Личное и историческое в лирике Пушкина

ЛИЧНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

Лирика Пушкина тесно связана с историческими событиями, современником которых он являлся. В его стихах отражены произ­вол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобожде­ние русскими Европы от “тирана” и восстание декабристов, жесто­ко подавленное царизмом. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Исторические события прошедших веков также нашли отражение в строках пушкинских стихотворе­ний. Пушкин описывает историю со своей точки зрения, во многом совпадающей со взглядами прогрессивной молодежи. Его поэтичес­кий голос стал голосом целого поколения.

На публичном экзамене в Царскосельском лицее Пушкин в при­сутствии патриарха русской поэзии Гавриила Романовича Держави­на прочитал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”, по­священное войне 1812 г.

Средствами высокого поэтического стиля Пушкин передает чи­тателю свои воспоминания о впечатлениях победы русских над французскими войсками. Его восхищает, что русские дошли до Па­рижа победным маршем, сея не гибель и разорение, а неся “благо­творный мир земле”.

После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Воль­нолюбивая атмосфера лицея, где поэт провел шесть лет, оказала на него огромное влияние. Пушкин в своих стихах выражает свободо­любивые мысли. В “Вольности” он стремится “на тронах поразить порок”. В этом стихотворении автор выразил недовольство россий­ским монархом того времени — Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на троне восседал справед­ливый, гуманный, мудрый правитель. Поэта возмущает несоблюде­ние монархом закона, он пишет: “Владыки! вам венец и трон / Дает Закон — а не природа...” Монархия — власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго со­блюдать закон (“Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон”). Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит че­ловек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает “тиранов мира”, которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку по­ставить себя выше закона.

В стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее “роко­вой”. Автор верит, что “взойдет звезда пленительного счастья”, то есть “самовластье” падет. Пушкин подчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвя­тить отчизне “души прекрасные порывы” (“Недолго нежил нас обман”, “Но в нас горит еще желанье”). Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. В стихотворе­нии выражена уверенность в том, что восторжествуют свободолюби­вые идеи, что правое дело победит: “И на обломках самовластья / Напишут наши имена!”

В пушкинские времена в деревне господствовало крепостничест­во. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гос­тил в имении родителей — Михайловском. Там поэт прожил неко­торое время, познакомился с деревенским бытом, столкнулся с про­явлениями крепостнических отношений. Пушкин и раньше раз­мышлял о крепостном праве, но в Михайловском эти мысли наибо­лее ярко отразились в его лирике. Под впечатлением поездки поэт написал стихотворение “Деревня”. Оно обличает порядки, сложив­шиеся в российских деревнях. Пушкин видит, что закон попирает­ся не только в Петербурге и Москве, а во всей России: “Здесь Бар­ство дикое, без чувства, без закона”. Пушкин называет Россию “отечеством свободы”. В этом названии кроется глубокий смысл. Во время войны с Наполеоном русские войска прошли освободи­тельным маршем по Европе, возвращая всем странам, завоеванным “тираном”, независимость. Впечатление, произведенное победой в Отечественной войне, не покидает поэта всю жизнь. Пушкин недо­умевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда же это рабство кончится.

Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченной самодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Его огорчило то, что царь не последовал его советам. Он разочаровался в силе поэзии. Через четыре года Пушкина направляют под надзор родителей в Михайловское. Если на юге у него были друзья, то в имении родителей он разлучен со всеми друзьями. Непривычная обстановка, отсутствие светского общества подействовали на поэта удручающе. К этому времени все революции в европейских странах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти собы­тия, как и восстание декабристов, глубоко запали в душу поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворе­ниях этого периода звучат грустные, печальные ноты. Если в нача­ле своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении “К морю” его герой одинок, несвободен. Море для Пушкина — символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его “прихо­ти”. Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит “брег”, где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем “скучная, неподвижная” земля, но он вынужден прощаться с ним. Поэт пере­живает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде “Вольность”, в стихотворении “К Чаадаеву”: “Судьба земли по­всюду та же”. На земле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Здесь царствуют антигуманные законы.

У Пушкина чисто лирическое воспоминание тяготеет по содер­жанию к историческому и часто с ним сливается или переходит в него. В стихотворении “19 октября” (1825) раздумья о личных судьбах друзей Пушкина по лицею неразрывно связаны с размыш­лениями об исторических событиях, свидетелями которых они были. “Память сердца”, побеждая время, пространство и даже смерть, не только свято хранит отрады прошлого, но остается не­тленной духовной ценностью и реальностью всех лицейских бра­тьев. Во всех пушкинских стихотворениях слияние личного с исто­рическим сообщает лирической теме глубокий нравственно-психо­логический и философский смысл.

Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” обращено к дру­зьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как чело­век, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декаб­ристам, что их дело не погибло, на свободе остались их “братья”. Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжест­вует.

Верность декабристским идеалам звучит и в стихотворении “Арион”, которое Пушкин написал через несколько дней после го­довщины казни пятерых декабристов. В “Арион” поэт вложил пе­чальные воспоминания об этой жестокой расправе. Трагический сюжет соответствует его настроению. Поэт повествует о певце, кото­рый плыл вместе со своими друзьями на корабле. Корабль утонул, друзья погибли, а певец “на берег выброшен грозою”. Пушкин вкладывает в этот сюжет свой смысл. Под певцом он подразумевает себя, под кораблем — дело декабристов. Корабль погиб. Друзья су­рово наказаны “вихрем шумным”. Лишь автор остался на свободе. Но гибель корабля и друзей не смогла поколебать твердую веру поэта в правоту дела декабристов. “Я гимны прежние пою”, — в подтверждение своей верности свободолюбивым идеалам пишет Пушкин.

В стихотворении “Пророк” Пушкин размышляет о назначении поэта. Разочарование в поэзии, навеянное годами южной ссылки, проходит. Поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой этого про­изведения перерождается из “духовной жаждою” томимого челове­ка в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель — “глаголом” жечь “сердца людей”. Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его “глаголе”.

Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливос­ти, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает ис­торическую обстановку того времени. Он реалистично вырисовыва­ет пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. Даже после поражения декабристского восстания поэт остался верен сво­бодолюбивым идеалам.