Телевидение в системе СМИ и системе искусств

Содержание

Введение

Глава 1. Телевидение как разновидность СМИ

      Информационная функция

      Культурно-просветительская функция

      Интегративная функция

      Социально-педагогическая или управленческая функция

      Организаторская функция

      Образовательная функция

      Рекреативная функция

Глава 2. История и тенденции развития телевидения и тележурналистики

Глава 3. Становление и развитие телевидения как вида искусства

3.1 Телевидение и литература

3.2 Театр и телевидение

3.3 Музыка и телевидение

Выводы

Литература

Введение

СМИ – это зеркало, зеркало без сомнений, многогранное, возможностей отражения – масса – от газет районного масштаба до центральных телеканалов.

В современной России печатные издания читает далеко не каждая семья, а телевизор есть в каждом доме. И по данным статистики, рядовой гражданин нашей страны ежедневно проводит перед телевизионным экраном от трех до трех с половиной часов. В среднестатистическом российском доме телевизор работает около семи часов в день (это вовсе не означает, что его постоянно смотрят, психологи уверены, что даже фоновое вещание способно оказывать достаточно сильное влияние на сознание и подсознание).

Общество, может быть, медленно осознает, какую новую и влиятельную силу оно приобрело в лице телевидения. Телевидение несет информацию, расширяет кругозор, волнует, радует и огорчает человека; в любом случае оно делает его жизнь богаче и разнообразнее. Оно не может дать хлеба, но способно дать каждому зрелище.

Телевидение не знает ни политических, ни географических границ, преодолевает пространство и время. Оно делает человека соучастником событий, даже тех, которые совершаются без него.

Телевидение создает фон нашей жизни, меняет наши привычки, привлекает к обсуждению различных проблем, формирует общественное сознание.

Ни одно из других средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщенной истории. И ТВ продолжает развиваться, как в техническом отношении, так и в содержательном. Общая тенденция современного мира – ничего не развивается быстрее информационного пространства и каналов распространения информации. Эффективность телевизионного влияния – колоссальна, газеты и радио позиции свои сдают. Правда, и тем, и другим, наступает на пятки Интернет.

Глава 1. Телевидение как разновидность СМИ

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях:

    вербальной (словесной)

    невербальной, зрительной

Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.

В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.

Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

1.1 Информационная функция

Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация».

Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д.

Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм – болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума.

Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело – найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия:

    профессионализм сотрудников

    техническая оснащенность телекомпании

    высокий уровень организованности

1.2 Культурно – просветительская функция

Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д.

Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих.

Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий:

    спектаклей

    концертов

    кино- и телефильмов

Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства.

В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов – сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

1.3 Интегративная функция

Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу.

Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

1.4 Социально – педагогическая или управленческая функция

Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей.

Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д.

Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать».

Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии - аудитории за системой).

Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни, по инерции, доставшейся от советской системы, в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории.

Дальнейшее зависит уже не от СМИ, выпадающего из цепочки, где остаются лишь власть и народ. Так что, идеал беспристрастности и независимости обречен оставаться лишь идеалом.

Кто платит – тот и заказывает музыку. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

1.5 Организаторская функция

Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.

1.6 Образовательная функция

К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).

1.7 Рекреативная функция

Также мало связана с журналистикой. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

Глава 2. История и тенденции развития телевидения и тележурналистики

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое.

В 1888–1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.

В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов.

В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда.

Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м.

30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями.

Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950-м году, это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали.

В 1950-м году телевидение имели три страны мира – СССР, США, Англия. К 1960-му – телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира.

Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой.

Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция. Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития ТВ, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 50-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки.

Выход был найден американской фирмой «Ампекс», основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным, предложившей аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было ни что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ).

В процессе творческого становления телевидения и тележурналистики необходимо отметить дату 1 января 1968 года, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время». Определенный всплеск произошел во второй половине 80-х, в период перестройки: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР, публицистические передачи в прямом эфире – «Взгляд», «12-й этаж»). С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 90-е годы отмечены еще одним фактом: практически все теоретики телевидения сходятся во мнении о том, что безраздельному господству эфирного телевидения приходит конец.

К концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет. Кроме того, формируется группа потенциально перспективных «мегаканальных» технологий:

    цифровое ТВ

    волоконно-оптические системы по 500 и более интерактивных каналов

    сотовое радио и ТВ и т.д.

Важнейшей тенденцией конца тысячелетия стал глобальный кризис государственного телевидения. Централизованные формы вещания во всем мире уходят в прошлое, происходит регионализация телевещания – во-первых, перспективными становятся интерактивные (двусторонние) телевизионные технологии – во-вторых.

Глава 3. Становление и развитие телевидения как вида искусства

3.1 Телевидение и литература

В телевизионном вещании в области литературы, театра и искусства происходит преодоление негативных явлений, организационно-кадровое обновление, увеличение объема вещания, а также коренное улучшение финансового, материального и технического обеспечения телевизионных передач по проблемам искусства и литературы.

Повышение роли художественной публицистики также признак новизны. Это та сфера деятельности творческой интеллигенции, в которой она наиболее ощутимо соприкасается с жизненными проблемами сегодняшнего дня. При этом меняется модель публицистики, совершается переход от монолога, наставления, лекции к дискуссии, сопоставлению разных точек зрения, к состязательности, задача которой — помочь телезрителю занять определенную позицию по тому или иному общественно значимому вопросу.

Получают развитие такие формы, жанры и приемы работы, которые углубляют демократический характер телевидения, вовлекают зрителя в процесс эстетического познания. Сюда следует отнести и передачи с участием зрителей, обсуждающих только что просмотренный спектакль, и встречи, когда редакция собирает аудиторию из сторонников и критиков творчества известного писателя, деятеля культуры. Возникают дискуссии, в ходе которых у телезрителя появляется потребность определить свою позицию в споре, а для этого необходимо ближе познакомиться, например, с творчеством писателя, посмотреть фильмы, поставленные по его произведениям и т. п.

Всеобщим признанием пользуются прямые передачи, в ходе которых зрители могут задать вопросы по телефону и получить ответы авторитетных участников передачи.

Публицистические передачи с участием крупных деятелей культуры вызывают поток писем, на основе которых делается повторная передача. Используя эти письма-отклики, сообщая имена, специальность и место жительства авторов, деятели культуры превращают их в соучастников передачи, в своих соавторов.

Успех выступлений литератора по телевидению во многом зависит от овладения новым для него мастерством — мастерством разговора, собеседования со зрителем. Но путь писателя на телевидении не прост. И дело здесь не только в инерции работников телевидения или в приверженности писателя традиционным формам литературного труда. На наш взгляд, проблема заключается еще и в том, что писательский труд — дело индивидуальное, тогда как процесс создания передачи всегда дело творческого коллектива, коллектива в 10—15 человек, которых нужно увлечь одной идеей, сделать единомышленниками.

В документальном телевидении писателю надо «начинать работу, задумывать ее с режиссером и оператором, ездить, видеть людей, о которых пойдет речь в передаче, от съемки к съемке, от монтажа к монтажу — такой ход работы наиболее плодотворен, ибо документальные фильмы и телевизионные передачи делает коллектив, и писатель должен быть внутри этого коллектива, а не вне его» .

Телевидение открыло перед литераторами новые небывалые возможности контакта с огромной читательской аудиторией, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций, других форм живого общения с читателями.

Много споров вызывает телевизионная экранизация литературных произведений.

Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, т. е. то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения. Все это чрезвычайно трудно, порой невозможно перенести впрямую на телеэкран, особенно если речь идет об экранизации такого литературного жанра, как роман. Телевидение должно предложить свой равноценный эквивалент, который оперировал бы собственными специфическими средствами.

Взаимодействие литературы и телевидения, романа и телепрограммы привело к появлению многосерийного телефильма. Многосерийность является именно тем свойством, которое вытекает из самой сути непрерывности телевизионных программ. Все остальные виды искусства характеризуются прерываемостью. Создав многосерийный фильм, телевидение оказалось способным осуществлять своими специфическими средствами экранизацию такого литературного жанра, как роман.

Многосерийные телевизионные фильмы занимают одно из первых мест среди любимых зрителями передач.

И еще одно уточнение. Серия и сериал не одно и то же. Серия передач, фильмов — это одно телевизионное произведение, состоящее из нескольких частей, в котором каждая часть закончена сюжетно, и в каждой из них реализуется закон единства места, времени и действия. Каждый фильм одной серии передач можно смотреть отдельно, причем необязательно в порядке строгой последовательности, можно смотреть и выборочно, и в обратной последовательности.

Принципиально отличается от серии сериал, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия. Она же создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме — развязка.

Из всего этого следует, что корни популярности многосерийных фильмов у зрителей надо искать не только в сфере восприятия, но и в области социальной психологии .

Одним из важнейших свойств телевидения является то, что его восприятие имеет интимный, камерный характер. Наряду с обращением к массовой аудитории оно обладает той индивидуальностью, которая присуща общению с одним человеком. Восприятие же театрального представления или фильма коллективное. Зритель в этом случае воспринимает не только своим «я», но и общим «мы». Именно цикличность, многосерийная форма, как никакая иная, максимально вызывает это чувство общности телевизионной аудитории. Массовый успех многосерийных фильмов во многом объясняется тем, что протяженность передачи не только создает общность людей, которые на следующий день обмениваются мнениями, но и рождает у них одинаковые интересы.

В перерывах между отдельными сериями зрители вступают друг с другом в непосредственные контакты, рассказывают содержание фильма, цитируют его героев при встречах, строят догадки о его окончании. Кроме того, телевизионный зритель нередко сталкивается с трудностями при выборе программ: по одному названию трудно догадаться, заинтересует ли его программа, особенно если не известен автор, тема и жанр передачи. Но при показе многосерийного фильма положение меняется. После просмотра двух-трех серий зритель уже на основе собственного опыта решает, будет ли он далее смотреть этот фильм. Эта добровольность, собственный выбор, очевидно, играют очень важную роль в активном отношении зрителя к произведению и определяют качество дальнейшего его восприятия.

Таковы некоторые социально-психологические аспекты проблемы серии и сериала в художественном телевидении.

Участие телевидения в эстетическом воспитании общества растет из года в год. Преследуя цель воспитания духовно богатой, всесторонне развитой личности, телевидение дает возможность сделать достижения культуры достоянием миллионов. Отличительной чертой отечественного телевидения является отсутствие элитарного подхода к вкусам и запросам зрителей. Телевизионные передачи не предназначены для избранных и адресуются самой широкой аудитории. При этом они не приспосабливаются к уровню подготовленности, а поднимают этот уровень, непрерывно совершенствуя духовный потенциал человека.

Телевидение продолжает развивать интерес миллионов людей к книге. В западных странах получила распространение теория о том, что книга перестает влиять на общество. Авторы этой теории утверждают: книга настолько индивидуальна в своем использовании, что не идет ни в какое сравнение с масштабами влияния на общество телевидения, имеющего массовую аудиторию. Некоторые теоретики видят непримиримый антагонизм между книгой и телевидением, предсказывают гибель всему книгоиздательскому делу, говорят о вытеснении книги из сферы духовной жизни общества. С помощью телевидения, если оно монополизировано, легче навязать населению свою волю, свою точку зрения, чем через огромное число книгоиздательств.

Для подобных теорий есть известные обоснования. Доктор Т. Коффин считает, что в США время, отводимое на чтение, сократилось в среднем на 18%. Более детальная анкета, распространенная в штате Нью-Йорк, показала, что 49% бывших читателей книг стали только зрителями, а остальные отводят этому занятию все меньше и меньше времени.

В Великобритании социолог Горер установил, что из числа владельцев телевизоров книги читает один из 15 человек.

Общественные интересы в нашей стране вызывают к жизни всемерное развитие и книги, и телевидения, которые во взаимодействии и при взаимной поддержке решают общие задачи удовлетворения постоянно расширяющихся культурных запросов населения.

Основная цель наших телепередач о книге — привлечь внимание к произведениям научной, художественной, научно-популярной, молодежной и детской литературы.

Телевидение оказалось прекрасным пропагандистом книги. Этот вывод верен для многих стран с давней традицией книгопечатания.

Интересные данные о связи показа по телевидению инсценировок литературных произведений с покупательским спросом на книги собрали венгерские исследователи.

Согласно анкетам, распространявшимся среди читателей, «Сага о Форсайтах» большинству опрошенных показалась скучной книгой. После демонстрации одноименного 26-серийного фильма спрос на книгу возрос. Чтобы удовлетворить его, пришлось выпустить несколько дополнительных тиражей. Роман Голсуорси разошелся в 87 000 экземплярах. Вслед за демонстрацией на венгерских экранах греческого кинофильма «Одиссея» поэму Гомера в течение нескольких дней приобрели 30.000 читателей.

Аналогичные факты приводит французский журнал «Эроп». Например, после телепередачи о Марселе Прусте за одну неделю было продано 40 000 экземпляров книг этого писателя. А после показа по телевидению в «Новостях» сцены из спектакля Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького «Идиот» в Париже за пять дней с полок книжных магазинов исчезли все имеющиеся в наличии издания романа Достоевского.

Телевидение открыло перед литературой новые возможности в области идейного и художественного воспитания, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций и других форм живого общения писателей с читателями разных городов и сел.

Богатый опыт участия писателей в киноэкранизации литературных произведений, опыт создания многих литературных передач на радио все более дополняется активизацией писательских сил на телевидении.

Сущность взаимоотношений литературы и телевидения не исчерпывается экранизацией литературных произведений и выступлениями писателей на телестудиях. Рождаются новые проблемы соотношения литературы и малого экрана.

Одна из таких проблем заключается в том, что человек часто, прежде чем стать читателем того или иного художественного произведения, становится зрителем, т. е. знакомится с его экранизацией. Удачная экранизация дает новую жизнь литературному произведению и в большинстве случаев возбуждает всеобщий интерес к книге. Именно так произошло после демонстрации по телевидению многосерийного телевизионного фильма «Как закалялась сталь». Фильм с новой силой привлек к литературному наследию Н. Островского внимание читателей разных поколений. Однако бывает и по-другому. Познакомившись по телевидению с сюжетом произведения, человек может потерять интерес к литературному первоисточнику.

Нередко теоретики средств массовой информации путают два понятия — «массовость» и «народность» в работе, например, телевидения. Его массовость — это обращенность практически ко всему населению, универсальность, растущая доступность.

Массовость — это количественный показатель функционирования телевидения.

Народность — это качественный показатель телевидения, отражающий демократический, народный характер и главных героев, и лейтмотив программирования передач, а также содержание, характер, структуры и формы работы нашего телевидения.

Вместе с тем народный характер нашего телевидения не отрицает, а, наоборот, подчеркивает подлинную его массовость. И здесь возникает еще один парадокс, идущий от диалектики единства общественного развития духовной жизни и современной научно-технической революции: телевидение как средство массовой информации выступает у нас против… массовой культуры.

Значит, понятие массовости при определенных условиях переходит из разряда только количественных показателей в разряд качества содержания идейного и художественного уровня духовных ценностей. Ибо когда мы говорим о массовой культуре, то подразумеваем низкопробный поток псевдодуховных произведений. Это происходит тогда, когда в тайны труда писателя, художника вторгается поточное, конвейерное производство штампованных серий со своими законами коллективного труда специалистов разного профиля. Если это вторжение стирает индивидуальность художественного произведения и его автора, если законы телепроизводства ломают ручную лепку автора, то телезритель получает суррогат искусства. Поэтому в преодолении телевидением как средством массовой информации опасности стать проповедником массовой культуры, на наш взгляд, решающую роль играет бережное отношение к закономерностям и особенностям творчества художников-смежников, понимание их, а также поиск новых телевизионных изобразительных средств, способных более выразительно воссоздать замысел автора оригинала.

Перевод произведения литературы, театра на язык телевидения есть создание нового сочинения. Оно станет удачным, подлинно художественным, отталкивающим массовую культуру, если его создатели ставят и рассматривают сверхзадачу: приобщить зрителя к вершинам искусства, поднять уровень его подготовленности, обогатить его новыми духовными ценностями, предназначая свое произведение не для избранных, а самой широкой аудитории. И у нас, и на Западе есть подлинные шедевры телевидения как искусства, как ретранслятора смежных художественных произведений.

Массовая культура рождает новую ориентацию, особенно у молодежи, что означает не просто пристрастие к той или иной форме организации досуга или симпатии к конкретным исполнителям, но нередко и представляет изменения в мировоззренческой позиции молодых, сбивает с толку взрослых. Вдруг современная «массовая культура» становится для многих своеобразным символом, соответствующим особой шкале духовных ценностей.

В этом — опасность и вред массовой культуры: у человека размываются критерии прекрасного, понимание подлинного искусства, человек ищет в искусстве и литературе лишь развлечение.

Великие творения искусства, раскрывая и утверждая прекрасное и возвышенное в окружающей жизни и человеке, его помыслах и поступках, несут могучий заряд красоты, одухотворенности, совершенства, веры в созидательные силы человека, и раскрыть этот заряд, подготовить учащихся к восприятию специфического языка искусства, ввести их в необыкновенный мир эмоционального сопереживания — задача учебных программ телевидения.

Эмоциональная грамотность и эмоциональная зрелость — родные сестры творчества и антиподы бездуховности, социальной несправедливости, тунеядства, мещанского отношения к богатствам культуры.

Этот поворот, это качество эстетического воспитания особенно важно для молодежной телеаудитории. Но ее художественные потребности удовлетворяются телевидением явно недостаточно, в основном за счет музыкальных передач, а еще точнее — эстрады. Конечно, молодежная аудитория может удовлетворять свои интересы широкой панорамой художественного вещания для иных возрастных групп — от мультфильмов до «Мастеров оперной сцены», но направленная работа по художественному воспитанию для этой категории населения остается резервом телевидения.

Для художественного образования взрослого населения телевидение предлагает десятки рубрик, сотни передач: спектакли театральные и музыкальные, «Литературный альманах» и «Поэтическая антология», «Круг чтения» и «Диалоги о литературе», «Рассказы о художниках» и обозрения «По музеям и выставочным залам», «Музыкальный киоск» и самые разнообразные виды классической, народной, современной музыкальной культуры, сотни кинофильмов, включая фильмы-концерты, и еще многое другое.

Восприятие духовного содержания художественных передач, без сомнения, способно оказывать идейное и эстетическое влияние на телезрителей. Но это происходит благодаря самому телезрителю, самостоятельно вылавливающему в океане телевизионной художественной продукции заинтересовавшее его произведение. Ни концептуальности, ни систематики в художественном вещании, ориентированном на взрослую аудиторию, у телевидения практически нет.

Главный путь развития и совершенствования телевизионного вещания в деле эстетического воспитания взрослого населения — это новый подход: от случайного к системе, от навязывания произведений искусства к убеждению ими, от вала к разработке передач по интересам, к формированию телевидением определенных эмоций, оценок, вкусов, к осознанному пониманию специфической природы произведений искусства.

При разработке концепции художественного телевизионного вещания хорошим примером может послужить вещание на детскую аудиторию и учащихся. Большинство детских телепередач строится с участием ведущих, которые помогают своим юным зрителям лучше ориентироваться в происходящем, закладывают наиболее простые, доступные им эстетические понятия («Спокойной ночи, малыши!»).

Важно отметить, что передачи для детей стимулируют и развитие у них собственно творчества, охватывая все ступени художественной деятельности: восприятие — наслаждение — понимание — оценка — самостоятельность (творчество). Детские передачи хорошо подготавливают ребенка к следующему, более сложному этапу его эстетического воспитания, где он также с помощью ведущих учится понимать произведение искусства, оценивать его по законам красоты, развивать свой эстетический вкус.

Важнейшей чертой художественных передач телевидения для детей и молодежи, позволяющей говорить о собственно эстетическом воспитании учащихся, является их системность и концептуальный подход. И поэтому, может быть, не случайны отмечаемые современными социологами факты, свидетельствующие, что в ряде случаев именно телевидение стимулирует эстетические виды внешкольных увлечений и занятий. Эти занятия связаны с непосредственным участием школьника в таких формах творческой деятельности, которые предполагают общение со сверстниками и друзьями (занятия в кружках и секциях, проведение времени в компании друзей); повышается популярность и индивидуальных занятий, таких, как чтение книг, коллекционирование, прослушивание магнитофонных записей. Установленный исследователями систематический характер контактов школьной аудитории с телевидением и тот факт, что телевидение для детей — это отнюдь не способ «провести время», а возможность расширения и углубления художественных потребностей и интересов, позволяют судить и о плодотворности усилий передач по эстетическому воспитанию подростков, перспективности дальнейшего совершенствования этой работы.

Совершенствование это видится в специализации рубрик для школьников, увлекающихся и углубленно занимающихся тем или другим видом искусства; в появлении (точнее, в реставрации существовавших когда-то) передач, ориентированных на подростковую самодеятельность, которые, в свою очередь, смогут стимулировать (а в большинстве случаев реанимируют) школьную самодеятельность — важнейшую составную часть культурной работы в школе.

Но линия художественного образования внезапно прерывается на молодежной аудитории, именно на том этапе развития человека, когда складывающийся в нем как часть его духовного «я» эстетический идеал особенно нуждается в апробации со стороны эстетической теории, во-первых, для углубления и выработки эстетических понятий и категорий прекрасного, во-вторых, для возможности отстоять, защитить свои позиции в столкновении с постулатами «массовой культуры», успешно вести против нее наступательную борьбу.

Необходимость целенаправленного воздействия на молодежную аудиторию с помощью специализированных телепрограмм очевидна. Но они, прежде всего, не должны выпадать из необыкновенно удачно найденной молодежной редакцией формы телевизионного общения со своей аудиторией, а, кроме того, должны строиться с таким расчетом, чтобы могли стать побудителем внутренней духовной работы зрителя, работы его ума и сердца, способствовать развитию у него эстетического, как непременного свойства его взаимоотношений с окружающей действительностью, его поведения. Эта ориентированность молодежных передач на индивидуальное сознание, самообразование позволит зрителю самому контролировать и внутренне мотивировать свои суждения и оценки, самостоятельно вырабатывать свое мнение, которое в конечном счете и оказывается основой мировоззрения и мироотношения.

Вместе с тем, отмечая ослабление усилий телевидения в сфере образования молодежи, нельзя отбрасывать ту значительную работу, которую проделывает молодежное вещание в области художественной самодеятельности. Такие передачи, как «КВН», «Что? Где? Когда?» являются мощными стимуляторами и организаторами эстетической деятельности молодежи и способны помочь большинству учреждений культуры в их деятельности, самим своим существованием предназначенных для культурной работы с населением. С помощью специализированных передач телевидение могло бы оказать действенную помощь и в организации педагогического всеобуча руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений.

3.2 Театр и телевидение

Театральная постановка на телевидении есть перевод одного и того же сочинения с театрального языка на язык визуальный, из одного вида искусства в другой.

Причем в телевизионном возможны и новые сюжетные линии, и временные изменения в развертывании действия, и другие отступления от первоосновы.

Такой переход произведения из одного вида искусства в другой можно сравнить с переводом стихов с одного языка на другой, когда существуют дословные подстрочники, но нужен оригинальный талант поэта-переводчика, чтобы стихотворение стало произведением искусства на другом языке.

Заметим, что неоднократное обращение разных режиссеров к одному и тому же классическому произведению для его воплощения на телевидении, отсутствие бережного отношения к классике могут привести к «размыванию» культурного наследия.

Каждый театр по-своему ставит одну и ту же пьесу. И это не вызывает ни у кого возражений. Но если на телевидении будут появляться одна за другой разные экранизации одного и того же произведения, то здесь возникает совершенно иная реакция аудитории, рожденная спецификой самого телевидения как искусства, имеющего массовую аудиторию.

Из 200 миллионов телезрителей всегда найдется миллион-другой людей, которые по разным причинам не могли посмотреть в свое время какой-то спектакль. Для них такие телепостановки — премьеры. Телевидение стремится ввести в оборот духовные ценности для новых поколений, воспроизводя на экране то, что стало классикой.

Когда сегодняшний телезритель — и не только молодой — видит великих актеров, он лучше понимает, что такое талант, что такое искусство, как оно воздействует на душу человека. Он может сравнить достижения театра вчера и сегодня, испытывая чувство благодарности к телевидению, предоставившему эту уникальную возможность. Кроме того, и сами театральные коллективы могут сопоставлять свои впечатления разных лет, делая выводы об уровне актерского исполнения, режиссуры, следить за развитием традиций современного театра, судить о степени его обновления.

Форма литературного театра находит свое продолжение в телеспектакле. Родилась она из потребности сделать литературу достоянием широких масс с помощью возможностей, которыми располагает телевидение. Основное требование, предъявляемое к литературному театру, — найти ту форму, которая бы наиболее полно выразила написанное слово. Формы, которые использует литературный театр, весьма разнятся между собой — от чтеца в кадре до сложной литературной композиции.

Литературный театр строится на принципах точного прочтения литературного текста (лишь по необходимости прибегают к купюрам). В этом его отличие от телевизионного спектакля, который трансформирует произведение, переводя его из повествовательной формы в драматургическую. Будучи связанным в сценарном осмыслении литературного произведения, телевидение берет реванш в интерпретации изобразительной, используя богатство выразительных возможностей малого экрана. К числу их относятся: композиция кадра, ракурс, ритм и темп действия, монтаж, музыкальное и декоративное решение — все то, что использует игровое телевидение. И как главное, решающее средство выступает манера и стиль актерского исполнения.

Литературный театр принадлежит к малым формам постановочного характера, отсюда — ограничение его постановочных возможностей (сравнительно небольшое количество декораций, их простота, малое количество монтировочных репетиций и т. д.).

Сегодня уровень требовательности общества к художественному телевидению, к его роли в преодолении существующих различий между культурными центрами и отдаленными районами возрастает. Телевидение способно, преодолевая пространство и время, предоставить возможность миллионам любителей театра отдаленных районов увидеть спектакли столичных театров. Особенность телевидения как вида искусства и состоит в том, что оно в состоянии не только создавать свои оригинальные спектакли, но и запечатлевать произведения смежных искусств, в том числе и театра. Известно, сколь недолговечна жизнь театрального спектакля. Со временем уходят актеры, меняются режиссеры, «дряхлеют» постановки. Успеть зафиксировать на пленке спектакли и актеров в расцвете творческих возможностей — одна из главных задач телевидения, которое должно внести свой посильный вклад в общий фонд культурных ценностей страны. Разумно чередуя показ премьер и театральных спектаклей из этого фонда — подлинного арсенала художественной культуры, телевидение приобщает все новые поколения молодых людей к ценностям, на которых воспитывалось старшее поколение.

Показ спектаклей из фонда можно характеризовать как принципиальную, стратегическую линию в идейно-эстетическом воспитании населения. В программах телевидения этот показ можно выстраивать по тематическому принципу, по принципу знакомства с работами одного режиссера, одного творческого коллектива, одного актера и т. п.

На телевидении прочно и, очевидно, не случайно утвердился принцип серийности передач, фильмов и спектаклей, позволяющий с максимальной полнотой донести до современного зрителя идейно-художественное богатство лучших образцов отечественной и зарубежной литературы.

Один из вариантов телевизионного прочтения литературного произведения — театр одного актера. Это форма, которая, сохраняя необходимые элементы театра, дает возможность передать в неприкосновенной точности авторский текст, авторскую интонацию, авторское отношение к героям. Предлагаемое для телетеатра произведение литературы может быть прочитано (исполнено) по главам. При этом оно сохраняет притягательность известности (как будто бы знакомо всем) и таит в себе такие глубины, которые не раскрываются при беглом знакомстве. И если несколько вечеров зрители проведут у телевизоров, вслушиваясь в художественный текст, можно с уверенностью сказать, что цель такой передачи достигнута.

Зрители будут видеть незаурядного актера, который предстанет в самых разных литературных образах. Он не будет однообразным, этого ему не позволит литературный материал. Высокая публицистика и тонкий лиризм авторских отступлений будут чередоваться с жанровыми сценами произведения.

Таким образом, оригинальность и специфичность формы театра одного актера, с использованием характерных только для телевидения изобразительных, художественных средств, даст возможность с максимальной полнотой передать литературные особенности произведения.

Отзывы телезрителей говорят о том, что они не только отвергают мысль о вреде, который будто бы наносит телевидение театру, драматургии, литературе, но и подчеркивают рождение нового, более глубокого интереса и к театру, и к литературе.

Жизненная сила, реальность взаимодействия театра и телевидения проявляются прежде всего во взаимном обогащении новыми идеями, новыми формами художественного мышления.

Испытывает на себе влияние телевидения и театр. Обращение актера к зрительному залу с монологом, вовлечение зрителя еще в фойе в театральное действие, масштабность деталей и условность декораций, использование видеотехники в театре — в этом и проявляется влияние телевидения на театр, влияние, закономерности которого еще ждут своих исследователей.

Создание телевизионного спектакля не есть простое повторение театра. Это творение другого, смежного вида искусства, как бы параллельный вариант театрального спектакля, существующего уже в ином пространстве и измерении — на телеэкране. Телевизионный спектакль теряет преимущества театральной постановки, связанные с впечатлением зрителя от непосредственного личностного контакта с актерами, когда зритель видит действие в трех измерениях, в особой атмосфере театрального зала. Теряя одни особенности, телевизионный спектакль приобретает другие: его могут смотреть одновременно миллионы людей, большинству из них, может быть, никогда не удастся побывать в театре на этом спектакле.

Телевизионная версия спектакля предъявляет к актеру и режиссеру новые требования. Актер театра «работает на публику в дальних рядах». Актер телевидения «работает только на первый ряд», ибо лица театральных героев, их выражение видны до мельчайших деталей, видны в движении, они отражают внутреннюю жизнь героев.

Взаимодействие театра и телевидения включает в себя проблемы трех уровней. Первый уровень — объективно существующее взаимное влияние одного вида искусства на другой. Второй уровень связан с субъективными усилиями режиссеров, драматургов, актеров в развитии современного театра и телетеатра максимально использовать сильные стороны каждого. И третий, самый высокий уровень взаимодействия состоит в координации развития театрального дела в стране, в отдельных регионах с учетом становления художественного телевидения в центре и на местах. Координация усилий в этой сфере должна привести к сравнительно равномерному распределению в стране очагов театрального искусства, к максимальному вовлечению театра и телетеатра в эстетическое и идейное воспитание общества.

В художественном телевидении важно различать жанры телефильма и телеспектакля. Разница между этими жанрами очевидна. Когда с телевизионного экрана с телезрителями разговаривают на языке кино, мы понимаем, что смотрим телефильм; когда — на условном языке театра, мы знаем, что перед нами телеспектакль. В свое время к определению этих жанров подходили слишком упрощенно: считалось, что всякое игровое художественное произведение, снятое на натуре или в реальных интерьерах, — телефильм, а произведение, снятое в студии, — телеспектакль. Практика показала ограниченность такого подхода, на телеэкране стали появляться фильмы, снятые в основном или даже целиком в павильоне и спектакли, снятые на натуре или с большим количеством натурных кадров. Жанровые границы начали, казалось бы, стираться, и этим мгновенно воспользовались некоторые режиссеры и редакторы, начав выдавать одно за другое, а именно — телеспектакли за телефильмы. В этом им помогло появление такого понятия, как видеофильм. Что такое художественный видеофильм? Во всей вероятности, это художественный фильм, снятый на видеопленку. Подчеркиваем, фильм, созданный по всем законам кинематографии кинорежиссером на натуре. Между тем в последнее время все чаще приходится сталкиваться с произведениями, выходящими в эфир под видом художественных телефильмов (большой частью многосерийных). Узнав из программы о премьере такого фильма, зритель настраивается на восприятие кино, и поначалу, как правило, ему действительно показывают кино: проплывают виды города, пейзажи, мелькают планы людей, идет реальная жизнь и вдруг — павильон, довольно бедный реквизит, характерный студийный звук и актеры, произносящие пространные монологи. У зрителя появляется ощущение неправды (в кино так не бывает!), которое могло бы и не появиться, если бы он с самого начала настроился на восприятие спектакля, т. е. зрелища, предполагающего определенную условность и камерность.

Борьба за чистоту жанра, за поиск точных критериев в оценке телевизионных программ и дальнейшее их совершенствование требуют уточнения рассматриваемых жанровых понятий.

Зрители сравнительно спокойно воспринимают слабую режиссерскую или актерскую работу в театре. Она редко становится предметом всеобщего обсуждения. Иное дело —телевизионная премьера, в особенности новая работа известного режиссера с участием популярных артистов. Для многих людей это событие. Появление актера на телеэкране в вечерние часы общевыходных и праздничных дней — акция, могущая стать поворотным моментом в его творческой биографии. Притом акция ответственная и даже рискованная. Просчетов и неудач телезрители не прощают, так же как не прощают до назойливости частого появления актера на домашнем экране. В этом справедливо видят деятели театра сложности и опасности взаимодействия с телевидением.

Все это важно. Но вместе с тем телетеатр занимает значительное место в сети вещания. Нет постоянного времени выхода в эфир, объем вещания до обидного мал.

Как правило, в механизме заказа теледрамы преобладает инициатива редакции. Это, разумеется, не исключает и встречного процесса, когда идею или готовую пьесу приносит автор, уже работавший с редакцией, или новый автор. Редакторы стараются следить и за новыми именами, и за работой известных, опытных драматургов. Маститый драматург предпочитает увидеть свою пьесу реализованной в театре и для ТВ оставляет то, что по тем или иным причинам театру не подошло, или включается в замысел, разработанный им совместно с редакцией. Довольно часто инициатива исходит от известных режиссеров, не реализовавших свои идеи на театральных подмостках.

Материальное поощрение драматурга на телевидении ниже, чем в кино и театре.

Оригинальная пьеса или инсценировка литературного произведения, предлагаемая для постановки в телетеатре, должна отличаться от традиционной театральной пьесы, иметь экранное решение, учитывать возможности крупного плана, так как законы зрительского восприятия, происходящего на театральной сцене и на экране телевизора, абсолютно различны, причем надо учитывать, что в телетеатре наибольший интерес представляет развитие психологической линии характеров, а не их внешнее проявление.

Редактор на ТВ является в определенной степени соавтором. На нем лежит ответственность за отбор произведений, поиск новых авторов. В дальнейшем редактор принимает активное участие в работе над произведением, вплоть до выхода в эфир готового спектакля.

Проза не равный партнер драматургии, а ведущий, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Обращение к серьезной прозе дает не только литературное качество, но и возможность пригласить лучших режиссеров страны. Здесь уместно вспомнить А. Довженко, который говорил, что по хорошему сценарию средний режиссер сделает хороший >|>фильм, по среднему сценарию выдающийся режиссер сделает посредственное кино. В еще большей степени эта закономерность выявляется в художественной телеинтерпретации прозы. С большим сожалением приходится отмечать, что в стране не существует практики издания теледраматургии.

Телевидение представляет равные возможности жителям сел, поселков, деревень и крупных городов, центров культуры и науки смотреть и слушать трансляции важных политических, культурных и спортивных событий, происходящих в Москве, в столицах других государств, присутствовать на лучших театральных спектаклях, концертах мастеров искусств.

Таким образом, история отечественного телевидения есть история укрепления и развития его социальной роли как мощного рычага, ускоряющего процесс преодоления существенных различий в культурном уровне города и села. Способность телевидения приобщать жителей городов и сел к достижениям культуры, преодолевать расстояния и оторванность отдаленных районов от центров политической и культурной жизни содействует повышению культурного уровня, расширению кругозора жителей сел и городов. Телевидение способствует формированию устойчивых коллективов трудящихся на новостройках, в отдаленных районах, так как благодаря ему люди меньше чувствуют оторванность от центральных районов, от событий в нашей стране и во всем мире.

3.3 Музыка и телевидение

В условиях преодоления застойных явлений в духовной жизни общества, в деятельности творческой интеллигенции, в условиях ослабления механизма торможения свободы творчества могут произойти и происходят глубокие изменения в эстетических вкусах населения. Благодаря современным техническим устройствам музыка больше других видов искусства окружает человека, а следовательно, и воздействует на него. Поэтому перед телевидением остро стоит проблема: развивать, а по мере необходимости и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека. Широкая открытость, возможность свободного и демократического самовыражения могут дестабилизировать общественный интерес, культурные запросы. От стесненности и скованности к безудержным увлечениям и вседозволенности — так порой выглядит путь удовлетворения жажды духовного обновления в сегодняшней жизни.

Формирование с помощью телевидения музыкальных вкусов не есть задача чисто просветительская; она становится частью работы по формированию современного мировоззрения, свободного, с одной стороны, от устаревших стереотипов, а с другой — содержащего передовые идеи нашего времени. Музыкальная ориентация отражает не просто приверженность той или иной форме организации свободного времени или симпатии к «звездам». Она выражает определенную жизненную, мировоззренческую позицию человека, особенно юного гражданина. Так, современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Вот почему наше телевидение призвано не бездумно размножать эту музыку, а анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы обращения прежде всего молодых именно к этим музыкальным произведениям. Здесь нужно не ругать, не осуждать, а постараться понять, что молодым свойственна эмоциональная распахнутость и стремление к развлекательности как элементам молодежной культуры, второстепенность рационального подхода и разумной оценки увиденного и услышанного. Таковы особенности сознания и психики молодого человека. И учет этих особенностей, преодоление недооценки своеобразия восприятия молодыми людьми прежде всего музыки — главное в работе средств массовой информации с молодежью. Музыкальные передачи, которые по вечерам соседствуют в эфире с публицистикой, даже если они и не построены на сегодняшнем актуальном материале, вызывают потребность знакомства с глубинными жизненными конфликтами, полнокровными человеческими характерами.

Музыкальный экран нередко переносит нас в прошлое, открывая его малознакомые страницы. Настоящее в прошлом и прошлое в настоящем — эту связь времен, идеалов, традиций нашей многонациональной культуры музыкальное телевидение делает особенно наглядной в своем духовном единстве. Весь смысл деятельности музыкальных редакторов телевидения состоит в том, чтобы помочь верно ориентироваться в мире музыки, в мире, который ныне не знает ни географических, ни государственных границ и преград. На смену запретам периода застоя приходит иная увлеченность. Изменяются и музыкальные пристрастия.

Телевидение всячески поощряет поиски этого пути. Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т. п.

Центральное и местное телевидение сформировали самостоятельный раздел музыкального вещания — музыкально-образовательные программы. На протяжении многих лет музыкальные редакторы ведут циклы специальных передач самого различного профиля. Одни из них рассчитаны на любителей эстрадной, другие — симфонической, оперной, камерной, хоровой музыки. Есть передачи для начинающих слушателей. А есть и такие циклы, которые предусматривают аудиторию уже эстетически подготовленную.

Особо следует отметить, что за последние годы все активнее участвуют в массовом музыкально-эстетическом воспитании крупнейшие деятели музыкальной культуры, встречи с которыми неизменно превращаются в значительные художественные события.

В раздел музыкально-образовательных программ входит и программы «О балете». Программы, посвященные выдающимся исполнителям балетного театра, должны не только знакомить телезрителей с творчеством лучших хореографов, с секретами и тайнами их профессии, но и дать возможность проследить историю развития искусства танца.

Музыка на телевидении может быть компилятивной и оригинальной. В телефильме (телеспектакле) музыка является органической частью его целостного образа. Она несет в себе драматургические и стилистические функции, способствуя выявлению композиционной структуры произведения, его атмосферы, сюжетных линий и жанровых признаков, помогает раскрыть социальную и национальную среду действия, отображает историческое время (эпоху), передает индивидуальные особенности автора.

Популярны на телевидении и музыкальные концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино- и фотофрагментами).

К участию в концертно-постановочных передачах привлекаются ведущие (артисты) для чтения сопроводительного текста и участия в инсценируемых фрагментах. Сценарные концертно-постановочные передачи имеют, как правило, два варианта:

    передачи, в основе которых лежат симфонические, камерные, а также песенные программы;

    передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах.

Музыкальное представление на телевидении, как правило, имеет три жанра:

    сюжетное музыкальное представление, созданное по оригинальному сценарию, требующее режиссерской постановки номеров, их телевизионного решения, работы с композитором, балетмейстером, исполнителями, коллективами;

    представление, не требующее постановки номеров или их нового решения;

    представление, основой которого является музыкальная драматургия без оригинального текста.

Музыкальные трансляционные программы подразделяются на два вида:

    трансляция спектакля, концерта, музыкального представления или события со специальной подготовкой и включением телевизионных сюжетов;

    трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов.

Музыкальные телевизионные передачи по жанровым признакам можно подразделить на четыре основных вида:

    постановочные

    концертно-постановочные

    концертные

    трансляционные

Большую роль в эстетическом воспитании играют специальные рубрики и циклы передач для детей. И в этом немалая заслуга местных студий телевидения.

В музыкальном телевидении заметное место занимают фестивали и конкурсы, которые имеют свои жанровые особенности.

Музыка на телевидении должна активно помогать зрителям осваивать разнообразные формы проведения досуга, адресовать их и к книгам о музыке.

Телевидение в области музыкальной пропаганды сосредоточило свое главное внимание на том, чтобы отбирать и пропагандировать в широких массах лучшие образцы отечественного и мирового музыкального искусства, знакомить с творчеством наиболее выдающихся современных композиторов и исполнителей различных школ и направлений, осмысливать и отражать в концентрированной, но общедоступной форме основные тенденции развития музыкальной жизни как у нас в стране, так и за рубежом.

Заключение

Средства массовой информации в современном мире называют то четвертой властью, то могущественной силой, управляющей общественным сознанием, то инструментом в руках манипуляторов.

Возможности СМИ в современном обществе расширяются, информация становится главным двигателем социального прогресса. В этой ситуации практически на всех рынках – политическом, культурном, экономическом, возрастает серьезная конкуренция за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена.

Мы живем в мире, который буквально напичкан информацией, но лишь крошечная ее доля просачивается через сито интересов получателей. Мощности телевизионных СМИ ограничены: они располагают не более чем 24 часами вещания в сутки.

Потенциальные получатели сообщений тоже ограничены во времени. Таким образом, перед нами – увлекательное состязание ньюсмейкеров: кто умудрится пронести информацию о себе прямо в дом ее потенциального потребителя.

Литература

  1. Алешина И.В. «Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров.» - М.: Гном-пресс, 1997. - 256 с.

    Антипов К.В., Баженов Ю.К. «Паблик рилейшнз для коммерсантов.» Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2000. - 131с.

    Блек С.«Паблик рилейшнз. Что это такое?». – М.: Центр, 1990.- 242с.

    Борисов Б.Л. «Технология рекламы и PR.» - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 624 с.

    Варакута С., Егоров Ю. «Связи с общественностью». – М.: Инфра, 2001.-248с.

    Доти Д. «Паблисити и паблик рилейшнз.» - М.: Филинъ, 1996. - 285 с.

    Засурский И. «Масс-медиа второй республики». – М.: МГУ, 1999.- 272с.

    Князев А. «Основы тележурналистики и телерепортажа»: Учеб. пособие / Кыргыз.-Рос. Слав. ун-т. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.: табл.

    Королько В.Г. «Основы паблик рилейшнз.» - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. - 528 с.

    Почепцов Г.Г.» Паблик Рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением.» - М.: Центр, 1998. - 352 с.

    Почепцов Г.Г. «Теория и практика коммуникации.» - М.: Центр, 1998. - 272 с.

    Синяева И.М. «Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности.» - М.: ЮНИТИ, 1998. - 198 с.

    Чумиков А. «Связи с общественностью». – М.: Дело, 2003.-496с.