Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Пернатые (нам посвящается)"

ПЕРНАТЫЕ

(нам посвящается)

Перемириваются в мире.

Передышка в грозе.

А мы воюем.

Воюем без перемирий.

Мы –

действующая армия журналов и газет.

Лишь строки-улицы в ночь рядятся,

маскированные домами-горами,

мы

клоним головы в штабах редакций

над фоно-теле-радио-граммами.

Ночь.

Лишь косятся звездные лучики.

Попробуй –

вылезь в час вот в этакий!

А мы,

мы ползем – репортеры-лазутчики –

сенсацию в плен поймать на разведке.

Поймаем,

допросим

и тут же

храбро

на мир,

на весь миллиардомильный

в атаку,

щетинясь штыками Фабера,

идем,

истекая кровью чернильной.

Враг,

колючей проволокой мотанный,

думает:

– В рукопашную не дойти! –

Пустяк.

Разливая огонь словометный,

пойдет пулеметом хлестать линотип.

Армия вражья крепости рада.

Стереть!

Не бросать идти!

По стенам армии вражьей

снарядами

бей, стереотип!

Наконец,

в довершенье вражеской паники,

скрежеща,

воя,

ротационки-танки,

укатывайте поле боевое!

А утром…

форды –

лишь луч проскребся –

летите,

киоскам о победе тараторя:

– Враг

разбит петитом и корпусом

на полях газетно-журнальных территорий.

Анализ стихотворения В. В. Маяковского

«Пернатые (нам посвящается)»

Белов Андрей (Череповец)

Стихотворение «Пернатые» было написано и впервые опубликовано в 1923 году в журнале «Красная нива» (номер от 21-го января). Название стихотворения, с одной стороны, связано с поэтической традицией, с представлением о поэте как о певчей птице, о родстве поэтической свободы и полета, а с другой, и в большей, поскольку стихотворение посвящено не поэзии как таковой, а «словометному огню» газет и журналов, степени, представляет собою каламбур: «пернатые» – люди, владеющие пером.

Все стихотворение по сути представляет собою развернутую метафору (в данном случае можно трактовать этот прием и как развернутое сравнение), причем метафору, характерную для творчества Маяковского в целом: метафору публицистической деятельности как сражения (обычно – поэзия как сражение). В использовании такой метафоры можно, вероятно, усмотреть проявление обычной для Маяковского активной, если не сказать агрессивной, общественной и жизненной позиции.

По своей ритмической организации «Пернатые» ничем резко не выделяются на общем фоне лирики Маяковского. Стихотворение написано акцентным стихом с неурегулированным количеством ударений в строке. Сами строки разбиты поэтом на более мелкие части, однако не по принципу лесенки (хотя лесенкой Маяковский в это время уже пользуется), а так, как это часто любил делать А. Белый, располагая отдельные части стихов непосредственно одну под другой.

Использованные в стихотворении рифмы (способ рифмовки – перекрестный) также типичны для Маяковского. Все они – неточные, по большей части – усеченные (грозе – газет и др.), однако есть и некоторые особенно примечательные созвучия: например, проскребся – корпусом, неравносложная рифма, в которой, помимо ударного гласного [о], совпадает еще и каркас согласных звуков [кр’пс - крпс].

Вторая часть заглавия («нам посвящается») расшифровывается в первой строфе: «мы – / действующая армия журналов и газет», где задается и метафорический способ дальнейшего развертывания текста. Здесь же автор подчеркивает особые свойства описываемой им «войны»: она ведется без «перемирий» и «передышек», что для самого Маяковского было принципиальным положением, одной из существенных особенностей его собственного творчества. В статье «Как делать стихи?» он неоднократно подчеркивал, что «работа стихотворца должна вестись ежедневно»1, без перерывов.

В «Пернатых» Маяковский в целях усиления метафоричности обильно использует военную терминологию: «перемирие», «маскированные», «штабы», «лазутчики», «разведка», «поймать в плен», «атака», «штык», «рукопашная», «пулемет», «вражья крепость», «снаряд», «танки», «корпус». Подобные слова есть абсолютно в каждой строфе стихотворения, и везде они сочетаются с терминами иного рода, связанными с публицистической деятельностью. «Штабы» оказываются «штабами редакций», «лазутчики» – «репортерами», которые «ловят в плен» «сенсацию», «пулеметом хлещет» «линотип» (т. е. полиграфическая наборная машина) и т. д.

Сюжет текста представляет собою постепенное развитие военного действия: от разведки («мы ползем <…> / сенсацию в плен поймать на разведке») к атаке («в атаку <…>/ идем / истекая кровью чернильной») и победе над врагом («враг разбит петитом и корпусом / на полях газетно-журнальных территорий»).

Враг, с которым борется «армия журналов и газет», прямо в тексте не называется, и, по всей видимости, Маяковский здесь никакого конкретного врага не подразумевает, «Пернатые» относятся не к сатирическому роду произведений, а, скорее, к стихам об отношении автора к собственному творчеству, о специфике репортерской (и писательской вообще) работы и об ее значении.

1 Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13-ти тт. Т. 12. М.: Гослитиздат, 1959. – С. 116.