Степени ума

Степени ума

Яков Фельдман

Пушкин о Грибоедове.

Из письма П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г. "Читал я Чацкого - много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен."

Из письма А. А. Бестужеву, конец января 1925 г. "Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин.

Вот что мельком успел я заметить:

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. ... черты истинно комического гения. - Теперь вопрос. В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшися его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно.

Первый признак умного человека - с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб."

Моцарт. Ла ла ла ла... Ах правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?

Сальери. Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого.

Моцарт. Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну пей же.

Моцарт. За твое здоровье, друг, за искренний союз, связуюший Моцарта и Сальери...

(Моцарт и Сальери. А.С.Пушкин).

Итак, Чацкий НЕ умен. Он НЕ понимает, кто перед ним. Моцарт НЕ понимает кто перед ним. Следовательно он НЕ умен.

Можно ли сказать, что Чацкий и Моцарт - глупы? Нет. Надо ввести более тонкую шкалу измерения ума. К счастью - такая шкала уже есть. Это ТУАИ.

Кто

Уровни

Пушкин

5-3-8

Грибоедов

6-5-7

Моцарт Пушкина

7-6-5

Сальери Пушкина

3-6-4

Чацкий

5-6-4

Молчалин

4-3-2

Софья

4-3-2

Фамусов

4-3-2

Трудность расшифровки героев Грибоедова в том, что сам Грибоедов не имеет уровня 8. То есть он не умеет моделировать сознание, неоднородное своему.

Все его герои говорят одинаково (потому, что мыслят с разных социальных позиций но по-Грибоедовски тонко и глубоко).

Поэтому по речам Софьи трудно заподозрить, что она глупа.

По словам Лизы невозможно определить, что она менее образованна, чем Софья или даже чем Чацкий.

Сравни, например, у Чехова

Дуняша. ...если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.

Невозможно вообразить, чтобы так сказал образованный человек. Но необразованные люди этого не увидят.

Вывод: у писателей, не имеющих уровня 8 (Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский) невозможно судить о персонаже по его словам - только по делам.

У имеющих (Пушкин, Чехов, Чернышевский, Лесков) - можно.

Жанр "Драма в стихах" как раз и построен как набор монологов автора-стихотворца, так сказать читка одного поэта разными голосами.

Драматическая интрига у Грибоедова слабо проработана, это отмечает и Пушкин.

Главная интрига Грибоедова - другая, идеологическая, между старым стилем жизни = мировоззрением (432) и новым (654).

По-новому мыслит один Чацкий, по старому - все остальные герои пьесы (Платон Михалыч не в счет).

Для идеологической интриги пьеса разработана достаточно глубоко.

Более того, это "ключевая идеологическая интрига всей русской истории".

Доказательства? Православие ограничивает сознание верующих уровнем 4 - причем уровень 4 допустим только у проповедников = служителей церкви.

Частное предпринимательство (5) и правовое государство (6) не имеют в России прочных корней.

Авторское право (6) не уважается, право частной собственности (а это уровень не только 5, но также 4 и 3) все время ставится по сомнение.

Прочен в России только уровень 2 ("отнять и поделить"), та самая община коллективной поруки, которую хотел да не успел развалить Столыпин.

Моцарт социально успешен, это означает, что уровни его непрерывны (765). Он импровизирует (5), строит систему (6), но сам же эту систему все время радикально меняет.

Сальери не успевает перестраивать свое сознание с учетом этих изменений - и от этого страдает.

Он выступает не только от своего имени, но от имени корпорации таких же авторов как он, "не успевающих".

Его целеустремленность (3), ролевая определенность (4) и корпоративно ограниченное творчество (6) - иной стиль.

Он злодей, ибо ставит 3 (низший уровень) впереди.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/