Маркетинг в деятельности предприятия

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Основы предпринимательства

Тема: Маркетинг в деятельности предприятия

Класс: 10 класс

Время: 45 минут

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

    Ознакомиться с понятием о маркетинге в деятельности предприятии.

    Ознакомиться с сущностью и стратегией маркетинга.

    Ознакомиться с процессом управления маркетингом.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

    Знать о маркетинге в деятельности предприятии.

    Знать сущность и стратегию маркетинга.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

    Уметь воспроизводить основные задачи маркетинга.

    Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия и плакаты

Литература:

    Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

    Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела – «Основы предпринимательства».

Учитель: Что такое «маркетинг»?

Ученики: ???

Учитель: Слово и понятие пошли от английского market — рынок. Сюда же, к этому понятию, восходит и, казалось бы, чисто русское — ярмарка. По сути же — это калька с немецкого Jahr — год и Markt — торговля, то есть ежегодные торги.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Теперь запишите сегодняшнее число и тему урока: «Маркетинг в деятельности предприятия», ознакомимся с понятием о маркетинге в деятельности предприятии, сущностью и стратегией маркетинга, а также с процессом управления маркетингом (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель: Маркетинг — это не просто торговля. Суть его в том, что производители сначала должны выяснить потребности людей, а потом уж на основе этого знания и создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. То есть сначала узнать, что нужно делать, а потом уж и делать, дабы наверняка продать сделанное.

Учитель: Как вы думаете, какая главная задача маркетинга?

Ученики: ???

Учитель: Главная задача маркетинга — гибкое и постоянное реагирование на изменения рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта.

Его стратегия — перенесение центра управления в сбытовые звенья производства. Решения в управлении фирмой, производством диктует рынок.

Учитель: А кто является объектом изучения в маркетинге?

Ученики: ???

Учитель: Объекты изучения и воздействия — это потребители и конкуренты, то есть промышленники, производящие тот же или похожий товар, а также характеристика самого товара и конъюнктура рынка.

Учитель: Что такое «конъюнктура»?

Ученики: ???

Учитель: Конъюнктура — сложившаяся экономическая ситуация: как соотносятся между собой спрос и предложение, уровень цен, товарные запасы).

Учитель: Следующий термин который хотелось у вас узнать это «маркетизация»?

Ученики: ???

Учитель: Маркетизация — применение, внедрение маркетинга в предпринимательскую деятельность.

Процесс управления маркетингом включает:

    анализ рыночных возможностей;

    отбор целевых рынков, или сегментацию;

    разработку комплекса маркетинга;

    претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Учитель: Как вы думаете что такое «анализ рыночных возможностей»?

Ученики: ???

Учитель: Анализ рыночных возможностей является отправной точкой маркетинговой деятельности. Руководству предприятия (фирмы) необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Для этого нужно провести тщательную оценку текущего и будущего спроса, и не только: нужно принять меры, чтобы сформировать спрос на свой товар, то есть вызвать у потребителя желание приобрести ваши товары, создав условия, облегчающие их покупку и приобретение. Средствами достижения этой цели являются: дизайн, функциональные и эстетические свойства товара, реклама, потребительский кредит, совершенствование ассортимента и качества продукции, торговое обслуживание — обходительность, вежливость персонала.

Изучение конъюнктуры рынка и оценка его емкости (а емкость рынка — это размер спроса на конкретный товар, который определяют однородные группы потребителей) предусматривают решение таких задач:

    анализ текущего развития рынка и влияния сезонных факторов;

    анализ сдвигов в изменении спроса, выявление потребительских предложений в отношении функциональных, технических и эстетических свойств продукции;

    определение структуры рынка, то есть потенциальных потребителей, которые подразделяются по полу, возрасту, месту жительства, социальной принадлежности, составу семьи, особенностям поведения в процессе выбора и покупки товаров;

— анализ установок, мнений, мотиваций, запросов потребителей для повышения конкурентоспособности фирмы при планировании производства, сбыта и рекламы.

Анализ рыночных возможностей позволяет фирме выявить слабые и сильные стороны конкурентов, а также определить свою «нишу» на рынке.

При положительном результате оценки текущего и будущего спроса проводят сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд.

Учитель: Что такое «сегментирование рынка»?

Ученики: ???

Учитель: Сегментирование рынка — это определенная стратегия более рационального и полного приспособления производства и маркетинговых действий к потребностям рынка и требованиям покупателей. Она состоит из отдельных типичных групп населения, предъявляющих однородные требования к товару, одинаково реагирующих на рекламу. Каждая такая группа образует определенный сегмент рынка, ориентируясь на который и проводится та или иная производственно-сбытовая политика. Основные критерии сегментации:

    географические (спрос на продукцию в разных регионах в связи с историческими, климатическими и другими особенностями);

    национальные;

    половые и возрастные (особый спрос мужчин, женщин, детей);

    профессиональные различия;

    экономические (зависимость от спроса цен);

    имущественные (различия в спросе разных по уровню дохода слоев населения);

— приверженность к товару (услуге) данной фирмы. После выбора сегмента рынка фирма должна изучить свойства продукции всех конкурентов и определить положение своего товара или услуги на рынке. С учетом этого она разрабатывает план маркетинга. Важно, чтобы маркетинговая программа соответствовала своему сегменту. В мировой практике перспективным считается тот сегмент, в котором находится примерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих 80% товара предполагаемой фирмы.

Затем фирма приступает к позицированию, проще говоря—к предложению на рынке, товара. Это действие по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке. Для этого разрабатывается комплекс маркетинга, состоящий из цены, методов распространения и стимули­рования.

Учитель: А теперь кто сможет дать мне понятие «товар»?

Ученики: ???

Учитель: Товар — это продукт труда, произведенный для продажи, обладающий меновой стоимостью и потребительской стоимостью.

У каждого товара есть свой жизненный цикл (процесс продаж и получения прибылей за весь период от появления до исчезновения товара): внедрение, рост, зрелость, падение.

На стадии внедрения товара: торговля обычно убыточна, объем продаж небольшой, маркетинговые расходы велики.

Мероприятия: информировать потенциальных потребителей о новом товаре, побудить их к опробованию товара, обеспечить ему распространение через предприятия розничной торговли.

Стадия роста: признание товара, увеличение спроса, цены остаются на прежнем уровне или слегка снижены, затраты на стимулирование сбыта на прежнем уровне, прибыль растет.

Мероприятия: повышение качества новинки, проникновение в новые сегменты рынка, использование новых каналов товародвижения, переориентирование части рекламы с объявлений о товаре на стимулирова­ние его потребления, незначительное снижение цены.

Стадия зрелости: большинство потенциальных покупателей приобрели товар, поэтому темпы роста продажи снижаются, прибыль падает, появляются сложные задачи по управлению маркетингом.

Мероприятия: модификация рынка за счет поиска новых потребителей, сегментов рынка, стимулирование продажи, придание товару новых свойств и большей привлекательности, снижение цены, усовершен­ствование видов услуг и т.д.

Стадия спада: сбыт товара резко понижается, и важно определить эту стадию, так как она подрывает рентабельную деятельность фирмы. Определение товаров, вступивших в стадию спада, осуществляется путем анализа их сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. После этого руководство фирмы принимает решение о продолжении выпуска этих товаров или о прекращении выпуска.

Цена. На разных стадиях жизненного цикла товара выбираются те или иные методики установления цен.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Учитель: Сегодня мы ознакомились с понятием о маркетинге в деятельности предприятии, сущностью и стратегией маркетинга, а также с процессом управления маркетингом.

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать §10 Стр. 63 – 68. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!