Мельников-Печерский - писатель-демократ

Помяловский - писатель-демократ

Родился в семье дьякона Малоохтинской кладбищенской церкви. Восьми лет был отдан в Александро-Невское духовное училище, откуда в 1851 перешел в семинарию. 14 лет провел П. в бурсе, которая наложила отпечаток на всю его недолгою жизнь и стала одной из главных тем его творчества. Тяга к литературному творчеству проявилась у будущего писателя уже в старших классах семинарии: он является наиболее активным участником и редактором рукописного журн. "Семинарский листок", где помещает ряд статей (о характере интересов П.-семинариста можно судить по названию одной из них: "Попытка решить нерешенный и притом философский вопрос: имеют ли животные душу?"), а также неоконченный рассказ "Махилов", впервые напечатанный Н. А. Благовещенским после смерти писателя ("Современник", 1864). По выходе из семинарии в 1857 П. не спешит определиться на место, хотя родные и склоняют его к этому. Чувствуя недостаточность полученного им образования, его оторванность от жизни, он энергично принимается за самообразование, много читает, размышляет. П. переживает сложный и мучительный процесс преодоления религиозного мировоззрения, взглядов, привитых духовной средой и школой. Особенное влияние на него в это время оказывает революционно-демократическая критика и публицистика "Современника". "Я, читая "Современник", установил спое миросозерцание", - пишет он в 1862 Чернышевскому . П. посещает лекции в Петербургском ун-те, сближается с радикально настроенной студенческой молодежью. Вместе с тем его интересы постоянно связаны с вопросами воспитания и обучения. Еще в бурсе он ясно сознает несостоятельность системы, основанной на принуждении, страхе и вечной "долбне" Сразу по выходе из семинарии он горячо принимается за воспитание младшего брата, противясь его поступлению в духовное училище П. интересуется теоретическими работами по педагогике, пробует сам писать статьи и беллетристические очерки на темы воспитания. Один из них - "Вукол" появляется в 1859 в "Журнале для воспитания" с подзаголовком "психологический очерк". В это же время П. работает над аналогичным очерком "Данилушка" (в неоконченном виде опубликован в "Женском вестнике" в 1867), имеющим во многом автобиографический характер. Непосредственным продолжением "Данилушки" является очерк "Долбня" ("Журнал для воспитания", 1860), рассказывающий о том, как Данила из семьи попадает в бурсу, и ставший первой редакцией "Зимнего вечера в бурсе", который вошел в "Очерки бурсы". Увлекает П. и практическая работа педагога. С окт. 1860 он преподает в воскресной школе, разрабатывает собственные педагогические приемы, в особенности интересуясь методикой обучения малоспособных детей. Деятельность П. обращает на себя внимание известного педагога К. Д. Ушинского, инспектора Смольного ин-та, который приглашает его преподавать в младшем классе института. Здесь П. прочитал несколько лекций.

В 1860 П. работает над первым большим произведением-повестью "Мещанское счастье", которая выходит в "Современнике" в 1861. Повесть была встречена с большим интересом, а ее автор приглашен в "Современник" в качестве постоянного сотрудника. В том же году появляется повесть "Молотов", являющаяся продолжением первой. П. получает известность в литературных кругах и завоевывает славу одного из лучших беллетристов своего времени. В это время у писателя созревает решение "продать" бурсу, и в 1862-63 в журн. "Время" и "Современник" появляются первые четыре очерка; последний, пятый из "Очерков бурсы", остался неоконченным и был опубликован после смерти писателя ("Современник", 1863). Всего П. предполагал написать, по свидетельству Благовещенского, до 20 очерков и показать все стороны бурсацкой жизни, но замысел остался неосуществленным. Писателя привлекают новые темы. Весной 1862 он обдумывает содержание большого социального романа, названного им "Брат и сестра", делает к нему ряд набросков, которые потом были частично опубликованы ("Современник", 1863-64). В романе П. задумал дать широкую картину жизни социальных городских низов, показать быт трущоб, притонов, кабаков, грязь и нищету. "Разоблачение гнойной язвы нашего общества" - таков замысел произведения. В последний год своей жизни П. работает над рассказом "Поречане", пишет отрывок "Андрей Федорыч Чебанов", задумывает новый роман "Каникулы, или Гражданский брак", где собирается показать передовую молодежь 60-х гг.

Настроения отчаяния, бессилия перед тупой и жестокой действительностью, возникавшие у П. еще в бурсе, особенно усиливаются в конце жизни (1862-63). В связи с наступлением политической реакции закрываются воскресные школы, приостанавливается издание "Современника". Писатель с горечью сознает, что "в жизни та же бурса", погружается в мрачную тоску, запивает. К этому присоединяются неудачи личного характера. Умер П. в петербургской клинике, от гангрены, не успев осуществить многих своих замыслов.

Наибольшую известность П. получил как автор двух повестей ("Мещанское счастье" и "Молотов") и в особенности "Очерков бурсы". В повестях он показывает судьбу разночинца, своего современника, с позиций демократа-просветителя намечает пути, которые открываются перед представителями разночинной интеллигенции, вступающими в жизнь. Замысел первой повести писатель определяет так: "разъяснить отношения плебея к барству"; в ней показано пробуждение социального самосознания у молодого разночинца, непримиримость интересов и взглядов на жизнь плебея Молотова и либерального барина Обросимова. В литературе 60-х гг. этот характерный для эпохи социальный конфликт у П. отражен с наибольшей остротой. Однако дальнейшая судьба героя-плебея связана не с социальной борьбой, а со службой в департаменте, с приходом к идеалу "честной чичиковщины". Молотов - один из многих, рядовой разночинец, не нашедший пути к широкой общественной деятельности, оторванный, подобно самому писателю, от единственно революционной в то время силы - крестьянства. Поэтому борьба за свое место в жизни у него связана гл. обр. с завоеванием личной материальной и нравственной независимости. Вместе с тем он с горечью сознает ограниченность и узость своего идеала. В этом социальная драма рядового разночинца, который при всем стихийном демократизме не видит перед собой другой перспективы, кроме карьеры чиновника, "канцелярского Гамлета".

Иной путь показан П. в образе другого разночинца - скептика и нигилиста Череванина, который отвергает примирение с существующими формами жизни, отрицает идеал "мещанского счастья" и "благонравной чичиковщины", но сам не видит выхода и приходит к своей мрачной философии - "кладбищенству". Безысходным пессимизмом кончает герой неоконченного романа "Брат и сестра" Потесин. Трагизм мироощущения героев П. во многом отражает настроения самого писателя, который также, несмотря на свою плебейскую, "мужичью" натуру, стихийный демократизм и тягу к "Современнику", не проникся до конца идеями революционной демократии.

"Мещанское счастье" и "Молотов" - проблемные повести. В первой из них ощущаются следы влияния тургеневской поэтики, во второй особенно чувствуется намерение автора порвать с традициями тургеневского семейного, любовно-психологического романа и создать иные повествовательные формы, соответствующие иному жизненному материалу. Проблемность накладывает особый отпечаток на характер повествования. Писатель как бы экспериментирует, ставя своего героя перед той или иной жизненной ситуацией. Рассказ о состоянии героя постоянно перебивается авторским словом, прямо выражающим мнения и оценки писателя, обнажающим его художественные намерения. Поэтому в повествовании очень силен элемент рассуждения, описания, публицистичности. Это характерная черта демократической просветительской повести П., нашедшая дальнейшее развитие в набросках к роману "Брат и сестра". В связи с этим меньшее место занимает в повестях изображение действия, динамики событий. Характер главного героя претерпевает большие изменения за 10 лет, проходящие между действием первой и второй повести, но непосредственное отражение получают только начальный и конечный моменты эволюции, о самом же процессе читатель узнает из рассказов Молотова и особенно Череванина, выступающего в значительной мере в роли резонера. В "Очерках бурсы" П. обращается к проблемам воспитания и образования, которые глубоко интересовали его, как и всю передовую общественность 60-х гг. Писатель дает яркую картину жизни бурсы, с ее дикими нравами, изуверством, убогостью, постоянной розгой как "необходимым суррогатом педагогического дела" и "долбней ужасающей и мертвящей". Он рисует характерные типы бурсаков и их наставников и показывает, как бурса уродует душу ребенка, воспитывая из него раба или деспота. Д. И. Писарев имел все основания сравнивать бурсу с "Мертвым домом" Достоевского. В изображении П. бурса - социальное зло, неотъемлемая часть всей порочной социальной системы. В последнем, неоконченном очерке П. даже вскользь говорит о "нелепых порядках, существовавших почти везде на Руси". Не случайно "Очерки" были враждебно встречены официальной печатью. В замысел автора входило показать и перемены в бурсе, связанные с проникновением в нее демократических, антиклерикальных идей в 60-е гг., однако эта тема только намечена. В жанрово-стилевом отношении "Очерки бурсы" выдержаны в очерковой традиции, получившей широкое развитие в демократической литературе, и во многом восходят к социально-бытовому "физиологическому очерку" 40-50-х гг., что и подчеркнуто в подзаголовке первого очерка. Вместе с тем все произведение представляет собой единое целое. Помимо общности педагогической и социальной проблематики, его объединяет автобиографическая фигура Карася. Писатель проявляет большой интерес к раскрытию психологии своего героя-бурсака, старается проследить процесс складывания его характера. Очень выразителен язык "Очерков". П. широко использует бурсацкий жаргон, дает яркую речевую характеристику персонажей.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа