Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных

    Все зримое опять покроют воды,

    И божий лик изобразится в них.

Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).

Дым за дымом бездна дыма

Тяготеет над землей.

Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».

Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.

Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.

Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир.