"Душа обязана трудиться". Философские мотивы в современной русской лирике

«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ»

(ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИРИКЕ)

Прежде чем говорить о философском направлении в современной поэзии, зададим себе вопросы: «А разве поэт — непременно философ? Разве не сказал Пушкин, что поэзия «должна быть немного глуповата»? Не лучше ли, если будет просто поэзия — без всякой философии?»

Но все дело в том, что просто поэзии не существует. У настоящего поэта чувство и мысль предстают в единстве. Более того, «чем глубже чувство, тем глубже мысль, и наоборот» — такова формула В. Г. Белинского.

Конечно, есть поэзия, в которой философская идея прячется в эмоцию, выражается скрыто, и есть такая, где она выступает на первый план, подчиняя себе художественный образ. Тогда и говорят о поэте-философе, поэте-мыслителе по преимуществу.

К философскому направлению в современной поэзии можно отнести творчество Леонида Мартынова, Евгения Винокурова, Владимира Корнилова, Арсения Тарковского, Александра Кушнера, Юрия Кузнецова и, конечно, Николая Заболоцкого, оказавшего огромное воздействие на всю русскую лирику второй половины XX века.

Большое место в художественном мире Н. Заболоцкого занимают тема и образы природы, начиная от автобиографического стихотворения «Я воспитан природой суровой...» и кончая такими шедеврами, как «Вечер на Оке», «На закате», «Чертополох», «Одинокий дуб», «Ласточка». Это не просто образцы традиционной пейзажной лирики, как может показаться на первый взгляд. Под пером Заболоцкого описание явлений природы переходит в лирические рассуждения о месте человека во Вселенной, о сущности человеческой жизни. Роль «живой воды» играют у Заболоцкого сравнения. Сравни­вая один предмет с другими, поэт тем самым выражает философскую мысль о всеобщей взаимосвязи всех вещей и явлений в мире.

Вот, например, букет чертополоха, растения, казалось бы, совсем не поэтического, способного оттолкнуть одним своим названием. Однако поэт сумел увидеть в малопривлекательных колючих ветках «огней багровых хоровод», «битвы неоконченной пыланье, полыханье поднятых мечей». Более того — чертополох становится «образом мирозданья, организмом, сплетенным из лучей». Для того, чтобы обычный предмет наполнился таким огромным внутренним смыслом, необходима не только упорная работа мысли, но и напряжение всех душевных сил.

И Заболоцкий действительно много пишет о душе. Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его знаменитые строки:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Первенство духовной красоты над телесной — также одна из главных мыслей Заболоцкого. В стихотворении «Некрасивая девочка» она вытекает из описания обычного «житейского случая» «дворовой» сценки.

Двум мальчикам отцы купили по велосипеду, и те, забывши обо всем, гоняют их по двору. Девочка же, их сверстница, похожая на лягушонка, бегает за ними «по следу», радуясь «чужой радостью»; она «ликует и смеется, охваченная счастьем бытия». Рисуя некрасивые черты своей маленькой героини, поэт задает вопрос:

... что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

«Чистый пламень» бескорыстного сердца, способного разделить счастье других, может, по мнению Заболоцкого, перетопить «самый тяжкий камень». «Грация души» превращает физическую некрасивость в красоту, и эта красота подлинна.

Заболоцкий вообще много рассуждал о красоте — и о красоте природы, и о «красоте человеческих лиц» (так названо одно из стихотворений). Красота и добро для него нерасторжимы. Но поэт задумывался и о силе зла, которое таится как в невежестве, так и в разрушительном уме.

В стихотворении «Противостояние Марса» создается образ особого, античеловеческого разума, лишенного «сердца и души». Его олицетворением является звезда, «кровавый Марс». «Как будто дух звероподобный», он смотрит на землю с высоты, чертя в небесах «знаки страданья, крови и войны».

Но речь в стихотворении идет не только о далекой и мрачной звезде. Носителями звероподобного духа, полного разума и воли, но лишенного сердца и души, могут стать люди, а тому, «кто о чужой не страждет боли», «все средства хороши». Как не вспомнить здесь зловещие страницы истории XX века, наполненные глухой злобой и человеконенавистничеством!

Любовная игра Заболотского также включается в общее философское русло его поэзии. Любовь в изображении поэта — не просто всепоглощающее чувство, но прежде всего труд души, мучительный и вместе с тем радостный, несущий «животворный свет». Цикл «Последняя любовь», куда входят такие лирические шедевры, как «Чертополох», «Морская прогулка», «Признание», «Можжевеловый куст», «Старость» и другие, погружает читателя в «целый мир ликованья и горя», в котором есть все: и неожиданность встреч, и страстность признаний, и боль размолвки. Заключительным аккордом звучат строки о судьбе двух немолодых людей, переживших эти катаклизмы и познавших высшую гармонию бытия:

Теперь все страшное ушло,

И только души их, как свечи,

Струят последнее тепло.

Такое же тепло исходит и от поэзии Заболоцкого, поэзии мысли, согретой сердечностью и добротой.

Однако центральное место в лирике Заболоцкого занимают, конечно, вопросы жизни и смерти, идея вечного круговорота в при­роде, переходящие в тему бессмертия.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу...—

пишет он в стихотворении «Завещание». Мысль о неуничтожимое™ живого, о переходах от одних форм бытия к другим — одна из основных и любимых мыслей поэта, позволившая сказать о себе точно

и весомо:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.