Шумеро-вавилонская литература

Шумеро-вавилонская литература

До нас дошло сравнительно много произведений шумерской и вавилонской литературы III и II тысячелетий до н. э. По своему содержанию она так или иначе свя-зана с религией. Подавляющее число ее произведений являются ре-лигиозными литургическими и магическими текстами. а те немногие произведения, которые не были связаны с культом, обрабатывают религиозные темы, главным образом мифологические. Произведений, которые связаны с иной тематикой, можно указать лишь единицы.

Мифология официальной религии выросла из народной мифологии, которая является одним из важнейших элементов народного устного творчества или фольклора. Поэтому в произведениях шумеро-вавилонской литературы мы встречаем целый ряд фольклорных эле-ментов. Особенно отчетливо они выступают в многочисленных мифах о происхождении мира, людей, земледелия и оседлой жизни в форме самых простых и бесхитростных народных сказаний, похожих на лю-бые народные сказки аналогичного содержания.

Вавилонские поэты, использовав подобные древнешумерские ска-зания, создали высокохудожественные произведения литературы. Од-ним из наиболее ярких произведений такого рода является знамени-тая поэма, называвшаяся по первым своим словам «Когда наверху». В основу содержания поэмы был положен шумерский миф о сотворении мира, в котором героем и творцом был Энлиль; но вавилонские жре-цы заменили его Мардуком.

Самым высоким достижением вавилонской художественной литера-туры в области обработки мифологических сюжетов является большая эпическая поэма о Гильгамеше, Древнейшие памятники, рассказываю-щие о подвигах героя Гильгамеша. были составлены на шумерском языке; позднее они были переработаны и переосмыслены вавилонски-ми писателями, повидимому, принадлежавшими к жреческой среде. Так возник вавилонский эпос о Гильгамеше, написанный на двена-дцати больших таблицах, и каждая таблица является как бы отдель-ной главой поэмы. По своему замыслу и по своим художественным достоинствам она может быть отнесена к числу лучших произведений мировой литературы.

Поэма о Гильгамеше не принадлежит к числу памятников литур-гической литературы. Она не связана ни с определенным мифом, ни с определенным обрядовым ритуалом. Автор ее только использовал в качестве материалов ряд народных сказаний и мифов для создания произведения на свою собственную тему — на тему о жизни и смер-ти.

Эта проблема издавна занимала мысль шумеро-вавилонского об-щества. Существовали мифы и сказания, старавшиеся объяснить, по-чему боги бессмертны, а люди смертны. До нас дошло одно из таких сказаний, в котором причиной смертного удела людей выставляется неразумие первого человека — Адапы. Адапа был сыном и любимцем бога Эа, который дал ему великую мудрость. но не дал вечной жиз-ни. Случилось так, что один раз Адапа имел возможность получить бессмертие, но по своему неразумию сам отказался от этого. Он был призван на суд к богу Ану за то, что, разбил крылья у Южного Ветра. Эа предупредил Адапу, что ему будут давать пищу смерти и воду смерти, но чтобы он не вкушал их. На суде за Адапу вступи-лись другие боги, Ану смягчился и сказал, чтобы Адапе дали пищу жизни и воду жизни; но Адапа отказался от них. Удивленный Ану спросил Адапу, почему он не ел и не пил. Адапа ответил: «Эа, господин мой, сказал мне: не ешь и не пей». Тогда Ану приказал сбросить Адапу обратно на землю. Это сказание, повидимому, со-ставленное жрецами, стремится примирить людей с их смертным уде-лом и внушить им убеждение в бессилии их перед лицом богов. Од-нако подобная попытка объяснения смертной участи людей не могла удовлетворить мыслящих людей древневавилонского общества. Поэма о Гильгамеше стати вновь эту проблему, но также не дает утеши-тельного ответа.

Герой поэмы Гильгамеш — легендарный царь Урука, одного из древнейших городов Шумера. После смерти он был обоготворен, и в его честь в Уруке был установлен регулярный культ. Поэма рисует Гнльгамеша в образе богатыря-великана, красавца и мудреца; две части его были божеские и только одна часть — человеческая. Вме-сте со своим другом и соратником Энкиду Гильгамеш совершает ряд небывалых подвигов, прославивших его настолько, что сама богиня Иштар стала добиваться его любви. Но Гильгамеш отверг ее. Раз-гневанная богиня хотела убить Гильгамеша, .наслав на Урук небес-ного быка, который уничтожал посевы, но Гильгамеш и Энкиду убили быка. Тогда по просьбе Иштар боги поразили болезнью и смертью Энкиду. Удрученный смертью друга, Гильгамеш сам устрашился:

Гильгамеш об Энкиду. друге своем,

Плачет горько и мечется по полю:

«Не умру ль и я, как Энкиду?

Горе вошло в мое сердце,

Смерти страшусь я и мечусь, я по полю».

Гильгамеш решает проникнуть в тайну жизни и смерти. Из древ-них сказаний он узнал, что были люди, которые не умерли, которым боги дали бессмертие —Ут-Напиштим и его жена. Гильгамеш предпри-нимает далекое и опасное путешествие в страну богов, чтобы найти там Ут-Напиштима и узнать от него, как он получил бессмертие. После долгих скитаний Гильгамеш преодолел все смертоносные пре-пятствия, которые встретились ему на пути, и добрался до берега небесного моря. Там остановила его волшебница и, узнав о цели его путешествия, сказала, что оно безнадежно, что он не найдет бессмертия, ибо оно только .для богов. Волшебница посоветовала ему вернуться и наслаждаться жизнью. Но эта мораль, очевидно, широко распространенная среди рабовладельческой верхушки вави-лонского общества, не удовлетворила Гильгамеша. Он пошел дальше, добрался до Ут-Напиштима, но не получил от него утешительного ответа. Ут-Напиштим рассказал Гильгамешу, что когда царствовал он в Шуруппаке, боги разгневались на людей и наслали на землю всемирный потоп. Все люди погибли; спасся только сам Ут-Напиштим с женой и семьей, так как он был любимцем бога Эа, который пре-дупредил его о грозящей катастрофе и научил его построить ко-рабль и заранее войти в него. Когда кончился потоп, боги взяли Ут-Напиштима и жену его к себе и дали им бессмертие. В заключе-ние Ут-Напиштим сказал Гильгамешу: «А тебя кто из богов введет в сонм бессмертных?» Не нашлось такого бога. Хотел Гильгамеш по совету Ут-Напиштима побороть смерть разными магическими способа-ми, но и это не удалось ему. Обессиленный и пораженный отчаяни-ем, возвращается Гильгамеш на родину и вызывает из страны мерт-вых Энкиду, чтобы узнать «закон земли» — безрадостную участь мертвых в царстве Нергала и Эрешкигаль. Конец поэмы утрачен. По-видимому, Гильгамеш умирает. Поэма, естественно, не разрешает проблемы жизни и смерти, но значение поэмы заключается в том, что в ней мы встречаем первые проблески критики религии. Гильга-меш пытается бороться с богами, спорить с ними, может даже вре-менно одолевать их, и боги вынуждены этот бунт терпеть. Поэма о Гнльгамеше оказала большое влияние на литературу других древних народов.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен «Разговор господина с рабом», в котором отразилось разложение верхушки рабовладельческого общества.

Господин вел жизнь, руководясь правилом: «наслаждайся жиз-нью, пока ты живешь на земле». В книце концов он во всем разоча-ровался — ему надоела и воина, и охота, и любовь, ему надоело строить дома, замышлять заговоры. Человек разочаровался и в бо-гах и пришел к выводу, что ни жертвами, ни магическими действия-ми нельзя приучить бога «ходить за человеком подобно собаке». Остается одно — «сломать шею и броситься в реку».

Были у вавилонян сборники нравоучительных изречений и пра-вил; один из них, несомненно, относится в своей основе к древне-вавилонской эпохе. В этом сборнике красной нитью проходит страх перед внутренними заговорами и волнениями и проповедуется мораль классового мира и добровольного подчинения эксплуататорам, обра-щенная, очевидно, к общинникам. Наставления завершаются весьма выразительным советом молиться богам: «Жертва умножает жизнь, а молитва искупает грех».

К числу произведений светской литературы надо отнести неко-торые царские надписи исторического содержания, дошедшие к нам от III и первой четверти II тысячелетия. Эти надписи, приближаю-щиеся по своему содержанию к сказаниям, в художественной форме повествуют об исторических событиях того времени. Такой характер носит большая надпись Урукагины, в которой он описывает тяжкое положение населения Лагаша при своем вступлении на престол и рассказывает о своих реформах. К таким надписям относится над-пись лагашского патеси Эаннатума о его походе против правителя Уммы и одержанной им победе.

При подготовке этой работы были использованы материалы сайта http://www.studentu.ru