Таинственная княгиня Р. в романе Тургенева "Отцы и дети"

ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.

Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми.

По ночам она долго в слезах металась по комнате. Но с прихо­дом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова вы­езжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая и тяже­лая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись в ее лице.

Прототипом истории о Павле Петровиче и княгине Р. является трагическая любовь Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (П. В. была известной актрисой). Полина Виардо то отдаляла, то прибли­жала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разго­ралась, чтобы впоследствии потухнуть.

Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с любовью не смог выбросить мыслей об этой женщине.

Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не ре­шила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в от­ставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, кня­гиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене княги­ня Р. и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч сосвоим бывшим любимым. Кирсанов, как и Тургенев, встречал мно­гих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он нес в себе на протяжении всей жизни.

В этой истории есть загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюблен­ной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс — это она. После смерти княгини Р. он получает конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.

Первая версия решения этой загадки — то, что княгиня Р. по­ставила крест на их отношениях, этим хотела показать, что никог­да не любила Кирсанова. Вторая заключается в том, что крест яв­ляется началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекнула Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.

Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. Этот миф о полуженщине-полульвице, которая за­гадывала всем влюбленным в нее загадки, а если они не разгадыва­ли, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и броси­лась со скал. Можно предположить, что княгиня Р. — это сфинкс, а Павел Петрович — Эдип, но только Кирсанов не смог разгадать за­гадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.

Также история трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в самом произведении. Она душевно сближает главных героев, Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

Оба этих героя очень близки И. С. Тургеневу, и через их пере­живания он пытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.