“Подруга дней моих суровых”

Подруга дней моих суровых”

Лицей №1, 9 класс

Мой реферат я назвала пушкинскими строками : “Подруга дней моих суровых “, так как речь в нем пойдет о замечательных русских женщинах (нянях, бабушках) , которые стали верными подругами, мудрыми наставницами, ангелами - хранителями своих воспитанников .

Пожалуй такого явления нет ни в одной зарубежной литературе: когда рядом с великим писателем, поэтом часто оказывалась умудренная годами женщина, передающая ему весь свой жизненный опыт, сердечную доброту.

Бабушкам А.М. Горького из повести “Детство” - это единственный бескорыстно любивший в его жизни человек Наталья Савина из трилогии Толстого - не просто верная слуга, это член семьи. Безгранично любил сою няню Пушкин.

Эта чудесная русская женина, чье имя Арина Радионовна - известна любому школьнику, не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это была “старушка бедная “ с богатой душой, первая муза поэта”, наперсница волшебной старины”.

О ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:

“... В вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надомной сидела в тишине,

В больших очках и с резвою гремушкой

Ты детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила “

У Арины Радионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной сначала графа Ф.А. Апраксина , а затем потомков Абрама Петровича Ганибала, прадеда великого поэта.

В 1781 году 23 - летняя Арина Радионовна вышла замуж за крепостного Федора Матвеева. Они венчались в той же церкви, села Суйди Петербургской губернии, где через 15 лет венчалась 20 - летняя Надежда Осиповна Ганибал с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным.

В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года - Александр, будущий поэт. Арину Радионовну взяли к ним няней, и всю свою жизнь она посвятила Пушкиным.

В 1811 году вторая бабушка Пушкина , по линии матери , Мария Александровна Ганибал , решила дать семье Арины Радионовны “вольную” , но она отказалась : -” на что мне матушка вольная...”

Арина Радионовна надолго расставалась с маленьким Пушкиным , когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в Царско - сельский лицей . Шесть лет она находилась в дали от него.

Время от времени они встречались , в короткий петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг , и няня не виделась с Александром в течении четырех лет. Сблизили же их годы михайловской ссылки поэта.

В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:

“Наша ветхая лачужка ,

И печальна и темна,”

- писал он.

Еще до этого, работая над “Русланом и Людмилой” , поэт вспоминал:

“Времен минувших небылица,

В часы досугов золотых ,

Под шепот старины болтливой ,

Рукою верной я писал...”

“Шепот старины болтливой “,- так Пушкин, шутя называл нянины сказки и рассказы о былом...

Пушкин записал со слов няни семь сказок. Одна из ни х послужила поэту материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая - для “Сказки о попе и его работнике Балде”, третья для ”Сказки о мертвой царевне”, четвертая для вступления к поэме “Руслан и Людмила”.

Кроме сказок Пушкин записал со слов няни четыре песни . Две из них “ О сыне Сеньке Разине”.

“Родионовна принадлежала к ... благороднейшим типам русского мира,- писал первый биограф А.С. Пушкина П.В.Аненков. - Соединение добродушия и ворчливости , нежного расположения к молодости с притворной строгостью , оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. Он любил ее родственной , неизменной любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам”.

С Ариной Радионовной мы встречаемся и на страницах произведений поэта: она прообраз Филиповны, няни Татьяны в “Евгении Онегине”, она же прообраз мамки царевны Ксении в “Борисе Годунове”, мамки княгине в “Руслане”...

Арина Радионовна была для поэта не только неиссякаемым источником рассказов о старине , народных преданий и поверий , сказок и песен . Его интересовали и ее суждения о написанном им . В “Евгении Онегине “ он говорил:

“Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.”

Все радости и печали своего питомца Арина Радионвна переживала вместе с ним. Когда по приказу Николая I за ним приехал из Москвы фельдъегерь, няня провожая его плакала навзрыд. Пушкин волнуясь о ее здоровье писал:

“Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы.

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный, отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь...”

В последний раз Пушкин видел свою няню приехав в Михайловское в сентябре 1827 года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась. Со смертью няни перевернулась еще одна страница в жизни Пушкина.

Пушкин и друзья его с большой грустью восприняли смерть няни. Приехав в 1835 году в Михайловское, Пушкин писал жене:” В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей,..”

И тогда же. в стихотворении “...Вновь я посетил” писал:

“ Вот спальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее надзора!”

В этом стихотворении слышится глубокая печаль Пушкина по поводу утраты няни, Вот черновой набросок:

“Бывало

Ее простые речи и советы,

И полные любви, укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой...”

Не сохранилось ,к сожалению, ни одного портрета Арины Радионовны, но в поэтических произведениях Пушкина отражен живой образ его няни. В стихотворении “ Сват Иван, как пить мы станем Арина Радионовна предстает перед нами , как живая:

“Мастерица ведь была

И откуда что брала?

А куда разумны шутки

Приговорки, прибаутки,

Небылицы ми былины

Православной старины...

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел,

Все бы слушал и сидел.

Кто придумал их так ладно?”

В убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта - изгнанника и близким другом его друзей.

Таким же другом стала для Алеши, из произведения А.М. Горького

” Детство” ,его бабушка. Мы видим , что глаза у нее вспыхивают “ невыразимо приятным светом”, что “ вся она - темная, но светится изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом”, что “ слова ее напоминают “ласковые цветы, а походка - движение ласкового зверя”.

Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки : Как хорошо все! Нет, вы гляньте, как хорошо - то все!” — Горький вспоминает как “ крик ее сердца, лозунг всей ее жизни”.

Первое впечатление на мальчика усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает автор - рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру:” Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив силой для трудной жизни”.

Поражает контраст между внешними данными бабушки ( она сутула, почти горбата, очень полная ) и ее действиями (она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами ).

Танец бабушки, который она танцует в третьей главе, особый, Это скорее рассказ в движениях, жестах. мимике о той сложной, многотрудной жизни, которую прожила бабушка, о тех горестях и радостях, которые выпали на ее долю, а главное рассказ о ней самой, о ее душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру , о душевной стойкости и светлом оптимизме, вере в лучшие стороны человеческой личности. Вдохновение бабушки. ее молодой задор, чистая, прекрасная душа, которая светится в каждой черточке,- все вызывает восторженное отношение мальчика. он откровенно любуется ею. Она кажется ему стройной , высокой , и уже нельзя было отвести глаз от нее- “ так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности “.

От эпизода к эпизоду мы узнаем об удивительной человечности Акулины Ивановны, ее бескорыстной любви к людям, самоотверженной помощи нуждающимся, тонко развитом чувстве красоты.

Бабушка очень самоотверженная и смелая ( вспомним эпизод во время пожара). Бабушка ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне подойдут слова Некрасова о русских женщинах:” Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. На пожаре Акулина Ивановна, единственная в семье не теряет самообладания. С первых же минут бабушка словно преображается: исчезает привычная мягкость и уступчивость, на смешу им приходят собранность и решительность . Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения, бросается в огонь чтобы предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерянных домочадцев. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно, безгранично верит в силу доброго слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним “крестом”, своим спокойствием и лаской воздействует на животное. Она заботится о детях, о их безопасности.

И после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую боль. От нее не слышат ни одной жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы утешить и поддержать других.

Бабушка не отчаивается разорению, а остается все такой же человеколюбивой, щедрой и сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки. Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье. бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, внушает Алеше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями.

Корни оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в постоянном ощущении счастья быть человеком.

Каждый из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий, самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не своим, детям своих хозяев.

Всю жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную, кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как оскорбление:”... должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните... что ж .я пойду!”

Но все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом.

С благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом, потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она вкладывает в его сердце.

В те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была” до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое , уродливое устройство жизни выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее ,что Дарья - одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа.

В поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей свысока:” ... всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве повинно безделье:” ...вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой:

“В беде- не сробеет - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!”

Душевная прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим от сердца, искренним и добрым.

Но важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь : ведь самое большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”.

То что Дарья отправилась за иконой - свидетельствует о ее любви к мужу и ее отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” - для этого нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой, вот она отворила дверь в избу:

“Больной уж безгласен лежал,

Одетый, как в гроб ,причащенный,

Увидел жену простонал

И умер...”

Трагическая история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности , да и самим крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”:

“ Горда ты - ты плакать не хочешь,

Крепишься, но холст гробовой

Слезами невольно ты мочишь,

Сшивая проворной иглой.”

Поэт показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких замечательных , таких прекрасных, мужественных и сильных людей .

Дарья - из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости.

Сон, который видит Дарья . замерзая, - сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось, лучшее, что было в ее жизни, - радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья ,умирая, - родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка: последнее, что она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать только в самом светлом сне:

“ В ней кроткая ласка участья,

Обеты любви без конца...

Улыбка довольства и счастья

У Дарьи не сходит с лица.”

Героиня Некрасова как бы “ уходит в сказку”.

Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.

Песня, которую слышит Дарья в своем сне - это печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.

Жизненному оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников.

Мы благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним всем можно отнести строки из стихотворения Языкова:

“ Ты не умрешь в воспоминаньях

О светлой юности моей

И в поучительных преданьях

Про жизнь поэтов наших дней.

. . . . . . . . .

И вот тебе поминовенье -

На гроб твой свежие цветы!

Я отыщу тот крест смиренный,

Под коим, меж чужих гробов,

Твой прах улегся, изнуренный

Трудом и бременем годов.

Пред ним печальной головою

Склонюся: много вспомню я -

И умиленною мечтою

Душа разнежится моя!”