Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"

1


Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"

В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — один из первых социаль­ных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование че­ловека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.

Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопос­тавлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют се­бя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту свет­ской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характе­ров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.

Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!”

Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись раз­говоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. “Мод воспитанник пример­ный”, он становится франтом, опасаясь “судей решительных и строгих”; привык

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре.

Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему не­обходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и пока­зывает его недюжинность:

Мне нравились его черты.

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Онегин пони­мает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и пережива­ния других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступ­ков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленско­го. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с са­мим собой.

Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственной чистоты — пря­мая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испы­тывая никаких чуждых влияний.

Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтиче­скому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинст­венно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка.

Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувство­вать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенно­му человеку, которому она “вручает свою судьбу”.

Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет мес­та эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.

Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоин­ству оценил Татьяну, выделив ее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испы­тании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед пое­динком он станет рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.

Непоправимое должно свершиться:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаян­ное странствие по родной земле и растущее чувство собственной беспо­лезности:

...Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — ах создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!..

В таком душевном состоянии наш герой вызывает сочувствие и трево­гу за дальнейшую судьбу.

Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Тать­яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испы­таний нравственно непобежденной.

Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство обще­ства, уродующего человеческую душу.

Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Не­возможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастли­выми вместе — главный укор обществу.

В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усо­вершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания уст­роить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.

И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегина к Татья­не, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, поте­рял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встре­тив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что та­кое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней пре­красное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, вне­запно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.

Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравст­венной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди стано­вились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслу­гам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.

Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучше­ния общества через естественность и красоту отношений. В этом про­явился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.