Оптимизация информационного отдела образования Минского райисполкома

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономические условия деятельности отдела образования Минского райисполкома

2. Основные производственные и финансовые показатели

3. Организация маркетинга, использование ЭВМ

4. Индивидуальное задание

4.1 Сбор и анализ информации, используемой в деятельности отдела

4.2 Структура и источники внутренней и внешней информации

4.3 Эффективность использования информации в образовании

4.4 Анализ обеспеченности техническими средствами информации отдела

Выводы по оптимизации информационного обеспечения отдела

Список использованных источников

Приложения

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ МИНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Отдел образования Минского райисполкома (далее - отдел образования) является структурным подразделением Минского районного исполнительного комитета (далее - райисполком), подчиняется управлению образования Минского областного исполнительного комитета (далее - управление образования облисполкома), Министерству образования Республики Беларусь.

В своей деятельности отдел образования руководствуется законодательством Республики Беларусь, а также Положением от отделе образования Минского райисполкома.

Отдел образования управляет работой детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, учреждений всех типов системы образования, размещенных на территории района, которые находятся в коммунальной собственности Минского района.

Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, находящееся в коммунальной собственности Минского района, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отдел образования имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, со своим наименованием, расчетный и иные счета в банках Республики Беларусь, самостоятельный баланс.

Для выполнения поставленных задач в отделе образования могут создаваться структурные подразделения.

Деятельность структурных подразделений осуществляется на основании положений, утверждаемых начальником отдела образования.

Место нахождения отдела образования Минского райисполкома:

220078, Минская область, г. Минск, ул. Ольшевского, 8.

Основными задачами отдела образования Минского райисполкома являются:

- организация исполнения Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844) и других законодательных актов в сфере образования;

- реализация государственной политики в сфере образования, воспитания, охраны детства;

- контроль за соблюдением конституционных прав граждан на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса;

- обеспечение выполнения учреждениями образования образовательных и государственных социальных стандартов;

- удовлетворение потребностей учреждений образования в педагогических кадрах, организация методической работы с ними;

- обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования, воспитания, охраны детства, создание системы непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

- совершенствование механизма управления качеством образования, охраны детства, функционирования системы учреждений образования;

- изучение образовательных запросов родителей и учащихся и их учет при проведении региональной образовательной политики;

- организация взаимодействия общеобразовательных школ с внешкольными учреждениями, профессионально-техническими училищами и другими общеобразовательными учреждениями, а также молодежными и детскими общественными организациями и объединениями.

Отдел образования Минского райисполкома в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

- анализ развития системы образования региона, внесение предложений по качественному функционированию учреждений образования, координацию и контроль за их деятельностью;

- совместно с заинтересованными органами и организациями принятие необходимых мер по охране жизни и здоровья детей, организации питания, отдыха, охраны здоровья, свободного времени учащихся;

- учет и контроль за направлением детей на оздоровление за рубеж и их своевременным возвращением;

- организацию и участие в аттестации учреждений образования, руководящих и педагогических кадров в пределах своих полномочий;

- создание для детей и подростков с особенностями психофизического развития условий для получения образования, коррекции нарушений развития и обеспечения социальной адаптации;

- работу с руководящими и педагогическими кадрами учреждений образования, организацию повышения их квалификации, формирование заявок на подготовку педагогических кадров;

- внесение предложений и оформление документов на награждение, материальное поощрение и моральное стимулирование руководящих и педагогических кадров;

- взаимодействие с органами государственного управления, профессиональными союзами, общественными организациями в целях обеспечения социальной защиты руководящих и педагогических кадров учреждений образования;

- выполнение функции органа опеки и попечительства;

- осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение выполнения действующего законодательства, регулирующего защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и усыновленных детей;

- осуществление выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении;

- подготовку материалов, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении, в суды, органы прокуратуры и другие государственные органы;

- участие в судебных заседаниях в установленных законодательством случаях;

- осуществление контроля за условиями проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и усыновленных детей, а также за сохранностью жилых помещений и имуществом, закрепленными за данными категориями детей;

- обеспечение своевременного возмещения расходов на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении, в опекунских, приемных семьях;

- подготовку и представление в финансовый отдел райисполкома статистических и аналитических материалов для включения в проект бюджета в части планируемых расходов на образование, осуществление в установленном порядке расходов на содержание учреждений образования в соответствии с законодательством;

- анализ и контроль за состоянием материальной базы учреждений образования, планирование капитального и текущего ремонта, показателей энергосбережения, контроль за состоянием смет, договоров, выполнением работ, организацию обследования конструкций зданий учреждений образования;

- подготовку предложений и заявок по централизованным закупкам оборудования, техническим средствам обучения;

- . формирование заказа и организацию снабжения учреждений образования учебниками, учебными пособиями, классными журналами, бланками строгой отчетности.

Отдел образования Минского райисполкома для реализации своих задач и функций:

- организовывает и проводит педагогические конференции, совещания, выставки и конкурсы; оказывает методическую помощь учреждениям образования;

- стимулирует поисковую, экспериментальную и инновационную деятельность, научно-методические исследования в области образования;

- рассматривает и принимает меры по обращениям несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), должностных лиц в целях обеспечения прав с соблюдением законных интересов ребенка в рамках своей компетенции;

- рассматривает обращения граждан, организаций по вопросам функционирования и развития системы образования Минского района;

- осуществляет контроль за образовательной деятельностью учреждений образования в части выполнения требований образовательных стандартов;

- запрашивает в пределах своей компетенции и получает от руководителей и специалистов государственных органов, управления образования облисполкома необходимую информацию;

- организует проведение олимпиад, смотров, конкурсов, соревнований, конференций, семинаров; организовывает выставки, библиотечный обмен; проводит иные мероприятия по направлениям, входящим в компетенцию отдела образования;

- распоряжается в установленном порядке ассигнованиями, предусмотренными бюджетом района на финансирование учреждений образования;

- определяет должностные обязанности руководителей учреждений образования;

- является нанимателем педагогических и медицинских работников учреждений образования и осуществляет их прием, перевод и увольнение;

- учреждает грамоты и дипломы отдела образования;

- осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Отдел образования Минского райисполкома возглавляет начальник отдела. Начальник отдела образования назначается на должность (освобождается от должности) распоряжением председателя райисполкома по представлению управления образования облисполкома и по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

Работники отдела образования назначаются на должность (освобождаются) начальником отдела образования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Начальник отдела образования:

- осуществляет руководство отделом образования и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел образования задач и функций;

- представляет интересы отдела образования в государственных органах, организациях независимо от формы собственности без доверенности;

- издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции отдела образования;

- вносит предложения по вопросам поощрения работников или наложения на них мер дисциплинарного взыскания;

- утверждает должностные инструкции работников отдела образования;

- утверждает штатные расписания учреждений образования;

- подписывает финансовые документы, в том числе по использованию денежных средств от внебюджетной деятельности, находящихся в распоряжении учреждений образования;

- участвует в заседаниях и совещаниях, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами района при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию отдела образования.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей работники отдела образования несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Имущество отдела образования Минского райисполкома закреплено за ним на праве оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение имуществом отдела осуществляются в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Финансирование деятельности отдела образования Минского райисполкома осуществляется за счет бюджета города Минска, а также иных источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отдел образования Минского райисполкома как государственное учреждение должно сочетать решение предпринимательских задач с удовлетворением определенных общественных потребностей, которые объективно противоречат друг другу. Наибольшее значение для оценки общего уровня налоговой нагрузки в организации имеет анализ ее динамики по отношению к выручке от реализации продукции, работ, услуг.

Таблица 1. Налоговая нагрузка отдела образования Минского райисполкома за 2007-2008 гг.

Годы

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Налоговая нагрузка, тыс. руб.

Доля налоговой нагрузки в выручке, %

2007

4 797 930,439

2 749 780,728

57,3

2008

5 818 413,653

1 946 435,347

33,5

Как видно из приведенной таблицы выручка от реализации работ, услуг увеличивается, в 2008 г. году рост составил 21,3 % по сравнению с 2007 г. Доля налоговой нагрузки высокая, в 2008 г. налоговая нагрузка снизилась на 23,8 %, организация внесла в бюджет 1,95 млрд. руб.

Структура налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды характеризуется тем, что в 2008 г. наибольший удельный вес в общей сумме налогов и платежей занимают платежи в бюджет - 85,27%, против 89,31 % в 2007 г.

Основную долю платежей в бюджет занимали в 2008 году:

- налог на добавленную стоимость - 45,6 %;

- прочие налоги - 24,59 %.

Удельный вес платежей в целевые внебюджетные фонды 14,73 % против 10,7% в 2007 г.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ

Маркетинговая деятельность отдела образования Минского райисполкома состоит в сборе, анализе, систематизации данных об образовательных услугах. Подробный анализ будет проведен в индивидуальном задании.

В состав автоматизированной системы обработки информации отдела образования Минского райисполкома входят:

1) техническое обеспечение: компьютеры NTT с процессором Intell Pentium 4, принтер для распечатки документов;

2) системное программное обеспечение: операционная система Windows XP;

3) информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере - рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем. Источниками информации являются нормативно-справочная документация.

Конфигурация компьютеров следующая:

Процессор: CPU AMD Sempron 2200+ (333Mhz) Thoroughbred - 1500Mhz (BOX)

Оперативная память: DDR RAM 256MB PC-3200 SEC-1 (SAMSUNG), Original

Дисковод: FDD 3,5" NEC Black

Винчестер: HDD Seagate 80,0GB Barracuda 7

Оптический привод: DVD+/-RW NEC ND-3540A+/-R9 (dual layer), 16x/8х/4x/8x/4x/16x+CD-RW

Материнская плата: MB Giga-Byte 7N400 <nForce2 Ultra 400>

Видеокарта: SVGA ATI Radeon 9250 128MB, TV-out + DVI, (OEM)

Корпус: Case Midi Tower Delux DLC-MF411 300W (USB, audio)

Клавиатура: Keyboard A4 Tech KBS-26 Black&Silver, PS/2, Multi

Мышь: Mouse Logitech Optical Scroll B58, PS/2 + USB, Black

Монитор: Samsung 17" 710V, TFT LCD Panel, Silver

Колонки Sven SPS-611, двухполосные, Silver,

Коврик для мыши NOVA MicroOptic, коврик для оптической мыши

Сетевой фильтр Pilot 3m

4) прикладное программное обеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями.

В отделе образования Минского райисполкома планируется дальнейшее использование автоматизированных систем обработки информации, которые применяются для повышения эффективности управления отделом, улучшения оперативности принятия решения, автоматизация процесса обработки информации.

Цель создания таких систем - создание комплексной информационной системы, основанной на применении компьютерных информационных технологий подготовки, приема, обработки, передачи, учета, поиска и контроля информации и для повышения оперативности и качества управления отделом.

4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

4.1 Сбор и анализ информации, используемой в деятельности отдела

Решаемая отделом образования Минского райисполкома проблема - оценка целесообразности открытия новой бизнес-школы.

Исследуемая проблема - изучение спроса на образовательные услуги по предполагаемым направлениям обучения: "Менеджмент", "Экономика", "Маркетинг", "Банковское дело".

Объектом исследования являются слушатели курсов повышения квалификации. В качестве предмета данного исследования выступают предпочтения потребителей в условиях получения образования (техническое оснащение), требования к обучению (уровень преподавательского состава), потребности в качестве получения услуги (уровень полученных знаний и возможность дальнейшего благоустройства), интерес к определенным наукам (предпочтения в выборе дисциплин).

Целью исследования является изучение требований (потребностей) потребителей образовательных услуг по первичным данным с помощью анкетного опроса, на основе анализа предпочтений.

Задачи исследования:

- исследовать мотивацию и предпочтения потребителей при выборе образовательных услуг;

- проанализировать данные опроса;

- на основе этих данных оценить перспективы открытия бизнес-школы.

Выбор проекта исследования - описательное, так как исследование направленное на описание маркетинговых проблем, а именно отношение потребителей к образовательной услуге. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, Что, Где, Когда и Как.

4.2 Структура и источники внутренней и внешней информации

Требуемой информацией для проведения исследования является:

1) доступность получения данной услуги: цена; время; временные рамки; местоположение;

2) цель получения услуги;

3) удобства при получении данной услуги: качество оборудования;

4) уровень получения услуги: уровень квалификации преподавателей; языковая подготовка; контакты с фирмами - работодателями;

5) демографические: пол (ж, м); возраст; уровень полученного ранее образования; стаж работы; языковая подготовка; область получено специальности; должность.

Методы сбора информации: опрос в виде анкетирования.

Форма документа - анкета. Структура анкеты в приложении А.

План выборочного исследования:

- генеральная совокупность - сплошная, состоит из групп студентов приехавших на сессию;

- основа выборки - список слушателей;

- объем выборки - 17 человек.

4.3 Эффективность использования информации в образовании

Целью исследования, проводимого отделом образования Минского райисполкома, является изучение требований (потребностей) потребителей образовательных услуг по первичным данным с помощью анкетного опроса, на основе анализа предпочтений.

Задачи исследования: исследовать мотивацию и предпочтения потребителей при выборе образовательных услуг; проанализировать данные опроса; на основе этих данных оценить перспективы открытия бизнес-школы.

Сбор необходимой для исследования информации проходит в форме опроса, который проводился непосредственно в "Институте повышения квалификации".

Респондентам была предложено ряд вопросов представленных в виде анкеты, представленная в приложении Б, которые они заполняли самостоятельно в письменной форме. Так как опрошенными являются студенты приезжающие на сессию, то выборка носит сплошной характер. В опросе приняло участие 17 человек. Полученные данные были закодированы в книге кодов (см. приложение Б).

В таблице 2 показано желание респондентов получить дополнительное образование. Из всех опрошенных 16 человек ответило положительно.

Таблица 2. Желание получения дополнительного образования

Желание получить дополнительное образование

Количество респондентов, чел

Доля респондентов, %

да

16

94

нет

1

6

не знаю

0

0

По табличным данным была составлена диаграммы (рисунок 1), на котором видно, что желает получить дополнительное бизнес-образование 94 % из всех опрашиваемых.

Рисунок 1. Желание получить дополнительное бизнес-образование

В таблице 3 отражены предпочтения в целях получения образования, как в количественном, так и в процентном соотношении ответов респондентов.

Таблица 3. Приоритеты в целях получения образования

Цель получения образования

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

получение диплома

4

14

занятие независимой предпринимательской деятельностью

0

0

возможность стать хорошим специалистом и получить престижную работу

15

54

самосовершенствование

6

21

возможность в последствии открыть свое дело и реализовать себя

3

11

Исходя из табличных данных, была построена диаграмма (рисунок 2), из которой следует, что приоритетом в целях получения бизнес-образования является возможность стать хорошим специалистом и получить престижную работу.

Рисунок 2. Приоритет в целях получения бизнес-образования

В таблице 4 показаны предпочитаемые дисциплины опрашиваемыми респондентами.

Таблица 4. Наиболее предпочитаемые дисциплины

Дисциплины

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

финансы

10

11

теория менеджмента

9

10

маркетинг потребительских товаров

7

8

маркетинг промышленной продукции

2

2

бухгалтерский учет

4

5

предпринимательство

7

8

коммерческое право

6

7

управление запасами

1

1

планирование налогообложения

5

6

банковское дело

4

5

ценные бумаги

9

10

управление персоналом

12

14

международный бизнес

7

8

реклама

5

6

другое

0

0

По табличным данным была построена диаграмма рисунок 3, на которой видно, что среди наиболее предпочитаемых дисциплин можно выделить следующие - маркетинг потребительских товаров, управление персоналом, финансы, теория менеджмента.

Рисунок 3. Наиболее предпочитаемые дисциплины

В таблице 5 отражены факторы, влияющие на принятие респондентом решения о получении дополнительного образования.

Таблица 5. Факторы, влияющие на принятие решения

Факторы, влияющие на принятие решения

Сумма баллов

Процентная доля баллов

цена

64

75,30

местоположение школы

41

48,20

специализация

69

81,20

квалифицированные преподаватели

76

89,40

длительность курса

53

62,30

знания, дающие возможность

74

87,10

устроиться на хорошую работу

74

87,10

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 4), по которой можно сделать вывод, что наличие квалифицированных преподавателей является наиболее важным при принятии решения об обучении.

Рисунок 4. Факторы, влияющие на принятие решения об образовании

В таблице 6 отражено то, что для опрошенных респондентов сделала бы курс обучения особенно ценным.

Таблица 6. Ценности для курса обучения

Ценности курса обучения

Сумма баллов

Процентная доля баллов

зарубежные преподаватели, способные дать современное бизнес-образование

37

72,50

наличие интересной практической информации

44

86,30

получение сертификата в конце каждого курса программы

26

51

практические знания, которые помогут в бизнесе

44

86,30

гибкое расписание

41

80,40

возможность преддипломной практики в одной из крупных компаний С.-Петербурга

30

58,80

престижность учебного заведения и котируемость диплома

41

80,40

погружение в рабочую атмосферу в процессе обучения

39

76,50

возможность получения высокооплачиваемой работы после окончания

46

90,20

образования

45

88,20

возможность продолжения образования за рубежом

37

72,50

другое

0

0

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 5), из которого следует, что основную ценность для курса обучения составляют возможность получения высокооплачиваемой работы после окончания образования, практические знания, которые помогут в бизнесе и наличие интересной практической информации.

Рисунок 5. Ценность для курса обучения

В таблице 7 показано мнение респондентов о том, какими должны быть приобретаемые экономические знания.

Таблица 7. Приобретаемые экономические знания должны быть

Приобретаемые знания должны быть

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

адаптированы к использованию в Вашей основной технической специальности

2

13

универсальными, которые можно использовать в любом виде деятельности

14

87,5

Исходя из таблицы 7, была построена диаграмма (рисунок 6), на которой видно, что предпочтительным является получение универсальных экономических знаний, используемых в любом виде деятельности.

Абсолютно для всех (100%) анкетируемых знания в областях менеджмента, социологии, психологии, финансах являются необходимой и важной частью при продвижении по служебной лестнице.

Рисунок 6. Приобретаемые экономические знания должны быть

В таблице 8 показано, сколько времени респонденты готовы посвятить получению дополнительно образования.

Таблица 8. Готовность посвятить время на получение образование

Время посвящаемое на обучение

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

2-4 недели (интенсивные занятия)

0

0

1-6 месяцев (интенсивные занятия)

0

0

6-12 месяцев (интенсивные занятия)

6

35,2

1-2 года (не интенсивное обучение)

10

58,8

Рисунок 7. Готовность посвятить время для получения образования, которое необходима для дальнейшей интересной и высокооплачиваемой работы

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 7), из которой следует, что временной интервал в 1-2 года является оптимальным для получения образования, которое готов посвятить опрашиваемый сегмент для дальнейшей интересной и высокооплачиваемой работы.

В таблице 9 показано, какое время суток является более удобным для респондентов при получении образования.

Таблица 9. Предпочитаемое время для занятий

Наиболее предпочитаемое время для занятий

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

утреннее (с 7.00 до 13.00)

9

56

дневное (с 13.00 до 17.00)

0

0

вечернее (с 17.00 до 21.00)

7

44

поздний вечер (с 18.30 до 22.30)

0

0

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 8), из которого видно что самым удобным временем обучения оказались часы с 7 до 13 и с 17 до 21.

Рисунок 8. Наиболее предпочитаемое время для занятий

В таблице 10 показано, какое количество финансовых средств готовы вложить респонденты при получении дополнительного бизнес-образования.

Таблица 10. Приобретаемые экономические знания должны быть

Количество располагаемых средств на образование

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

до 100 долл.

2

12,5

от 100 до 300 долл.

8

50

от 300 долл.

6

37,5

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 9), на которой видно, что количество денежных средств, необходимых для образования составила сумму в размере от 100 до 300$.

Рисунок 9. Количество денежных средств, которые потребители готовы вложить для получения образования

В таблице 11 показано, какое оборудование хатят видеть респонденты в классах.

Таблица 11. Предпочитаемое оборудование в классах

Желаемое оборудование в процессе обучения

Сумма баллов

Процентная доля баллов

компьютеры, оснащенные новейшим программным обеспечением

36

70,6

современное оснащение - проекторы, магнитные доски и т.д.

23

45,1

удобные рабочие места

41

80,4

современный дизайн классов

27

52,9

Рисунок 10. Предпочтение оборудования в классах

По табличным данным была составлена диаграмма (рисунок 10), из которой следует, что удобные рабочие места и компьютеры, оснащенные новейшим программным обеспечением являются необходимым условием при получении образования.

В таблице 12 показано, насколько для респондентов важно, когда учебное заведение иметь контакты с фирмами-работадателями.

Таблица 12. Наличие контактов с работодателями

Необходимость в работодателях

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

необходимо для Вас

9

56,25

хорошо, но необязательно для Вас

6

37,5

совершенно необязательно для Вас

1

6,25

По табличным данным была составлена диаграмма (рисунок 11), из которой видно, что для большей половины опрашиваемого сегмента наличие у учебного заведения хороших контактов с фирмами - потенциальными работодателями выступает необходимым преимуществом.

Рисунок 11. Важность наличия у учебного заведения хороших контактов с фирмами - потенциальными работодателями

В таблице 13 показано, каких специалистов предпочитают респонденты для получения хорошего бизнес-образования.

Таблица 13. Предпочитаемый специалист для преподавания

Предпочтения в квалификации преподавателей

Сумма баллов

Процентная доля баллов

1

2

3

преподаватель, дающий практические методики и рекомендации в своей области

13

81,25

преподаватель, формирующий экономическое мышление и логику бизнес - поведения

3

18,75

зарубежный преподаватель со знанием мирового экономического опыта

13

81,25

российский преподаватель со знанием особенностей российской экономики

3

18,75

специалист-практик с опытом бизнес - деятельности, способный учить

12

75,25

известный ученый, глубоко знающий предмет и умеющий заинтересовать

4

25,75

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 12), на которой видно, что в роли специалиста для преподавания преимущество отдается:

- преподавателю, дающему практические методики и рекомендации в своей области;

- зарубежному преподавателю со знанием мирового экономического опыта;

- специалисту-практику с опытом бизнес-деятельности, способному учить.

Рисунок 12. Предпочитаемый специалист для преподавания

В таблице 14 показано, предпочтения респондентов в выборе языковой подготовки.

Таблица 14. Предпочитаемые языки для преподавания

Язык обучения

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

русский

14

87,5

английский

0

0

русский и английский

2

12,5

другие

0

0

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 13), из которой следует то, что для основной массы обучающихся наиболее приемлемо преподавание на русском языке.

Рисунок 13. Предпочитаемые языки для преподавания

В таблице 15 показано, хотят ли респонденты участвовать в процессе обучения в деловых семинарах, психологических тренингах за дополнительную плату.

Таблица 15. Дополнительные услуги за оплату

Дополнительные услуги за оплату

Количество респондентов, чел.

Доля респондентов, %

да, охотно

4

25

да, иногда

11

68,75

нет

1

6,25

По табличным данным была построена диаграмма (рисунок 14), из которой видно, что желание участвовать за дополнительную плату в процессе обучения в деловых семинарах, психологических тренингах высказало 69% опрашиваемых.

Рисунок 14. Желание участвовать в процессе обучения в деловых семинарах, психологических тренингах за дополнительную плату

Также отразим зависимость возраста респондентов от трех наиболее важных факторов.

На рисунке 15 видно, что для возрастного диапазона от 20 до 30 лет целью обучения является возможность стать хорошим специалистом, а так же возможность открыть свое дело. Для возрастной категории от 30 до 40 целью обучения является получение диплома, т.к. большинство из них уже имеют рабочие места, а так же самосовершенствоваться.

Из рисунка 16 видно, что для возрастного диапазона от 20 до 30 лет наиболее важным фактором, влияющим на принятие решения является специализация и квалификация, а так же устроиться на хорошую работу.

Рисунок 15. Зависимость возрастных категорий респондентов от цели получения образования

Для возрастной категории от 30 до 40 важным фактором, влияющим на принятие решения является цена, место расположения школы, деятельность курса, а так же знания дающие возможность в дальнейшем получить престижную работу.

Рисунок 16. Зависимость возрастных категорий респондентов от факторов влияющих на принятие решения об образовании

Рисунок 17. Зависимость возрастных категорий респондентов от затрачиваемого времени на получение образования

Из рисунка 17 видно, что для возрастного диапазона от 20 до 30 лет наиболее удобным временем для получения образование является 1- 2 года не интенсивного обучения. Для возрастной категории от 30 до 40 не имеет большого значения между интенсивным и неинтенсивным обучением, респонденты готовы посвятить как 6-12 месяцев, так и 1-2 года обучению.

В заключении данного исследования можно сделать следующие выводы о том, что из опрошенных 94 % желают получить дополнительное бизнес-образование, из этого следует что количество потребителей данной услуги достаточно велико.

Средний возраст опрашиваемых составил 28 лет, преимущественно женского пола - 94 % (6 % мужского), имеющих среднее специальное образование. Приоритетом получения данной услуги является возможность стать хорошим специалистом и получить престижную работу.

Среди наиболее предпочитаемых дисциплин можно выделить следующие - маркетинг потребительских товаров, управление персоналом, финансы, теория менеджмента.

При исследовании таких факторов как:

- временной интервал в 1-2 года является оптимальным для получения образования;

- количество денежных средств, необходимых для образования составило сумму в размере от 100 до 300$;

- уровень квалификации специалиста для преподавания преимущество отдается:

а) преподавателю, дающему практические методики и рекомендации в своей области;

б) зарубежному преподавателю со знанием мирового экономического опыта;

в) специалисту-практику с опытом бизнес-деятельности, способному учить, можно отметить, что данные потребности потребителей достаточно приемлемы и необходимы для получения хорошего образования.

4.4 Анализ обеспеченности техническими средствами информации отдела

Уровень механизации и автоматизации рабочих мест в отделе образования Минского райисполкома невысокий, вместе с тем следует отметить большой удельный вес оборудования со сроком службы свыше 5 лет.

Необходимо отметить, что отдел образования Минского райисполкома недостаточно оснащен новой компьютерной техникой и периферией (принтерами), факсимильными аппаратами, это отрицательно сказывается на организации труда, прежде всего специалистов отдела.

Постепенно в отделе образования Минского райисполкома идет насыщение рабочих мест более современной техникой. На рабочих местах устанавливаются новые персональные компьютеры на базе процессора Pentium-4, что позволяет ускорить обработку информации и установить более современные версии операционных систем. Кроме этого все рабочих местах устанавливаются мониторы последнего поколения - LCD, они намного компактнее обычных мониторов, что обеспечивает более рациональное использование всей площади рабочего стола. Принтеры везде установлены струйные и постепенно заменяются на лазерные, для того чтобы обеспечить высокий уровень печати различных документов.

Для оптимизации использования рабочего времени и удобства сотрудников отдела установлены такие дополнительные виды оргтехники, как сканеры, ксероксы. Своевременная замена оборудования на образцы оборудования более нового поколения обеспечивается благодаря регулярным посещениям научно-технических выставок представителями управления образования и ознакомлением их с новейшими образцами этого вида продукции, а так же последующее приобретение нового оборудования для отдела образования Минского райисполкома.

Выводы по оптимизации информационного обеспечения отдела

Для совершенствования информационного обеспечение отдела образования Минского райисполкома предлагаю поиск информации проводить из Интернет для чего необходимо будет провести модернизацию АСУ, для чего необходимо произвести ряд приобретений, и в связи с этим единовременные затраты К>, у.е., рассчитываются по формуле (1):

К> = К>тс> + К>соз> + К>инт>,(1)

где К>тс> - затраты на доукомплектацию техническими средствами в связи с внедрением, у.е.;

К>соз> - затраты, необходимые на создание программного средства, у.е.;

К>инт> - разовые затраты, связанные с подключением к Интернету.

Затраты на основные технические средства приведены в таблице 16.

Таблица 16. Затраты на основные технические средства

Показатель

Сумма, у.е.

Курс 1 у.е.

Сумма, тыс. руб.

Стоимость одной ПЭВМ

750

2,15

1612,5

Стоимость одного принтера

100

2,15

258

Стоимость модема с учетом регистрации

50

2,15

107,5

Итого

900

1935

Общая стоимость на доукомплектацию техническими средствами К>тс>:

К>тс> = 750 + 100 + 50 = 900 у.е.

Рассчитаем единовременные затраты на подключение к Интернет. Согласно информации из сайта Beltelecom.by на декабрь 2008 г. тарифы для организаций на подключение Интернет по коммутируемой линии через парольный доступ выглядят следующим образом (таблица 17):

Таблица 17. Интернет по коммутируемой линии через парольный доступ

Виды услуг

Период оплаты

Стоимость (без учета НДС), у.е.

Подключение по коммутируемым линиям

Регистрация абонента с коммутируемым доступом в Интернет (в том числе по линиям ISDN)

единовр.

7

Абонентская плата за каждый идентификатор (в том числе по линиям ISDN)

в месяц

3,3

Абонентская плата за пользование статическим адресом (за каждый адрес)

в месяц

2

Таким образом, исходя из данных таблицы 17, имеем:

К>инт> = 7 у.е.

или К>инт> = 15,05 тыс. руб.

Общие капитальные затраты составили:

К> = 900 + 834 + 7 = 1741 у.е. (3743,15 тыс. руб.)

Расчет эксплуатационных затрат.

В результате приобретения и внедрения нового оборудования увеличиваются затраты на сумму амортизационных отчислений и дополнительных затрат на электроэнергию. Расчет затрат на производство и реализацию З>общ> в тыс. руб. осуществляется по формуле (2):

З>общ> = А> + З>эл> + З>ак> + З>инт>,(2)

где А> - затраты на амортизационные отчисления, тыс. руб.;

З>эл> - общие затраты за электроэнергию, тыс. руб.;

З>ак> - плата за аксессуары, тыс. руб.;

З>инт> - оплата за услуги Интернет.

Сумма амортизационных отчислений А> в у.е. определяется согласно формуле (3):

А> = К>тс> × НА,(3)

где К>тс> - затраты на доукомплектацию техническими средствами, у.е.;

НА - норма амортизации, % (норма амортизации для вычислительной техники равна 10%).

А> = 920 × 0,10 = 92 у.е. (197,8 тыс. руб.)

Теперь необходимо рассчитать расходы на электроэнергию. Следует учитывать тот факт, что ПЭВМ будет подключена к сети только в течение рабочего дня. Годовой фонд рабочего времени составляет 2020 часов. Потребляемая мощность составляет 0,28 кВт в час. Затраты на электроэнергию рассчитываются согласно формуле (4):

З>эл> = Э> × Н>,(4)

где Э> - потребляемая мощность от сети, кВт/ч;

Н> - нормативная стоимость электроэнергии для предприятий, тыс. руб.

Нормативная стоимость электроэнергии для предприятий равна 20 тыс. руб. за 100 кВт. З>эл> = ((2020 × 0,28) / 100) × 20 = 113,1 тыс. руб. (52,6 у.е)

Затраты на аксессуары (З>ак>) в у.е. рассчитываются по формуле (5):

З>ак> = З> + З> + З>,(5)

где З> - затраты на приобретение бумаги, у.е.;

З> - затраты на приобретение картриджа, у.е.;

З> - затраты на приобретение дискет, у.е.

З>ак> = 5 + 85 + 7 = 97 у.е. (208,6 тыс. руб.)

Оплата за услуги Интернет за год (З>инт>) в у.е. рассчитывается по формуле (6): З>инт> = (З>иден> × 12) + (З>адр> × 12) + (З>повр> × ФРВ),(6)

где З>иден> - абонентская плата в месяц за каждый идентификатор (в том числе по линиям ISDN), y.e.;

З>адр> - абонентская плата в месяц за пользование статическим адресом (за каждый адрес), y.e.;

З>повр> - повременная оплата за минуту по тарифу с 800 до 2000 в рабочие дни, у.е.;

12 - количество месяцев в году;

ФРВ - годового фонда рабочего времени, мин.

З>инт> = (3,3 × 12) + (2 × 12) = 63,6 у.е. (136,7 тыс. руб.)

Согласно формуле (3.6) имеем:

З>общ> = 92 + 52,6 +97 + 63,6 = 305,2 у.е. (656,2 тыс. руб.)

Затраты на производство и реализацию приведены в таблице 18.

Таблица 18. Затраты на производство и реализацию

Показатели

Обозначение

Сумма, у.е.

Сумма, тыс. руб.

Амортизационные отчисления

А>

92

197,8

Расходы на электроэнергию

З>эл>

52,6

113,1

Плата за аксессуары

З>ак>

97

208,6

Оплата за услуги Интернет

З>инт>

63,6

136,7

Итого:

305,2

656,2

Расчет экономии.

Внедрение программного средства позволяет уменьшить время поиска информации приблизительно в 3 раза. Однако следует учитывать тот факт, что пользователи не все время будут заниматься поиском информации

Они могут общаться в чате, просматривать свой электронный ящик, путешествовать по другим ресурсам. Поэтому на наш взгляд будет справедливо учитывать, что пользователь будет занят поиском информации половину своего рабочего времени. Таким образом, определим экономию по формуле (7):

ЭК = (З>инт> /2) × 3 × 30.(7

ЭК = (63,6 / 2) × 3 × 30 = 2862 у.е. (6153,3 тыс. руб.)

Определение эффекта от внедрения ИПС.

В нашем случае прирост прибыли, полученный от внедрения в у.е., определяется по формуле (8):

П> = ЭК × (1-% прибыль),(8)

П> = 2862 × (1 - 0,24) = 2175,12 у.е. (4676,5 тыс. руб.)

Период окупаемости - один из наиболее часто применяемых показателей. Существует статический и динамический методы определения данного показателя, то есть без учета и с учетом фактора времени (на основе дисконтированных потоков и затрат). При расчетах срока окупаемости, коэффициента экономической эффективности к сумме прибыли добавляется общая сумма амортизационных отчислений, так как амортизационный фонд является одним из самых важных источников инвестирования, особенно для таких фондоемких предприятий, как предприятия электросвязи.

Статический. Срок окупаемости капитальных затрат (Т) определяется как отношение капитальных затрат к прибыли формула (9):

Т = К> / (П> + А>).(9)

Т = 1741 / (2175,12 + 92) = 0,77 года

Динамический. Рассчитаем срок окупаемости другим методом с использованием коэффициента приведения, который является более точным. В процессе работы чистая прибыль в конечном итоге возмещает капитальные затраты. Однако полученные при этом суммы результатов (прибыли) и затрат (эксплуатационных) по годам приводят к единому времени - расчетному году (за расчетный год принят 2009 г.) путем умножения результатов и затрат за каждый год на коэффициент привидения (), который рассчитывается по формуле (10):

,(10)

где Е>п> - норматив приведения разновременных затрат и результатов;

t - номер года результаты и затраты которого приводятся к расчетному.

Норматив приведения разновременных затрат и результатов (Е>п>) для вычислительных средств в существующей практике принимается равным 0,1. Следовательно, коэффициентам приведения по годам будут соответствовать следующие значения:

Дисконтированную прибыль (Д>п>) в у.е. рассчитываем по формуле (11):

Д>п> = П> × К>,(11)

где П> - годовой прирост прибыли;

К> - коэффициент дисконтирования.

Д>п2010> = 2175,12 × 0,909 = 1977,2

Д>п2011> = 2175,12 × 0,826 = 1796,6

Д>п2012> = 2175,12 × 0,751 = 1633,5

Дисконтированные Э> в у.е. определим по формуле (12):

Д>Эз> = Э> × К>,(12)

где Э> - эксплуатационные затраты;

К> - коэффициент дисконтирования.

Д>Эз2010> = 305,2 × 0,909 = 277,4

Д>Эз2011> = 305,2 × 0,826 = 252,1

Д>Эз2012> = 305,2 × 0,751 = 229,2

Чистую дисконтированную прибыль рассчитываем по формуле (13) согласно полученным данным от 2007 г. до 2010 г.

,(13)

где PV - общая сумма дисконтированных доходов;

IC - исходная величина инвестиций.

ЧДД>2010> = -61,2

ЧДД>2011> = 1483,3

ЧДД>2012> = 2887,6

Итак, прибыль от внедрения данного мероприятия с учетом ЧДД стремится вверх, что позволяет говорить о положительном экономическом эффекте. Экономический эффект от внедрения приведен в таблице 19.

Таблица 19. Расчет экономического эффекта

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Значение по годам

2007

2008

2009

2010

1

Годовой прирост прибыли

у.е.

-

2175,12

2175,12

2175,12

2

Эксплуатационные затраты

у.е

-

305,2

305,2

305,2

3

Коэффициент дисконтирования

-

1

0,909

0,826

0,751

4

Дисконтированная прибыль

у.е.

-

+1977,2

+1796,6

+1633,5

5

Дисконтированные Э>

у.е.

-

-277,4

-252,1

-229,2

6

Капитальные вложения

у.е.

-1741

-

-

-

7

Чистая дисконтированная прибыль (ЧДП)

у.е.

-1741

-41,2

1503,3

2907,6

На основании данных таблицы 19 построена кривая прибыли и убытков (рисунок 18).

Рисунок 18. Кривая прибыли и убытков

Из рисунка 18 видно, что прибыль от внедрения данного программного обеспечения с учетом дисконтирования постоянно стремится вверх, что свидетельствует о положительном экономическом эффекте. Проект окупится в конце третьего года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Анурин В., Мурамкина И., Евтушенка Е.Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб: Питер,2004. - 270 с.

    Беляевский К. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М:. Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

    Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие - Мн.: Новое знание, 2004. - 336 с.

    Бордовская Н.В. "Педагогика. Учебник для вузов" - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 304 с.

    Вигман С.Л. "Педагогика. В вопросах и ответах" - М.: "Проспект", 2005. - 207 с.

    Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. - Мн.: НИУ, 2000. - 160 с.

    Дьяченко В.К. "Новая дидактика" - М.: Народное образование, 2001. - 493 с.

    Журнал "Маркетинг и маркетинговые исследования в России" № 6, 2007.

    Загрекова Л.В. "Теория и технология обучения" - М.: Высшая школа, 2004. - 157 с.

    Каменева Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. - М.: вузовский учебник, 2005. - 439 с.

    Лихачев Б.Г. "Педагогика. Курс лекций" - М.: "Прометей", 1992. - 528 с.

    Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: Ось-89, 2006. - 368 с.

    Подласый И.П. "Педагогика: Новый курс" - М.: "Владос", 2004. - 574 с.

    Похабов В. И. Основы маркетинга: Учебное пособие - Мн.: Вышейшая школа. 2001. - 271 с.

    Сластенин В.А. "Педагогика" - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.