Тема Родины и революции в поэзии С. Есенина

1

Куркина Дарья.

Реферат на тему

«Тема Родины и революции в поэзии С.А.Есенина».

План реферата:

1) Краткий очерк жизни С.А. Есенина. Факты биографии – источник вдохновения поэта.

2) Характеристика проблемы. Привлечение текстового материала. Задача работы – раскрытие и анализ темы «Родина и революция в поэзии С.А.Есенина»

3) Мнение критиков.

4) Вывод. Заключение.

1.Краткий очерк жизни поэта.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября(3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось вдоль правого берега Оки и насчитывало около нескольких сотен дворов. Дом Есениных находился в самом центре села. Писать стихи Есенин начинает примерно лет с восьми – девяти. Именно Константиново является предметом описания во многих стихах поэта о Родине и любви к ней. В 1904 году Есенин поступил в Константиновское земское училище. Из воспоминаний одного из товарищей по училищу: «Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и весёлый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. <...> Одарён он был ясным умом, отвечал на уроках бойко. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов...» В мае 1909 года Есенин оканчивает Константиновское земское училище с похвальным листом. Отец Есенина – Александр Никитич особенно гордился этой наградой сына, так как похвальный лист редко кто имел в Константинове. Сергей Александрович был в то время единственным ребёнком, которого родители по окончании училища отправили не на заработки, а учиться. Родители поэта хотели видеть своего сына учителем сельской школы. В 1912 году Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу. А в конце июля того же года Сергей Александрович перебирается в Москву, на постоянное место жительства.

9 марта 1915 года неизвестный молодой поэт Есенин приезжает в Петроград и встречается с А.Блоком. Блок сразу же отбирает шесть его стихотворений для печати. Уже 22 апреля 1915 года в журнале «Голос жизни» печатается ряд стихотворений Есенина.

В марте 1916 года Сергей Александрович был призван на воинскую службу в запасной батальон в Петрограде.

Рассказывая о биографии поэта, стоит упомянуть и о его заграничной поездке с Айседорой Дункан. 3 октября 1921 года они познакомились, а 10 мая 1922 года вылетели на самолёте до Кенисберга и 11 мая прибыли в Берлин. Зарубежная поездка была довольно продолжительна – с 11 мая 1922 года до 3 августа 1923 года. Поэт побывал в Германии, Франции, Бельгии и Италии. После, до 1924 года, находился в США. Тот факт, что именно за рубежом поэт пишет поэму, в которой основной темой является национальные пути развития России, объясняется тем, что поэт был неприятно удивлён и поражён бездуховностью Европы и Америки.

Именно в этот отрезок времени, когда Есенин находится вдали от Родины, он наиболее остро тоскует по родным краям. «Как мне надоели эти хреновые заграницы!..» - говорил поэт.

После возвращения на Родину поэту приходится нелегко.Его пытаются привлечь к ответственности и грозят снять с печати его стихи, обвиняя в антисемитизме. Как писал в письме к Галине Бениславской в то время сам Есенин: «Я чувствую себя просветлённым, не нужно мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Путь мой, конечно, сейчас очень извилист. Но это прорыв.»

27 декабря 1925 года поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...».

А утром 28 декабря поэт был найден повешенным в гостинице «Англетер». Существует несколько расхожих мнений о том, что стало причиной смерти поэта. Одно из них – самое распространенное - это самоубийство Есенина. Другое же указывает на то, что поэт умер насильственной смертью. Из воспоминаний современника Сергея Есенина: «Везде говорили о трагической смерти Есенина, искали его стихов...»

Завершая краткое повествование о жизни Сергея Есенина, хочется вспомнить строки поэта: «В этом мире умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».

2.Характеристика поставленной в тексте проблемы с

привлечением текстового материала.

«Чувство Родины – основное в моём творчестве»

С.А.Есенин

Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина. Первое восприятие Родины для поэта появляется ещё в юности, когда он живёт в Константинове, – русская природа, её скромная, но такая родная красота. Есенин очень правдоподобно и живописно описывает родные края: широкие поля, темные леса, рощи, березы... Я думаю, что это удается ему потому, что он всё своё детство и юность провел в селе Константинове, видел эти пейзажи, видел крестьянский быт. В 1914 году поэт пишет стихотворение «Край любимый...», а в 1917 году - «О Родина!» Приведу некоторые строки из этих двух произведений, которые показывают особую любовь Есенина к Родине, а также доказывают тот факт, что автор принимает свою Родину такой, какая она есть:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных...(1914 г.)

В ранней лирике Есенин в основном описывает природу. Фактически, всю раннюю лирику поэта можно отнести к пейзажной и пейзажно-бытовой лирике. Приведу ещё одно стихотворение из ранней лирики поэта:

В том краю, где жёлтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень...(1915 г.)

Здесь читатель чувствует уже несколько иное настроение автора, иное состояние природы :сухая осень, деревня, плетни, избы, пожелтевшая крапива, угасание природы. Большую роль в создании пейзажной лирики играет цветопись. В последнем стихотворении преобладает сухой жёлто-коричневый цвет листьев, серый цвет вербы... Однако стихи у Есенина абсолютно разнообразны и по состоянию души автора, и по цветовой гамме. Где-то природа описана спокойно, безмятежно:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли. (1914г.)

В стихотворении «Край любимый!..» появляются новые цвета: жёлтый, но уже не сухой и осенний, а ,наоборот, летний, солнечный, глубокий зелёный – цвет полей и трав, ясное летнее небо...Также в произведении присутствуют христианские мотивы. («...И вызванивают в четки ивы - кроткие монашки...», «...Риза кашки...») Также присутствуют и диалектные слова, которых в стихотворениях Есенина всегда в изобилии, ведь он сам родился в деревне, впитал это с молоком матери, привык к этим словам, которые для него родные и понятные («...По меже на перемётке...»)

А где-то природа описана с точностью наоборот. Присутствуют тревога, страх. Например, в стихотворении «Русь»:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно на кочках и впадинах,

Как синеют кругом леса.

Воют в сумерки долгие, зимние,

Волки грозные с тощих полей.

По дворам погорающем инее

Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками

Смотрят в шали пурги огоньки.

И стоят за дубровными сетками,

Словно нечисть лесная, пеньки... (1914 год)

Этот отрывок весь пронизан неспокойствием души автора. Художественные приёмы такие, как эпитеты («тощих полей», «волки грозные»), метафоры («шаль пурги») – придают стихотворению ещё более красочный и живой вид. Как можно видеть из двух вышеприведенных произведений, основные цвета в описании – синий и белый – холодные, зимние оттенки. (синеют кругом небеса, белая луна, берёзы в белом)

Произведения, написанные в один и тот же отрезок времени, так кардинально отличаются друг от друга! Отличия прослеживаются и в палитре, и в настроении, и в том, что сами времена года различны и так или иначе влияют на внутренний мир автора.

Приведу стихотворение, в котором Есенин не только описал пейзаж, но и раскрыл отношение к родине:

Брожу по синим сёлам,

Такая благодать,

Отчаянный, весёлый,

Но весь в тебя я, мать.

<...>

Люблю твои пороки,

И пьянство, и разбой,

И утром на востоке

Терять себя звездой...(1917 г.)

Концовка стихотворения указывает на сильную любовь автора к родным местам. Ведь когда человек принимает всё, что есть на Родине, все недостатки и пороки её, значит, он преданно любит её.

В более поздней лирике С.А. Есенин обращается и к любовной, и к философской лирике, появляется тема революции. Однако стихи, посвященные родным краям, лирика пейзажная – всё это по-прежнему присутствует в произведениях поэта:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (1925 год) – Это небольшое стихотворение передаёт взволнованное и тревожное настроение автора. Олицетворение и метафора(«...Берёзы в белом плачут...», «...Саваном покрыта наша сторона...») отражают это. Цвета зимние, холодные: преобладает белые, синие, голубые оттенки.

Поэт любит свои родные места и тоскует о них, как о близком человеке... Однако во время своего путешествия за границу Есенин пишет драматическую поэму «Страна негодяев». В этой поэме Сергей Александрович собирает в эту воображаемую «страну» всё дурное, что он видит на Родине, которая становится похожей на Америку. Автор, подобно тому, как высмеивал Гоголь дурное в «Ревизоре», высмеивает людей, которые забыли об интересах своей страны и своего народа. В этом произведении Есенин отразил главную опасность для своей Родины и современного общества вообще: постепенное забвение национальных интересов, разжигание ненависти и вражды... При жизни Есенина поэма напечатана не будет. Лишь после смерти исполнится желание Есенина и

«Страну негодяев» включат в третий том его Собрания стихотворений...

Почему же автор, так любящий свою Родину и так тоскующий по ней, вдруг высмеивает то, что принимал раньше? Ответ достаточно прост: в это время Есенин осознает, что происходит на Родине и что несёт революция. Вся эта железная бесчувственность претит поэту. Перечитав множество стихов Есенина о Родине, я обратила внимание на стихотворение, которое, как мне кажется, лучше всего отражает отношение поэта к Родине. Называется оно «Гой ты, Русь, моя родная...»

Написанное в 1914 году, стихотворение выражает отношение автора к родным краям, основная мысль прослеживается в последнем четверостишии:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте Родину мою".

Помимо темы Родины в творчестве Сергея Есенина присутствует ещё одна тесно связанная с ней тема. Тема революции. Поэт не был сторонником революции. опасался её как опасался А.С. Пушкин русского бунта «...бессмысленного и беспощадного...».

Однако Есенина интересовала революция. Поначалу Сергей Александрович видел в ней надежду на лучшее будущее. Даже в своих стихах он поначалу пишет о революции с энтузиазмом и надеждой:

Довольно гнить и ноять,

И славить взлётом гнусь –

Уж смыла, стёрла деготь

Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами

Её немая крепь!

С иными именами

Встаёт иная степь. (1917 г.)

Однако в 1920 году происходит «крах деревенского рая», приход «железного гостя». В одной из книг о жизненном пути Есенина написано: «Есенин был в революции, в ее реальной национальной стихии. Но «догматы революционной доктрины», каноны политической ортодоксии не были для него перлом создания, откровением истины». «Тяжелые марксовы книги» — «они не довольствуются молчаливым почтением, они подбираются и к «лире». И вот из-за них уже не видно березок, сини, сосавшей глаза, старого клена на одной ноге, не слышно дыма белых яблонь...».

В стихах поэта можно наблюдать то, как изменялись люди в ходе революции. Одно из стихотворений, показывающих это - «Возвращение на родину» (1924 г.)

Смысл стихотворения

заключается в том, что автор приезжает в свою деревню после долгой разлуки с родными людьми и местами. Встретив своего деда, автор поначалу даже не узнает его, но после начинает беседу и понимает, что многое уже не так, как было когда-то. И не будет никогда, как прежде...

«Да!.. Время!..

Ты не коммунист?»

«Нет!..»

Дед удручен:

«А сестры стали комсомолки.

Такая гадость! Просто удавись!

Вчера иконы выкинули с полки,

На церкви комиссар снял крест.

Теперь и Богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Молюсь осинам...

Может, пригодится...» < ... >

Поэт наблюдает за тем, как изменилась жизнь в деревне:

На стенке календарный Ленин...»

Ему грустно оттого, что:

Здесь жизнь сестёр,

Сестер, а не моя... < ... >

Поэт с грустью и досадой восклицает:

Ах милый край!

Не тот ты стал,

Не тот.

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Вспоминается пушкинское философское:»Здравствуй племя младое, незнакомое!»

Конечно, мне и Ленин не икона,

Я знаю мир... < ... >

И вот сестра разводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,

О Марксе,

Энгельсе...

Ни при какой погоде

Я этих книг, конечно, не читал...

Из этих строк видно, что автор испытывает странное чувство, сродни потере. Он слушает сестру и пытается понять это самое «новое», которое вытеснило прежний быт. Автор жалеет деда и мать, которые привыкли молиться на иконы, а не на плакатные изображения Ленина... Автор не хочет принимать эти изменения.

В стихотворении «Письмо к женщине» (1924 г.) Есенин описывает шумную смуту, не понимая, «куда несёт на рок событий...»

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий...

Поэт хочет верить, что есть некто, кто знает верный курс, кто направит корабль к всеобщему благу, свету. Удивительно мудро он замечает:

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался...

В вышеприведенном произведении автор дает описание революции. Символ Земли - корабль. А символ революции – это кипучая куча, шторм буря, в которую этот корабль несет. Буря эта тёмная и ничего вокруг не видно. Одна сплошная неопределённость и всего один вопрос: «Что будет дальше?» Снова вспоминается Пушкин. «Куда же нам плыть?..»

Есть ещё немало стихов, посвященных революции. Вот строки одного из них:

С горы идёт крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поет агитки Бедного Демьяна,

Весёлым криком оглашая дол.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна.

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен... («Русь Советская», 1924 г.)

Если говорить о художественных особенностях произведения, то в нём присутствуют просторечия,( «...Какого ж я рожна...») гипербола («...Наяривая рьяно...»)

Что касается настроения и авторской позиции, то автор негодует на то, что люди слепо поют какие-то агитки, кричат о великом деле революции, даже не понимая толком, к чему ведёт это самое дело. Сам поэт уже не ожидает от революции ничего светлого. К Есенину приходит понимание того, что настало железное время, время неживое и жестокое. Разве может поэт, душа которого стремится к светлому деревенскому солнцу, к полям, пахнущим сеном, к белым берёзкам, сломать все свои жизненные взгляды и стать не тонкой и изящной, не простой и деревенской, а железной, металлической, цивилизованной и ...Бездушной? Конечно, нет. И поэт не принимает этого бездушия. Ему очень жаль Руси уходящей, которую уже никогда не сделать такой, как прежде.

3. Мнение критиков.

Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Критики в адрес Есенина всегда хватало и она была самой разнообразной. Кто-то говорил, что он пьет, не просыхая, а посему все стихи его лишь пьяный бред и пустые, глупые выдумки. Некоторые критики утверждали, что Есенин пишет бездарные творения, которые ломают устоявшиеся каноны поэзии того времени. Другие же превозносили поэта и жили его стихами. Мне ближе последнее мнение. Я считаю, что нет на свете идеальных людей – в каждом из нас есть какие-то недостатки. Но рассматривать творчество через призму личной жизни или каких-то недостатков, ошибок человека – как минимум глупо. Я попробую привести различные мнения критиков о поэте, чтобы несколько прояснить отношение к поэту со стороны окружавших его людей и людей, которые и сегодня интересуются Есениным и ценят его поэзию.

Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженно человеком».

Однако не все считали Есенина великим поэтом. Бунин писал о Есенине с пренебрежением, называя его «бескровным» Поэзия Сергея Есенина была одним из предметов насмешек и упреков Бунина.

"Бунин иронично и зло оценивал многих великих современников: Горького, Блока, Ахматову, Брюсова, Маяковского, преклоняясь перед Львом Толстым и «деликатнейшим» Чеховым. Но сам масштаб оценки Есенина крупнейшим писателем XX века чрезвычайно показателен. Литературная брань Бунина в адрес Есенина — это выпады против «есенинской» России, которая, по его мнению, наследство «бунинской» не только не оправдала, но и оскорбила. Не стесняясь в самых резких выражениях, Бунин использовал любой повод для брани в адрес поэта. В 1927 году таким поводом послужил «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа. В статье «Самородки» Бунин выразил свой гнев к Есенину и писателям-разночинцам, «ко всей этой братии», во главе «великой и бескровной», которая камня на камне не оставила от всех наших «идеалов и чаяний», перебила нас сотнями тысяч, на весь мир опозорила Россию». В статьях Бунина Есенин выглядит бескультурным, распущенным хулиганом и пьяницей, который жил на средства стареющей Айседоры Дункан". Статью Бунина

Марина Цветаева назвала

«прискорбной». Статья «Поэт о критике», в которой Цветаева выступила также против критиков Александра Яблоновского, Юлия Айхенвальда и Георгия Адамовича, подходивших к литературе с меркой политики, защитила от нападок эмигрантских критиков не только автора, но и Александра Блока, Бориса Пастернака и Есенина и вызвала небывалое множество откликов в печати русского зарубежья. (из книги Натальи Игоревны Шубниковой-Гусевой)

Из воспоминаний Сергея Городецкого о Сергее Есенине:

«Есенин подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого. В этом смысле он ничуть не был похож на того пастушка с деревенской дудочкой, которого нам поспешили представить поминальщики. Есенин появился в Петрограде весной 1915 года. Он пришел ко мне с запиской Блока. И я и Блок увлекались тогда деревней. Я, кроме того, и панславизмом. В незадолго перед этим выпущенном «Первом альманахе русских и инославянских писателей» — «Велесе» уже были напечатаны стихи Клюева. Блок тогда еще высоко ценил Клюева. Факт появления Есенина был осуществлением долгожданного чуда, а вместе с Клюевым и Ширяевцем, который тоже около этого времени появился, Есенин дал возможность говорить уже о целой группе крестьянских поэтов.
Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Мы целовались, и Сергунька опять читал стихи. Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания»... Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос,— которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр,— синеглазый.»

По сегодняшний день вокруг поэзии Сергея Есенина ведутся горячие споры и обсуждения. Вот что пишет о поэте Е. Евтушенко:

«...Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя «Последним поэтом деревни». Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, «Куда несет нас рок событии...», опускался в трюм кабака накреняющегося от бурь корабля революции. Его поэзия порой была как растерявшийся жеребенок перед огнедышащим паровозом индустриализации. Есенина пронизывал страх стать «иностранцем»в своей собственной стране, но его опасения были напрасны. Национальные корни его поэзии были настолько глубоки, что тянулись за ним за моря-океаны во время его странствий, не отпуская, как родное блуждающее дерево. Не случайно он сам себя ощущал неотъемлемой частью русской природы – «Как дерево роняет грустно листья, так я роняю грустные слова...», а природу ощущал одним из воплощений себя самого, чувствуя себя то заледенелым кленом, то рыжим месяцем. Чувство родной земли перерастало у Есенина в чувство бескрайней звездной Вселенной, которую он тоже очеловечивал, одомашнивал: «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Есенин, может быть, самый русский поэт и потому, что, пожалуй, ни в ком другом не было такой беззащитной исповедальности, хотя она иногда и прикрывалась буйством. Все его чувства, мысли, метания пульсировали с такой очевидностью, как голубые жилки под кожей, настолько нежнейше прозрачной, что она казалась несуществующей. Человеком, который написал: « И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» , мог быть только Есенин. И был действительно «цветком неповторимым» нашей поэзии.»

Когда человек подвергается критике – это говорит о том, что он привлёк внимание окружающих. Даже если критика эта не самая лестная. Если человек и по прошествии многих лет со дня смерти не перестает возбуждать интерес людей к себе и своему творчеству – это говорит о многом. Темы стихотворений поэта актуальны и сейчас – в них та же природа, красота и, в тоже время, страшная действительность окружающего мира. В них те же опасения грядущих перемен. Всё это очень близко человеческой природе.

4.Вывод. Заключение.

Подводя итог, ещё раз упомяну об отношении Есенина к Родине и революции, а также о том, как отразилось это отношение в стихах поэта. Сергей Александрович в своём «Сорокоусте» (1920 г.) показывает читателю паровоз – огромный, железный, бездушный, ничего не видящий – и маленького жеребёнка, который пытается бежать за паровозом.

Паровоз символизирует собой революцию, перемены, прогресс. А жеребёнок – символ «Руси уходящей». Конечно же, жеребеночку никогда не догнать железной машины, которая с невероятной скоростью летит вперед, сметая любого, кто встанет на её пути. Поэт тоскует и скорбит о том, что на смену живому, душевному и светлому миру, приходит абсолютно иной мир : тяжёлый, железный, бездушный и беспощадный. Поэту жаль, очень жаль этой самой уходящей Руси...

1