Онегин и Татьяна (работа 2)

Онегин и Татьяна

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — один из первых социальных романов русской ли­тературы. В нем рассматривается проблема взаи­моотношений личности и общества.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей не­совершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупней­шего его произведения.

Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопоставлении Онегина и Татья­ны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они до­статочно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее.

Но тем не менее это очень разные люди. Про­тивоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал

на себе влияние «света» с его бесплодной, пустой суетой. Онегин понимает всю никчемность, при­зрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин со­вершает целый ряд недостойных поступков: пове­дение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.

Татьяна — «милый» и «верный» идеал нравст­венной чистоты — прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он разви­вается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пош­лое, ординарное, не соответствующее ее романти­ческому восприятию мира, она создает свой осо­бый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таин­ственно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка.

Воспитанная на сентиментальных романах, Та­тьяна сосредоточила все свои духовные силы в сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасно­му, совершенному человеку, которому она «вруча­ет свою судьбу».

Итак, естественная потребность Татьяны лю­бить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чув­ство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.

Если раньше она жила в мечтах, то теперь, по­любив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежден­ной.

Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопостав­ление позволяет автору наглядно показать несо­вершенство общества, уродующего человеческую душу.

Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливы­ми вместе — главный укор обществу.

В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовер­шенствование людей. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания устроить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся, наконец, делом, достойным человека.

И мысль эту Пушкин проводит, показывая лю­бовь Онегина к Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привык­ший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое воз­вышающее и очищающее душу страдание. Он уви­дел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная кра­

сота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепене­нии. В то время он просто не способен был любить.

Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в «свете». В чистой нравствен­ной атмосфере, окружившей ее, даже самые неда­лекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знат­ность, а ум и горячее сердце. Здесь почести возда­вались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.

Пушкин указывает путь нравственного воз­вышения людей и улучшения общества через ес­тественность и красоту отношений. В этом про­явился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и по­томков.