"История одного города" - пародия на историю России или сатирическое изображение современности

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Ученика 10а класса Семенова Артемия

На тему: ««История одного города» - пародия на историю России или сатирическое изображение современности»

«История одного города» была написана Салтыков-Щедрином и рассказывает об истории города с «говорящим» названием Глупов. Сам автор говорил, что это пародия не на историю, но на порядок вещей. Хотя людям того времени легко было узнать в многочисленных градоначальниках печально известных лиц своей эпохи, например, Сперамского и Карамзина, но в современном читателе она будит совершенно другие ассоциации, с более современными деятелями. Например, Угрюм–Бурчеев – «визитная карточка» любого милитаризованного государства, которых со времен Щедрина появлялось немало по сравнению с прошлыми веками; да и вся «История» напоминает до боли знакомые реалии крупнейшего государства 20 века.

В чем же дело? Что делает эту повесть столь жизненной? Сколько людей – столько и мнений. Некоторые считают, что это было «авторское предвидение», своеобразный взгляд в будущее. Другие утверждают, что история развивается по спирали, и события повторяются все чаще. Однако, по моему мнению, дело в том, что персонажи повести крайне гротескны. Это уничтожает в них личность, они теряют всякую самобытность, становятся гиперболизированными образами. НЕ писатель подгонял образы под персонажей, а персонажи входят в эти образы.

Как известно, сатира высмеивает неисправимые человеческие пороки, которым в большей или меньшей степени подвержено любое общество, вне зависимости от времени действия, географического положения и формы правления. Поэтому нам знакомо и подстрекательство к бунту с единственной целью позже его подавить, и Угрюм-Бурчеевская бессмысленная уравниловка…. А Дементий Варламович почему-то напоминает мне бывшего президента США Джорджа Буша младшего, чей IQ (80) ненамного выше, чем у вышеупомянутого градоначальника, да и внешняя политика будто продиктована его мудрыми изречениями.

Персонажи Салтыкова-Щедрина, равно как и чеховские, уникальны своей безликостью и общностью: только во времена автора «честь» быть прототипом одного из градоначальников приписывалась огромному количеству людей в России, Германии и других крупных государствах того времени. Сатира писателя охватывает все времена и народы, помогая людям заметить и исправить недостатки системы и улучшить свой образ жизни, не скатиться к полуживотному образу жизни, а проложить дорогу в город Умнов. Это – не пародия на историю России и не сатирическое изображение современности, а произведение, высмеивающее вечные общечеловеческие пороки.