Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?

Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» - писал Н. В. Гоголь. И это действительно так.

Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист и ясен слог, самобытен и богат язык: русские нравы, родная природа и история Отечества предстают перед нами во всем их величии и могучей красоте. Волшебны и поэтичны пушкинские картины русской природы. «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Кавказ» погружают нас в ее загадочный мир. Пушкин любит сочную и терпкую красоту юга – Кавказа и Крыма, Украины и Молдавии. Но особенно ему близки и любы неброские пейзажи среднерусской полосы. Под воздействием пушкинского пера ощущаешь прилив гордости и восхищения русскими лесами и лугами, реками и озерами, нашими необъятными просторами.

А пушкинские зарисовки времен года!… Несколькими мастерскими штрихами поэт живописует свою любимую пору:

Унылая пора! Очей очарованье! … Приятна мне твоя прощальная краса … Люблю я пышное природы увяданье, … В багрец и золото одетые леса.

А вот русская зима:

Под голубыми небесами … Великолепными коврами, … Блестя на солнце, снег лежит; … Прозрачный лес один чернеет, … И ель сквозь иней зеленеет, … И речка подо льдом блестит.

Эти строчки, искрящиеся свежим зимним холодом, снегом, пахнущие чистым прозрачным воздухом и хвоей, мог написать лишь человек, искренне влюбленный в Россию.

Любовь Пушкина к родине – это не только воспевание природы. Это и глубокие социально-политические мотивы, озвученные в его стихах. «Гроза двенадцатого года» дала мощный импульс патриотическому свободомыслию поэта. Подвиг русского народа, отстоявшего свою независимость и освободившего народы Европы, на всю жизнь запечатлелся в сердце и разуме Пушкина. Именно в Пушкине нашла своего великого выразителя эпоха, начавшаяся славой 1812-1815 годов и завершившаяся трагедией 14 декабря 1825 года.

… Российское крепостничество. Роковое наследие русской жизни болезненно воспринимается Пушкиным. Чтобы сильнее его заострить, поэт в стихотворении «Деревня» применяет антитезу. Сначала читатель попадает в «приют спокойствия, трудов и вдохновения». На первый взгляд там все прекрасно, жизнь течет своим чередом, иногда прерываясь «роскошными пирами» и «забавами». «Везде следы довольства и труда». Но, оказывается, это лишь первое впечатление, которое очень обманчиво. Внезапно «мысль ужасная душу омрачает»:

Здесь Барство дикое без чувства, без закона, … Присвоило себе насильственно лозой … И труд, и собственность, и время земледельца, -

Возмущается поэт отношением помещиков к крестьянам-труженикам. И все-таки поэт надеется, что рабство падет, и «взойдет прекрасная заря».

Пушкин, выступавший с прямым призывом к борьбе против самодержавия во имя родины, близок идеалам декабристов. Он не отступает от них даже после того, как его друзей ссылают на каторгу. Поэт обращается к ним с пламенным воззванием:

Во глубине сибирских руд … Храните гордое терпенье, … Не пропадет ваш скорбный труд … И дум высокое стремленье.

Эти же идеи Пушкин воспевает в таких произведениях, как ода «Вольность», стихотворениях «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион», написанных после декабрьских событий.

В творчестве Пушкина слились воедино свободолюбие и патриотизм, вера в будущее своей родины и переживание за судьбу русского народа. Вот почему Пушкин, по словам Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа