализа.

Ещё 400 лет потребовалось для формирования современного взгляда на строение МЕТАГАЛАКТИКИ.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа