Тема дворянской усадьбы в романе Тургенева "Отцы и дети"

ТЕМА ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”

До революции большинство писателей и поэтов были представи­телями дворянства, так как дворянство являлось средоточием куль­туры и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что писатели не обошли стороной проблемы своих родителей, своей маленькой родины. Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в “Евгении Онегине”, у Гончарова в “Обломове”, у Тургенева в “Дво­рянском гнезде” и, конечно, в “Отцах и детях”.

Наибольшее развитие тема дворянской усадьбы получает у Гого­ля в “Мертвых душах”. Он связывает возрождение России с приве­дением в порядок дворянских хозяйств. Но со времен Гоголя до тургеневских положение имений в стране не изменилось.

В романе “Отцы и дети” мы встречаем описание трех дворян­ских усадеб: Марьино, Никольское и небольшое имение Базарова.

Состояние дворянской усадьбы в основном зависит от ее хозяи­на. Поэтому, говоря о дворянской усадьбе, необходимо сказать и о людях, ее населяющих, а не только об архитектуре, природе и со­стоянии хозяйства.

В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Арка­дия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники — все серое, неприглядное, мужики оборван­ные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяи­на. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, службы и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских дереве­нек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сире­ней и акаций. Эти сирени и акации свидетельствуют о чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с “храмом уединенного раз­мышления” у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как надо — они обленились, и при­казчик — большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйст­ва. Жизнь в доме Николая Петровича проходит размеренно, без по­трясений. Все конфликты хозяин сглаживает как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме Николая Петро­вича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Ба­заров.

После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и “ферма” начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вырвать из упадка молодыми силами и умом, он, как и Гоголь, предлагает свой путь спасения. То же самое происходит и в Обломовке у Гончарова: стоит появиться мо­лодому практичному хозяину, как он заражает энтузиазмом мужи­ков или просто заставляет их действовать, а не спать. Усадьба Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых елок — все дышит холодностью и расчетом, строгим порядком жизни Одинцовой. Дом ее стоит на пологом от­крытом холме, словно показывает, как она неприступна. По архи­тектуре он красивее дома Кирсанова, был задуман в Александров­ском стиле, но этот дом выкрашен желтой краской, что напоминает тюрьму (ограничение свободы). Даже церковь была похожа на стро­гого могучего воина. Единственным местом, свободным от строгих устоев, был портик, заросший кустами, где можно было ощущать невидимое движение жизни. Этого портика боится Одинцова, так как увидела в нем ужа. Внутреннее убранство поражает своей стро­гостью, даже запах в доме — как в министерском учреждении. Строгостью, надменностью и старомодностью дышат все вещи и даже лакеи. У Одинцовой в доме жили по раз и навсегда заведенно­му порядку: чай — утром в 8 часов, до завтрака каждый занимался чем хотел, перед обедом общество сходилось для беседы и чтения, вечер посвящали прогулке, игре в карты или музыке, ровно в поло­вине одиннадцатого хозяйка уходила спать. Такой же порядок можно увидеть в доме Дарьи Михайловны Ласунской, что так сму­щало Рудина и к чему никак не мог привыкнуть Базаров. На при­мере этой усадьбы можно рассмотреть другой тип помещика Рос­сии, тех, у которых вся жизнь проходит по плану и “катится слов­но по рельсам”. Зато Одинцова управляет хозяйством, и крестьяне у нее поставлены на оброк.

Самое скромное и бедненькое имение в “Отцах и детях” у Васи­лия Ивановича Базарова. Оно даже не столько принадлежит ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала неболь­шая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шес­тью маленькими комнатками, флигелем же служила баня. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кир­санова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ни­чтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой де­ревне были немного распущенны, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей.

Из описания дворянских усадеб в произведении “Отцы и дети” можно сделать вывод, что они приходили в упадок, в них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего остального мира. Это своего рода Обломовки — тихие, спокойные, сонные уголки, где жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь, хотел показать способы возрождения Рос­сии, а для этого нужны люди с сильной волей и глубоким умом. Хотя даже Аркадий, которого нельзя назвать человеком с сильной волей, смог справиться со своим хозяйством.

А пока существуют такие уголки, автор и в них старается уло­вить что-то хорошее: людей, любящих красоту, как Николай Пет­рович, или приносящих пользу, как Василий Иванович. Автор любит этих людей, любит русскую природу и русских мужиков.