Ислам (работа 1)

Оглавление______________________________________2

Посланник Аллаха ________________________________3

Доисламская эпоха ___________________________________3

«Читай во имя господа . . .» ____________________________4

Слово претворяется в дело ____________________________5

Хиджра –начало мусульманской веры ___________________6

Очищение Каабы _____________________________________6

Распространение ислама ______________________________7

Коран и сунна ____________________________________8

Коран _______________________________________________8

Сунна ______________________________________________10

Хадисы _____________________________________________10

На чём стоит вера? _______________________________11

Шахада _____________________________________________11

Салат _______________________________________________11

Саум _______________________________________________12

Закат _______________________________________________13

Хаджж ______________________________________________13

Джихад _____________________________________________14

Мечеть ______________________________________________14

Азан ________________________________________________15

Шариат ______________________________________________16

Религиозно-политические течения и секты ___________16

Суфизм _________________________________________17

Календарь хиджи _________________________________18

Список использованной литературы _________________19

Маулид – день рождения Пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввал по лунному календарю. Согласно древней мекканской хронологии, это произошло в «год слона», т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего как считает ислам, Пророка в истории человечества. (В русском написании встречаются варианты имени Пророка: Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма «Мухаммад».)

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих «двойных именах» нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям, и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.

Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке – Хубал и ал-Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (на севере Ирана).

Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама – реальное историческое лицо. Он был уроженец Мекки – города в западной части Аравийского полуострова. Сведения о его детстве и отрочестве очень скудны. Известно, что отец Мухаммада был небогатым торговцем, который скончался до или вскоре после рождения сына. Мать Мухаммада умерла, когда ему было 6 лет. Через 2 года умер дед Мухаммада, Абд Муттулиб, хранитель идолов главного святилища арабов-язычников – Каабы. После этого заботу о мальчике взял на себя его дядя Абу Талиб, глава рода Хашим.

Как и многие его сородичи, Мухаммад принимал участие в караванной торговле. В возрасте 21 года он стал распорядителем торговых дел овдовевшей жительницы Мекки Хадиджи и вскоре женился на ней.

Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджаз. Наиболее крупным городом в этих краях была Мекка, где давно осело сильное племя курейш, к которому принадлежал Мухаммад. Город был экономическим и религиозным центром Хиджаза.

Во времена джахилийи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь, ибо всё это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племён, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. Считалось, что оскорбивший языческое божество заболевает проказой или лишается рассудка.

Находившийся с древних времён в Каабе чёрный камень (по мнению учёных, имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу Хубала – изваяние из сердолика в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую каменную руку). Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества. Ритуал заключался в принесении жертв и гадании перед бетилами. Арабы- язычники обходили вокруг этих идолов, касаясь их руками и как бы получая от них божественную силу. По преданию, до утверждения ислама в Каабе насчитывалось более 300 бетилов. Жители Мекки перед битвой гадали на стрелах у статуи Хубала, а с собой везли на особом верблюде под расписным балдахином небольшой каменный бетил, подобный стоявшим в святилище Каабы. Считалось, что в трудную минуту сражения идол должен оказать покровительство «своим» воинам.

Поблизости от Мекки, в местечке Нахла, находится святилище общеаравийской богини ал-Узза. Жили в Мекке и Иудаисты, и христиане, а также ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из существовавших религиозных общин себя не причислявшие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.

К началу проповеди Мухаммада в Аравии сложилась система межплемённых соглашений, поделивших всё население на три большие группы: хумс, тилла и тулс. Союз хумс составили племена, признающие неприкосновенность Мекки и обеспечивающие её нейтралитет как общего святилища; они следили за беспрепятственностью прохода караванов торговцев и паломников в Мекку и обратно. Союз тилла объединял племена внутренней Аравии, не входившие в хумс и отличавшиеся ритуалом хаджа (паломничества) и прочими установлениями. Союз тулс образовали племена Южной Аравии, давно сложившиеся в особую культурную группу, в жизни которой было особенно заметно влияние иудаизма и христианства.

Благополучный брак дал Мухаммаду радость отцовства и обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами всё крепло и, наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.

Подобно ханифам и другим проповедникам, в месяце рамадан Мухаммад любил уединяться на горе Хира в окрестностях Мекки. В 610 г. он делал это уже в пятый раз. И вот в одну из ночей рамадана во сне ему явился некто со свитком, завёрнутым в парчовое покрывало, и приказал: «Читай!» «Я не умею читать», - ответил Мухаммад. Явившийся сдавил ему грудь так, что он чуть не задохнулся, потом отпустил и вновь приказал: «Читай!» «Я не умею читать», - опять ответил Мухаммад, и тогда пришедший снова сдавил его грудь. Испугавшись за свою жизнь, Мухаммад спросил: «Что же мне читать?» И тут прозвучали слова: «Читай, во имя Господа твоего, который сотворил человека... из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил человека ... тому, чего он не знал ...».

Мухаммад повторил слова и был оставлен в покое. Очнувшись, он почувствовал, что странные слова будто начертаны прямо у него на сердце. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты – посланник Аллаха, а я – Джабраил». В небесах, касаясь ногами линии горизонта, стоял ночной пришелец. Куда бы ни оборачивался Мухаммад, небесный житель оказывался перед ним. Вскоре ангел исчез.

Затем было ещё несколько видений. Мухаммад радовался Божьей вести, но в то же время его страшила мысль, что это не настоящее откровение, а просто одержимость, насылаемая злым духом – джинном, или трансшаманствующего прорицателя – кахина. Справится с сомнениями Мухаммаду помогли его близкие: жена Хадиджа и её двоюродный брат Варака ибн Науфал. Они подбодрили его, а Варака убедил, что с Мухаммадом происходит то же самое, что некогда было с пророком Мусой: к нему обращается Творец.

Вскоре Мухаммад, преодолев неуверенность, решился на то, чего требовал от него Аллах: он стал проповедовать Слово Божье.

После начала публичных проповедей, пока знать Мекки относилась к ним без ярко выраженной вражды, число мусульман удвоилось. Вокруг Пророка сформировалась постоянная группа людей, внимавших его речам. Среди них были рабы, вольноотпущенники, бедуины-иноплеменники, юноши из знатных родов. Хотя число мусульман (от слова «муслим» – «отдавший себя»), следовавших за посланником Аллаха, было невелико, правители Мекки забеспокоились: как бы эта небольшая сплочённая община не повредила одной из основ местной торговли – почитанию святынь Каабы. Заявление Мухаммада о том, что отцы и предки жителей Мекки горят в адском пламени за своё идолопоклонство, вызвало откровенную враждебность и преследование мусульман.

Открытые моления мусульман возле Каабы пришлось прекратить, а когда мусульмане собирались в окрестных ущельях, на них нападали и завязывали драки. Мухаммада громко обвиняли в одержимости, с ехидством требовали сотворить чудо, поносили как плохого рассказчика пустых, общеизвестных историй. Старейшины родов запрещали молодёжи общаться с мусульманами. Некоторые родители запирали своих детей-мусульман и даже сажали их на цепь.

По решению Мухаммада часть мусульман перебралась в Абиссинию (Эфиопию), найдя убежище в христианской стране. Самому Пророку и оставшейся с ним небольшой группе мусульман выносить преследования помогала поддержка главы его рода Абу Талиба, который сам ислама не принял, но считал своим долгом оберегать своего родича от враждебных выпадов.

На десятый год после начала проповеди умер Абу Талиб, и главой рода Хашим стал один из непримиримых врагов Мухаммада по прозвищу Абу Лахаб («отец адского огня»). Вскоре умерла Хадиджа, которая неизменно поддерживала Пророка.

В период между 56 – 60 годами Мухаммад женился ещё 9 раз. Многие из этих браков имели политическую подоплёку.

Лишённый поддержки рода Мухаммад оказался в положении изгоя. Отныне пребывание в Мекке становилось для него смертельно опасным.

Три месяца спустя, в сентябре 622 г., Мухаммад переселился из Мекки в Йасриб, где его согласились признать посланником Аллаха и авторитетом в городских делах.

Переселение (по-арабски – хиджра) мусульман в Йасриб, начавшееся 16 июля 622 г., стало первым днём мусульманского летоисчисления. Впоследствии Йасриб стал именоваться Мединат аннаби («город пророка») или просто Медина («город»). Здесь Мухаммад провёл оставшуюся жизнь, здесь его вероучение стало самостоятельной религией, здесь были заложены основы нового государства

Аллах стал посылать Мухаммаду новые знамения, разъясняя как мусульманам бороться с иноверцами, как им вести себя по отношению к Пророку, как делить военную добычу и наследуемое имущество. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в общину («умму») был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качестве духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.

В начале пребывания в Медине мусульмане при молитве обращались лицом к Иерусалиму, но по мере того, как разрыв с иудеями и христианами становился все более ощутимым, Мухаммад, получив новое откровение, поменял «ал-киблу» (священное направление). Со второго года хиджры молящиеся всегда поворачивались в сторону Каабы. Этот храм стал главной святыней ислама. Паломничество к ней считал своим долгом каждый мусульманин. Соответственно важнейшими задачами верующих стали освобождение Мекки от господства язычников и очищение Каабы от идолов.

1 января 630 г. из Медины на юг в направлении Мекки выступило войско мусульман в несколько тысяч человек. 12 января они четырьмя колоннами с разных сторон беспрепятственно вошли в Мекку. Только колонне под предводительством Халида ибн ал-Валида, шедшей с юго-запада, преградил путь отряд защитников города, разбежавшихся, впрочем, после короткой схватки, в которой погибли два или три мусульманина. В дома жителей никто не врывался, на их имущество никто не посягал. После короткого отдыха Мухаммад в сопровождении Абу Бакра, его друга, проехал на муле через весь город на муле до Каабы, совершил семикратный обход вокруг неё, спешился и отдал два земных поклона. Он выпил воды из священного источника Замзам и распорядился разбить идолов, стоявших вокруг Каабы. Когда открыли святилище, Мухаммад приказал выбросить всех идолов и стереть со стен росписи и изображения. Пророк помолился, а потом с порога Каабы обратился к собравшимся жителям Мекки. Он объявил, что Аллах прощает их, после чего отменил все счета кровной мести, все привилегии языческих жрецов, оставив за ними обязанности охраны Каабы и снабжение паломников водой.

Затем глашатай прошёл по городу, излагая основы веры. На другой день Мухаммад, сидя на вершине холма ас-Сафа, принял присягу повиновения жителей Мекки, сначала – мужчин, а потом – женщин.

После завоевания Мекки Мухаммад не остался жить там, а вернулся в Медину. Отсюда он направил послов в разные концы Аравии и к правителям сопредельных стран с предложением принять ислам. Правители Византии и Ирака не ответили Пророку, но вожди племён и мелких владений Аравии выразили готовность заключить союз с уммой или даже принять ислам.

С самого начала ислам был не просто религиозным, но и политическим учением. Эта не маловажная часть доктрины ислама содержится в медицинских сурах (главах) Корана – главной священной книги мусульман, содержащей откровения Мухаммада, полученные им от Аллаха. В Медине сложились и хадисы (рассказы очевидцев) о поступках и речах Пророка.

Поскольку святилище в Мекке имело общеарабское значение, Пророк решился на компромисс и объявил его священным для мусульман. Именно в этом проявилась политическая природа ислама. Разрозненным арабским племенам жизненно необходимо было объединиться перед лицом постоянной военной угрозы со стороны великих держав раннего средневековья – Византии и Ирана при династии Сасанидов. Утверждение уже имевшегося общеарабского святилища в качестве мусульманской святыни стало важной вехой на пути к этому объединению.

Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии, но и за её пределами, Мухаммад начал подготовку военного похода на север, за Иордан, где незадолго до этого отряд мусульман потерпел поражение от местных арабов-христиан, союзников Византии. Снаряжённое для похода войско уже готово было выступить, когда Мухаммад заболел.

26 мая 632 г., через два дня после приказа о выступлении, Мухаммаду стало плохо, начались головные боли, лихорадка. Пророк стойко переносил страдания и не позволял лечить себя. Не имея возможности возглавить молитву, Мухаммад поручил обязанности имама («предстоящего на молитве» верховного духовного руководителя религиозной общины) Абу Бакру. На некоторое время состояние здоровья Пророка улучшилось; 8 июля он вышел к утренней молитве, сидел рядом с Абу Бакром и произнёс короткую речь, напомнив о загробном воздаянии и запретах, о предписаниях веры. В тот же день на руках у жены Айши он умер. После захода солнца Пророк был погребён на том же месте, где находилось его последнее ложе.

Смерть Мухаммада явилась для мусульманской общины неожиданностью. Перед общиной встал вопрос о выборе её главы. После недолгих колебаний сподвижники Мухаммада остановились на кандидатуре почтенного тестя Пророка, отца его любимой жены Айши, Абу Бакра.

Преемник (халиф) посланника Аллаха Абу Бакр(632-634гг.) вместе с другими соратниками предпринял ряд удачных военных походов, в результате которых образовалось сильное мусульманское государство, а военная мощь объединённых арабских племён была немедленно направлена на внешние завоевания.

Абу Бакр, умирая, передал власть другому тестю Мухаммада, Умару ибн ал-Хаттабу, ставшему вторым праведным халифом (634-664гг.). К этому времени ислам распространился практически на всём Аравийском полуострове. При следующих праведных халифах, Усмане и Али ибн Абу Талибе (двоюродном брате и зяте Мухаммада), ислам стал мировой религией. Уже через несколько десятилетий территория халифата охватила всю Северную Африку, Испанию (Магриб, т.е. «запад»), а также Египет, Ближний Восток, Иран до границ с Индией и Среднюю Азию (Машрик – «восток»).

Ислам принёс людям не только Слово Божье. Он дал им государство, способное обеспечить членам общества относительно равные условия и некоторое подобие «социальной справедливости». Однако изначально в исламе было заключено противоречие: иерархическое устройство общества освящалось вероучением, но при этом оно же утверждало, что все люди равны перед Богом. Вероятно, именно это противоречие и предопределило последующую историю ислама, в частности обилие в нём самых разнообразных сект и течений. С этой проблемой тесно связан и вопрос о преемственности власти, – как духовной, так и сугубо светской. Сегодня ислам исповедуют около 1,5 млрд. человек во всём мире.

Ислам – религия «людей книги», писания, посланного людям через пророков. Коран (от арабского «ал-куран» - «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммадом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммада, было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Зайд ибн Сабит, секретарь при Мухаммаде, Закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста. В последствии для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 частей (джуз) и 60 отрезков (хизб).

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру – «Фатиха», что означает «Открывающая» - обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан молитва «Отче наш». По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).

Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу 7-8 вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой.

Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод Корана на другие языки не возможен, ибо не передаёт божественной сущности изложенных откровений. Поэтому переводы Корана, как правило, называются «переводами смыслов».

Несмотря на многовековое существование, канонический текст Корана появился очень поздно. Им считается каирское издание 1919 г. Сейчас известны четыре списка Корана, относящихся к 7-8 вв. Два из них являются особо чтимыми и недоступны для исследователей. Вокруг них существует множество преданий. Один из двух этих списков хранится в Мекке, внутри храма Каабы, другой – в Медине. До 1180 г он находился в мечети рядом с гробницей Мухаммада. Но потом правитель Малик ан-Насир построил во дворе мечети специальное здание для Мусхафа («свитка») и других реликвий.

Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. В ниспосланной Книге наряду с ясно изложенными стихами – мухкамат – существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Такие стихи называют муташабихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально – «образец», «пример»; полное название – «Сунна посланника Аллаха»).

В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

Сунну почитают все течения ислама, кроме мусульман- шиитов. В первые десятилетия своего существования мусульманская община не располагала сводом норм и правил, которые регулировали бы жизнь верующих. При Мухаммаде в таком своде не было надобности, ибо все затруднения решались им лично и подкреплялись авторитетом откровения. После его смерти ситуация осложнилась. В этот период именно с помощью Сунны халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практические вопросы.

Сунна Пророка запечатлена в свидетельствах о его праведной жизни – хадисах.

Поскольку Коран давал ответы далеко не на все вопросы, и к тому же в нём встречались противоречия, требующие разъяснений и дополнений, то получить их можно было, например, из воспоминаний ближайших сподвижников Пророка об аналогичных случаях. Но живых свидетелей с годами становилось всё меньше, и приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал то или иное предание из уст людей близких к Пророку. Хадисы собирали и записывали. Именно своды хадисов составили со временем Священное предание ислама – Сунну. В исламском мире существует даже весьма уважаемая профессия мухаддиса – собирателя и комментатора хадисов. Мухаддисы составляли сборники хадисов, удобные для цитирования и запоминания.

Хадисы состоят из двух частей: это иснад («опора»), т.е. перечисления имён пересказчиков, и матн («текст») – собственно содержание хадиса.

Шииты, не признавая Сунны, тем не менее, признают хадисы, восходящие к четвёртому праведному халифу Али.

Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения. Это исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих (закат) и паломничество (хадж).

Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лаху ва Мухаммадун расулу-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха»).

Шахада возникла как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Войны, павшие в битве с врагами ислама, именовались шахидами («свидетелями», «мучениками»).

Шахада содержит два важнейших догмата ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада. Она утверждает, что мусульманин должен поклоняться только Аллаху и повиноваться всему, что предписано Мухаммадом от имени Аллаха.

Каноническая молитва (араб. «ас-салат», перс. «намаз») совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Порядок моления точно не установлен Кораном и, прежде всего, основан на повторении молитвенных поз и движений Мухаммада.

В зависимости от времени суток каждая молитва включает два-четыре цикла (ракат) поз и движений, сопровождаемых произнесением установленных формул. Она может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, и в пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети.

Порядок молитвы таков. Молящийся, совершив омовение, становится на молитвенный коврик (саджжада) лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произносит про себя или вслух формулу намерения совершить определённую молитву. Воздев руки на уровень лица, ладонями от себя, он произносит фразу: «Аллах велик». Взяв левую руку в правую и прижав их к животу, читает наизусть первую суру Корана («Фатиха» - «Открывающая») и какую-либо другую короткую суру (обычно «Ихлас» - «Очищение»). Затем, упираясь руками в колени, совершает поясной поклон со словами: «Хвала Аллаху». Выпрямившись и держа руки вдоль тела, он говорит: «Аллах услышит того, кто восхвалил Его». Затем опускается на колени, простирается ниц, касаясь земли лбом и ладонями. Выпрямившись, молящийся садится на пятки и произносит: «Аллах велик». Потом он повторяет земной поклон и формулу восхваления Аллаха, поднимается на ноги и становится, опустив руки, вложенные одна в другую. Таков один ракат.

Когда моление заканчивается, он, продолжая сидеть на пятках, произносит формулу свидетельства веры, затем, попеременно поворачивая голову направо и налево, и говорит: «Мир вам и милосердие Божие». Все молитвенные формулы должны произноситься только по-арабски.

При коллективной молитве женщины должны молиться отдельно от мужчин, а если это не возможно, то они становятся позади них. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал молитвы и даже ограничиваться мысленными движениями.

Обязательных ежедневных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в момент восхода и заката. В походных условиях разрешается молиться без омовения во всякое время и в любых положениях.

Коллективные моления (джума) по пятницам совершаются в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной или соборной.

Третье обязательное предписание ислама – пост (перс. «рузе», тур. «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Пост был установлен Мухаммадом в 624 г. Он состоит не в воздержании от некоторых видов пищи, как во многих других религиях, а в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в благочестивых размышлениях, чтении Корана, хадисов, раздаче милостыни, улаживании ссор и других богоугодных дел. От поста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, пленные, больные, немощные, беременные и кормящие женщины и вообще все те, кому пост может принести вред.

Если пост прерывается по основательной причине, то позднее он возмещается в удобное время; если же не соблюдается умышленно, то нарушивший кроме возмещения дней поста приносит покаяние и совершает каффара – соблюдает пост 60 дней подряд или прибегает к другим искупительным действиям (как правило, раздаёт милостыню беднякам).

Кроме общего поста мусульманин может выдерживать пост по обету или из благочестия. Обычно для индивидуального необязательного поста избираются дни полнолуния, понедельник и четверг. Также рекомендуется поститься во время стихийных бедствий, военной опасности, солнечных и лунных затмений.

В мусульманских странах открытое пренебрежение постом, предписанным Кораном (сура 2, аяты 184-186 и 188), и демонстративное его нарушение рассматривалось как богохульство, кощунственное преступление и наказываются по закону.

Налог в пользу нуждающихся мусульман – обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом.

Закат восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься с образованием медицинской общины. Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Закат уплачивается только взрослыми мусульманами в размере 2,5% стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов земледелия – в размере 10% урожая. Собранные суммы должны расходоваться в том округе, где они собирались, за исключением средств, предназначенных «борцам за веру». На практике закат превратился в налог, расходуемый на нужды государства.

Наряду с закатом верующим рекомендуется делать добровольные пожертвования (садака) деньгами, пищей, одеждой, предоставлением услуг и жилья, прощением долга и обязательств.

Хаджж – паломничество в Мекку – хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может совершить его сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Хаджж совершается в месяце зу-л-хиджжа (с 7 по 13 число).

Именно к этому времени караваны паломников пребывают в Мекку. Хаджж начинается с обряда ихрама – приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи.

Принятие ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Богу: «Вот я перед Тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех святых мест в ходе паломничества.

Церемония хаджжа включает в себя переход через вытянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа возле горы Арафат (в 18 км от Мекки). С полудня до захода солнца в 9 день зу-л-хиджжа происходит центральный обряд хиджжа – Стояние у Арафата, где паломники слушают проповедь, молятся, а затем бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещённой мечети читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после утренней молитвы паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трёх столбов, символизирующих дьявола, однажды чуть было не внушившего Исмаилу славословие языческим идолам как исходящее якобы от Аллаха. Обычай же бросать камни происходит от существовавшей издавна формы наказания грешников или вероотступников.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, купленных тут же. Одновременно этот обряд совершается во всех местах проживания мусульман. Обрив голову или срезав прядь волос, что означает выход из ихрама, паломники направляются в Мекку для совершения семикратного обхода Каабы (таваф), молитва у камня, где стоял Ибрахим; они пьют из колодца Замзам.

С11 по 13 число месяца зу-л-хиджжа паломники могут продолжить совершать жертвоприношения, посещать долину Мина, где бросаю камни во все три столба, олицетворяющих дьявола. Совершивший хаджж получает право носить белую чалму и почётную приставку к имени – хаджи (зелёную чалму носят только сейиды, потомки Пророка Мухаммада).

Важным понятием в вероучении ислама является джихад («усилие») – борьба за веру. Пророк Мухаммад в разные периоды жизни в исполнении джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; бороться с неверными всегда и везде, но только не в священные месяцы. Столь разные смыслы одного понятия отражают этапы становления ислама как мировой религии.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджид» – «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину и представляла собой четырёхугольный двор с навесом вдоль стен. В середине 623 г. мечеть такого же типа была построена рядом с домом Мухаммада в самой Медине. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нём обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения.

Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. В последнем случае минаретам давали имена, отличавшиеся от названия мечети. Количество минаретов может быть различным. Два минарета олицетворяют две руки, возносящие молитвы к Богу.

Внутри мечети делают михраб – нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно, что стоять перед лицом Бога. Справа от михраба ставится минбар – кафедра для проповедника.

В первые столетия существования ислама соборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. До 10-11 вв. в мечетях преподавали различные религиозные дисциплины. В мечети могли переночевать странники.

Постепенно мечеть освобождалась от светских функций. Тем не менее, в исламе не оформилось представление о святости здания мечети, и нет обряда освящения храма. Использование заброшенного здания мечети для других целей, как правило, не считается кощунством.

Для пребывания в действующей мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в особых изолированных галереях мечети.

В архитектуре мечети воплощён космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущего; пространство купола – Дух; само четырёхугольное здание – символ земного бытия.

С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия-символы: джамал – божественная, совершенная красота (купол мечети), джалал – божественное величие (минареты) и сифат – божественное имя (письмена снаружи на стенах мечети).

На востоке тщательно была разработана система цветовой символики, где каждый цвет играл свою роль. Так, белый означал ислам, жёлтый – веру, тёмно-синий – божественную милость, зелёный – устойчивый покой, красный – интуитивное значение, а чёрный – страстную любовь к Богу.

Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме аллаха».

Верующий, услышав азан, должен остановиться и повторить его, произнося вместо четвёртой и пятой фраз формулу: «Сило и могущество только у Аллаха», а перед утренней молитвой фразу: «Молитва лучше сна» – он заменяет другой: «Ты сказал то, что истинно и справедливо».

«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь» – таков смысл понятия шариат (буквально – «глубокое знание»). Можно сказать и так: шариат – это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина.

Шариат является религиозно-этической основой фикха – мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения.

Судья, отправляющий правосудие на основе шариата, именуется кади («тот, кто решает»). Выполнение обязанностей кади рассматривается как долг по отношению к общине. Кади служит всей общине, и содержание ему выдаётся из казны и доходов от общественного имущества. Оплата кади должна быть высокой, позволяющей ему беспристрастно относиться к обеим сторонам, которые судятся. Кади творит суд в судебной палате или мечети, предварительно совершив омовение и молитву. Дело должно быть рассмотрено в течение одного дня. Откладывание дела допускается лишь в исключительных случаях. Решение кади неизменно основывается на правилах шариата.

В раннем исламе не было чёткого различия между вероисповедальными и правовыми установлениями, между догматикой и ритуалом. Смерть Мухаммада вызвала среди мусульман ожесточённые споры о принципах духовной и светской власти. Старинные межплеменные распри, утихшие в начальный период арабских завоеваний, вспыхнули с новой силой после заметных успехов мусульман. Прелюдией открытого раскола стало выступление недовольных воинов из частей, квартировавших в Египте, против третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана. В 656 г. он пал от рук бунтовщиков. Сразу после этого община разделилась на враждующие группировки, каждая из которых стремилась придать своим политическим интересам религиозную окраску.

Можно выделить пять проблем, различные подходы к решению которых разделили ислам на течения и секты, часто непримиримо враждующие друг с другом. На первом месте по значению стояла проблема передачи верховной власти. Разногласия по данному вопросу породили течения шиитов, суннитов и хариджитов. Формирование этих направлений в основном завершилось уже в 7 в. Позже внутри движения шиитов сформировались течения исмаилитов и имамитов. Из-за различных подходов к вопросам веры в 8 в. из среды суннитов выделились течения мурджиитов и мутазилитов, а в 9 в. – движение ханбалитов. Решение конкретной проблемы предопределения и свободы воли привело к образованию в конце 7 – начале 8 вв. направлений кабаритов и джабраитов; среди последних в 8 в. выделилось направление джахмитов, а в 10 в. возникла секта ашаритов. Решение проблемы сущности Бога, Его свойств и качеств прибавило к существующим направлениям течения суфиев и мушаббихитов (8-9 вв.), а различные подходы к вопросам права, которые в раннем исламе тесно переплетались с вопросами веры, в 9 в. породили течения ханафитов и маликитов.

Большинство из этих течений к настоящему времени практически утратили своё значение. Наибольшую роль играют сейчас пять направлений: шииты, сунниты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. Особняком стоят ордена суфиев, поскольку суфий – это не столько принадлежность к тому или иному направлению, сколько состояние души человека, посвятившего жизнь поискам Бога в своём сердце.

Наиболее глубокие расхождения уже в 7 в. вызывало решение проблемы верховной власти. Здесь столкнулись две точки зрения. Сторонники одной из них (сунниты) считали, что и духовная, и светская власть должна принадлежать религиозной общине (умме), а внутри неё – тому, кого изберёт община. Их противники (шииты) отстаивали передачу сана верховного предводителя (имама) по наследству внутри отмеченного Божьим попечительством рода.

Суфизм – сложная система религиозных мистических представлений, постепенно развивавшаяся из аскетизма и строгого следования заветам веры первых поколений мусульман. Суфизм основывался на сокровенном знании, благодаря которому личность получала возможность самосовершенствования и приобретала опыт борьбы с мирскими соблазнами. В основе суфийского учения заложено стремление к постижению тайн веры, а методом суфизма стало мгновенное озарение, которого способен достичь человек с помощью определённой психотехники. Суфии умеют вызывать такое состояние, при котором в сознании уже нет разделения на добро и зло, истину и ложь, веру и неверие.

Понятие «суфий» вошло в словесный обиход арабов ещё до рождения ислама. Так называли живших в уединении христианских аскетов и подражавших им верующих-мирян. Со временем арабы стали отличать суфиев от собственно монахов (рахиб), потому что появились нищенствующие аскеты, не придерживавшиеся строгих правил монашеской жизни.

Термин «тасаввуф» происходит, скорее всего, от слова «суф» («шерсть»); таким образом, суфий – это человек, облачённый в шерстяное одеяние (власяницу). Мусульманские аскеты переняли эту одежду у христианских отшельников. «Одеться в шерсть» на сирийском языке означало вступить в число монахов. Среди арабов-несториан (приверженцев одной из ранних христианских ересей), многие из которых обратились в ислам, был принят ритуал, предписывающий новообращённому сесть на шерстяной плащ лицом к востоку. Его духовный наставник обращался к нему со словами: «Взгляни, сын мой, этот плащ – знак могилы, и он говорит тебе: ”Ты умер для мира”». После этого новообращённый надевал плащ и носил его постоянно.

Есть и другие мнения о происхождении слова «суфий». Его возводят к арабскому слову «сафва» («чистота», «святость»), к греческому «софия» («мудрость»), к еврейскому каббалистическому выражению «эйн соф» («абсолютная бесконечность»).

Мусульманское летоисчисление ведётся с 16 июля 622 г. – даты переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину. В основе счета времени лежит лунный календарь, год разделён на 12 месяцев и продолжается 354 дня. Месяцы в исламе носят следующие названия: мухаррам, сафар, раби ал-аввал, раби ас-сани, джумада ал-ула, джумада ал-ахира, раджаб, шаабан, рамадан, шаввал, зу-л-када, зу-л-хиджжа. Лунный месяц короче солнечного, поэтому все даты лунного календаря хиджры ежегодно сдвигаются, наступая, если их определять по григорианскому (солнечному) календарю, на 11 дней раньше, чем в предыдущем году. Так, например, начало нового года в 1996 году приходилось на 19 мая, а в 1997 году – на 9 мая. Все нечётные месяцы, начиная с мухаррама, имеют по 30 дней, а все чётные начиная с сафара – по 29. Исключение составляет двенадцатый месяц зу-л-хиджжа, который в високосном году также содержит 30 дней.

К числу основных мусульманских праздников относятся Жертвоприношение (Ид ал-адха), Разговение (Ид ал-фитр), День рождения Пророка Мухаммада (Маулид), Вознесение (Мирадж), Ночь предопределения (Лайлат ал-кадр) и ночь творения (Лайлат ал-бара).

1.

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>2