Билеты по предмету Античная культура за осенний семестр 2000 года

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 1

      Вазопись, керамика и мелкая пластика Кипра.

      Формирование теории литературы в трудах Аристотеля.

      Нравственные идеи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха

      Базилика как христианского храма.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 2

    1. Значение крито-микенской цивилизации для формирования культуры Древней Греции.

      Жанр трагедии в творчестве Софокла.

      Родосская школа в изобразительном искусстве эллинизма.

      Лирическая поэзия Катулла.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 3

    1. Специфика архитектуры Микен по сравнению с архитектурой Крита.

      Возникновение прозы в древнегреческой литературе. Историческая, философская и ораторская проза.

      Алтарь Зевса в Пергаме как характерный памятник архитектуры эллинизма.

      Помпеянские стили в монументальной живописи Рима.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 4

    1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – памятники эпического жанра в древнегреческой литературе.

      Жанровое своеобразие хоровой лирики. Поэзия Пиндара.

      Стремление к монументальности и детализации в изобразительном искусстве эллинизма.

      Принципы типизации в римской скульптуре по сравнению с греческой скульптурой классической эпохи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 5

    1. Кносский дворец - архитектурный прообраз греческого мифа о Минотавре.

      Политическая проблематика комедий Аристофана.

      Индивидуальное и характерное в скульптурном портрете эллинизма.

      Сатира в римской поэзии.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 6

    1. Микенский мегаон как прообраз греческого храма.

      Учение Поликена о пропорциях человеческого тела в скульптуре, его художественное воплощение («Дорифор»).

      Экспрессивный пафос в пластике эллинизма.

      Общие и отличительные черты греческой и римской культуры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 7

    1. Основные типы греческих храмов.

      Скульптурный портрет в творчестве Лисиппа.

      Универсализм и индивидуализация как две взаимосвязанные тенденции в эпоху эллинизма.

      Эволюция катакомбной живописи Рима.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 8

    1. Современные сведения о критской письменности (линейное письмо «А», «Б»).

      Общие сведения о древнегреческой живописи.

      Формирование классической филологии в александрийской школе эллинизма.

      Триумфальная арка как специфический вид римской архитектуры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 9

    1. Жанр дидактического эпоса в творчестве Гесиода («Труды и дни»).

      Новаторство Скопаса в области скульптуры Древней Греции.

      «Сравнительные жизнеописания» Плутарха в истории литературы Европы.

      Инженерные сооружения в архитектуре римлян.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 10

    1. Отражение культуры быка в дворцовых фресках.

      Фидий как представитель высокой классики в области скульптуры.

      Проблемы хронологии культуры эллинизма в современной науке.

      «Природа вещей» Лукреция как философская поэма.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 11

    1. Специфика изобразительного искусства Микен по сравнению с крито-минойским искусством.

      Пракситель как предшественник эллинизма в области скульптуры.

      Специфика культуры эллинизма.

      Арочные и сводчатые конструкции в римском зодчестве.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 12

    1. Трактовка движения в древнегреческой скульптуре архаики.

      Скульптурный декор Парфенона.

      Жанровое своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

      Ордерное решение Колизея.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 13

    1. Рельефы архаической архитектуры.

      Мотивы и образы «Орестеи» Эсхила и «Антигоны» Софокла – в драматургии XX в.

      Апология случайного в литературе эллинизма.

      Значение античной культурной традиции в процессе формирования культуры средневековья.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 14

    1. Ордер: основные типы ордеров, время их возникновения.

      Ансамбль Афинского акрополя как синтез архитектурных и скульптурных форм.

      Жанр идиллии в творчестве Феокрита.

      Жанр комедии в творчестве Плавта и Теренция.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 15

    1. Геометрический стиль в изобразительном искусстве Древней Греции XI-VIII вв. до н.э.

      Жанровое своеобразие хоровой лирики Поэзия Пиндара.

      Интерес к внутреннему миру личности в литературе и изобразительном искусстве эллинизма.

      Значение форума в градостроительной практике Рима.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 16

    1. Чернофигурный стиль в древнегреческой вазописи VII-VI вв. до н.э.

      Передача движения в скульптуре классики по сравнению со скульптурой архаики.

      Пергамская школа в изобразительном искусстве эллинизма.

      Комедия Плавта в европейской театральной традиции нового времени.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 17

    1. Своеобразие фресковой живописи Кипра.

      Интерес к внутреннему миру человека в драмах Еврипида.

      Роман Гелиодора «Эфиопика» как типичный любовный роман.

      Художественное своеобразие романа Петрония «Сатирикон».

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 18

    1. Художественное единство поэмы Гомера «Илиада».

      Коринфский ордер в архитектуре Древней Греции, его отличия от дорического и ионического.

      Эксперименты в области жанра и стиля в литературе эллинизма.

      Жанр элегии в римской литературе.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 19

    1. Художественное своеобразие «Одиссеи» Гомера (по сравнению с «Илиадой»).

      Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода классики.

      Драматургия Меандра и европейская театральная традиция нового времени.

      Философская проблематика романа Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел».

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 20

    1. Алкей и Сапфо как представители сольной лирики в древнегреческой литературе.

      Жанр староаттической комедии в творчестве Аристофана.

      Статуя «Ники Самофракийской» как характерный памятник скульптуры эллинизма.

      Новые типы зданий в римской архитектуре.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 21

    1. Монументальная круглая скульптура архаического периода в Древней Греции.

      Воплощение идеала гармонически развитого человека в пластике греческой классики.

      Эволюция ордерной системы в эпоху эллинизма.

      Поэтическое творчество Горация.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 22

    1. Мифология как основной принцип поэтического мышления в «Илиаде» Гомера.

      Значение хора в структуре древнегреческой драмы.

      Формирование новых принципов градостроительства в архитектуре эллинизма.

      Значение традиций Сенеки для теоретической культуры эпохи классицизма.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 23

    1. Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода архаики.

      Синтез движения и покоя в скульптуре Мирона.

      Жанровое своеобразие новоаттической комедии. Творчество Меандра.

      Исторический рельеф как специфический римский скульптурный жанр.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 24

    1. Рационалистическое отношение к мифу в космогонической поэме Гесиода «Теогония».

      Олимпийские игры как фактор развития античной культуры.

      Традиции сатиры Лукиана в западноевропейской литературе.

      Пантеон как выдающийся памятник римского зодчества.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 25

    1. Гомеровский вопрос в истории эстетической мысли античности и нового времени.

      Жанр трагедии в творчестве Эсхила.

      Трактовка борьбы богов и гигантов в рельефе фриза Пергамского алтаря Зевса.

      Язык и стиль речей Цицерона.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 26

    1. Общая классификация древнегреческой лирики.

      Краснофигурный стиль в древнегреческой вазописи.

      «Ученая поэзия» александрийской школы.

      Новаторство римлян в области архитектуры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 27

    1. Рождение лирики как рода архитектуры в архаической Греции.

      Театр в Древней Греции: генезис, специфика, эволюция.

      Храм Артемиды Эфесской как памятник архитектуры эллинизма.

      Историческое значение творчества Вергилия.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 28

    1. Отражение микеновской эпохи в «Илиаде» Гомера.

      Ордерное решение в архитектуре Парфенона в контексте формирования эллинского стиля.

      Скульптурная группа «Лаокон и его сыновья».

      Значение поэтики Горация для формирования доктрины европейского классицизма.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 29

    1. Рельеф Львиных ворот как первый памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.

      Рельеф в древнегреческом пластическом искусстве.

      Фаюмский портрет в истории изобразительного искусства эллинизма; его эволюция (I – IV вв. н.э.).

      Вергилий как создатель национального римского эпоса.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 30

    1. Гесиод как автор первой исторической концепции в европейской культуре (Миф о пяти веках в поэме «труды дни»).

      Мавзолей как архитектурный памятник поздней классики в Древней Греции.

      Фреска и мозаика эпохи эллинизма.

      Скульптурный портрет в римском искусстве.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 31

    1. Значение крито-минойской цивилизации для культуры Микен.

      Трагедия Эврипида в контексте кризиса полисной демократии в Древней Греции.

      Роль «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха в становлении биографического жанра.

      Значение художественной традиции этрусков для изобразительного искусства и архитектуры римлян.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 32

    1. Ионический и дорический ордера в древнегреческой архитектуре эпохи архаики.

      Рождение драмы как литературы в Древней Греции.

      Сатира Лукиана из Самосаты.

      Художественное своеобразие «Метаморфоз» Овидия.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 33

    1. Дворцовая архитектура крито-минойской цивилизации.

      Принципы типизации в древнегреческой скульптуре классического периода.

      Попытка возрождения мифологического эпоса в творчестве Аполлония Родосского.

      Эволюция римской историографии.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 34

    1. Мировое значение поэзии Гомера.

      Эрехтон как своеобразный памятник древнегреческой архитектуры классического периода.

      Рождение жанра романа в древнегреческой литературе.

      Эволюция ордерной системы в римском зодчестве.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Билет № 35

    1. Новаторство Ахилоха в области лирической поэзии Древней Греции.

      Искусство терракоты в древнегреческой пластике.

      Скульптура «Венеры Милосской» и её место в истории античного искусства.

      Общие и отличительные черты греческой и римской культуры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>4


примерный перечень экзаменационных вопросов

Античная культура

      Значение крито-микенской цивилизации для формирования культуры Древней Греции.

      Своеобразие фресковой живописи Кипра.

      Дворцовая архитектура крито-минойской цивилизации.

      Вазопись, керамика и мелкая пластика Кипра.

      Специфика изобразительного искусства Микен по сравнению с крито-минойским искусством.

      Рельеф Львиных ворот как первый памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.

      Геометрический стиль в изобразительном искусстве Древней Греции XI-VIII вв. до н.э.

      Специфика архитектуры Микен по сравнению с архитектурой Крита.

      Микенский мегаон как прообраз греческого храма.

      Гомеровский вопрос в истории эстетической мысли античности и нового времени.

      «Илиада» и «Одиссея» Гомера – памятники эпического жанра в древнегреческой литературе.

      Отражение микеновской эпохи в «Илиаде» Гомера.

      Мифология как основной принцип поэтического мышления в «Илиаде» Гомера.

      Художественное единство поэмы Гомера «Илиада».

      Художественное своеобразие «Одиссеи» Гомера (по сравнению с «Илиадой»).

      Жанр дидактического эпоса в творчестве Гесиода («Труды и дни»).

      Рационалистическое отношение к мифу в космогонической поэме Гесиода «Теогония».

      Общая классификация древнегреческой лирики.

      Новаторство Ахилоха в области лирической поэзии Древней Греции.

      Алкей и Сапфо как представители сольной лирики в древнегреческой литературе.

      Монументальная круглая скульптура архаического периода в Древней Греции.

      Трактовка движения в древнегреческой скульптуре архаики.

      Чернофигурный стиль в древнегреческой вазописи VII-VI вв. до н.э.

      Основные типы греческих храмов.

      Ордер: основные типы ордеров, время их возникновения.

      Ионический и дорический ордера в древнегреческой архитектуре эпохи архаики.

      Кносский дворец - архитектурный прообраз греческого мифа о Минотавре.

      Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода архаики.

      Рождение лирики как рода архитектуры в архаической Греции.

      Мировое значение поэзии Гомера.

      Рельефы архаической архитектуры.

      Гесиод как автор первой исторической концепции в европейской культуре (Миф о пяти веках в поэме «труды дни»).

      Значение крито-минойской цивилизации для культуры Микен.

      Отражение культуры быка в дворцовых фресках.

      Современные сведения о критской письменности (линейное письмо «А», «Б»).

      Жанровое своеобразие хоровой лирики Поэзия Пиндара.

      Возникновение прозы в древнегреческой литературе. Историческая, философская и ораторская проза.

      Рождение драмы как литературы в Древней Греции.

      Театр в Древней Греции: генезис, специфика, эволюция.

      Жанр трагедии в творчестве Эсхила.

      Жанр трагедии в творчестве Софокла.

      Трагедия Эврипида в контексте кризиса полисной демократии в Древней Греции.

      Жанр староаттической комедии в творчестве Аристофана.

      Значение хора в структуре древнегреческой драмы.

      Воплощение идеала гармонически развитого человека в пластике греческой классики.

      Скульптурный декор Парфенона.

      Учение Поликена о пропорциях человеческого тела в скульптуре, его художественное воплощение («Дорифор»).

      Принципы типизации в древнегреческой скульптуре классического периода.

      Передача движения в скульптуре классики по сравнению со скульптурой архаики.

      Синтез движения и покоя в скульптуре Мирона.

      Искусство терракоты в древнегреческой пластике.

      Фидий как представитель высокой классики в области скульптуры.

      Общие сведения о древнегреческой живописи.

      Новаторство Скопаса в области скульптуры Древней Греции.

      Скульптурный портрет в творчестве Лисиппа.

      Пракситель как предшественник эллинизма в области скульптуры.

      Рельеф в древнегреческом пластическом искусстве.

      Краснофигурный стиль в древнегреческой вазописи.

      Ансамбль Афинского акрополя как синтез архитектурных и скульптурных форм.

      Ордерное решение в архитектуре Парфенона в контексте формирования эллинского стиля.

      Эрехтон как своеобразный памятник древнегреческой архитектуры классического периода.

      Общая характеристика храмовой архитектуры Древней Греции периода классики.

      Мавзолей как архитектурный памятник поздней классики в Древней Греции.

      Формирование теории литературы в трудах Аристотеля.

      Мотивы и образы «Орестеи» Эсхила и «Антигоны» Софокла – в драматургии XX в.

      Олимпийские игры как фактор развития античной культуры.

      Интерес к внутреннему миру человека в драмах Еврипида.

      Политическая проблематика комедий Аристофана.

      Жанровое своеобразие хоровой лирики. Поэзия Пиндара.

      Коринфский ордер в архитектуре Древней Греции, его отличия от дорического и ионического.

      Специфика культуры эллинизма.

      Проблемы хронологии культуры эллинизма в современной науке.

      Формирование классической филологии в александрийской школе эллинизма.

      Жанровое своеобразие новоаттической комедии. Творчество Меандра.

      «Ученая поэзия» александрийской школы.

      Жанр идиллии в творчестве Феокрита.

      Сатира Лукиана из Самосаты.

      Нравственные идеи в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха

      Рождение жанра романа в древнегреческой литературе.

      Жанровое своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

      Интерес к внутреннему миру личности в литературе и изобразительном искусстве эллинизма.

      Экспрессивный пафос в пластике эллинизма.

      Стремление к монументальности и детализации в изобразительном искусстве эллинизма.

      Родосская школа в изобразительном искусстве эллинизма.

      Пергамская школа в изобразительном искусстве эллинизма.

      Трактовка борьбы богов и гигантов в рельефе фриза Пергамского алтаря Зевса.

      Формирование новых принципов градостроительства в архитектуре эллинизма.

      Эволюция ордерной системы в эпоху эллинизма.

      Алтарь Зевса в Пергаме как характерный памятник архитектуры эллинизма.

      Храм Артемиды Эфесской как памятник архитектуры эллинизма.

      Драматургия Меандра и европейская театральная традиция нового времени.

      «Сравнительные жизнеописания» Плутарха в истории литературы Европы.

      Традиции сатиры Лукиана в западноевропейской литературе.

      Статуя «Ники Самофракийской» как характерный памятник скульптуры эллинизма.

      Скульптурная группа «Лаокон и его сыновья».

      Скульптура «Венеры Милосской» и её место в истории античного искусства.

      Попытка возрождения мифологического эпоса в творчестве Аполлония Родосского.

      Эксперименты в области жанра и стиля в литературе эллинизма.

      Индивидуальное и характерное в скульптурном портрете эллинизма.

      Роман Гелиодора «Эфиопика» как типичный любовный роман.

      Фреска и мозаика эпохи эллинизма.

      Апология случайного в литературе эллинизма.

      Универсализм и индивидуализация как две взаимосвязанные тенденции в эпоху эллинизма.

      Роль «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха в становлении биографического жанра.

      Фаюмский портрет в истории изобразительного искусства эллинизма; его эволюция (I – IV вв. н.э.).

      Общие и отличительные черты греческой и римской культуры.

      Жанр комедии в творчестве Плавта и Теренция.

      Язык и стиль речей Цицерона.

      «Природа вещей» Лукреция как философская поэма.

      Лирическая поэзия Катулла.

      Вергилий как создатель национального римского эпоса.

      Поэтическое творчество Горация.

      Жанр элегии в римской литературе.

      Художественное своеобразие «Метаморфоз» Овидия.

      Эволюция римской историографии.

      Сатира в римской поэзии.

      Художественное своеобразие романа Петрония «Сатирикон».

      Философская проблематика романа Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел».

      Скульптурный портрет в римском искусстве.

      Помпеянские стили в монументальной живописи Рима.

      Эволюция катакомбной живописи Рима.

      Исторический рельеф как специфический римский скульптурный жанр.

      Принципы типизации в римской скульптуре по сравнению с греческой скульптурой классической эпохи.

      Новаторство римлян в области архитектуры.

      Значение художественной традиции этрусков для изобразительного искусства и архитектуры римлян.

      Триумфальная арка как специфический вид римской архитектуры.

      Эволюция ордерной системы в римском зодчестве.

      Пантеон как выдающийся памятник римского зодчества.

      Ордерное решение Колизея.

      Инженерные сооружения в архитектуре римлян.

      Значение традиций Сенеки для теоретической культуры эпохи классицизма.

      Значение поэтики Горация для формирования доктрины европейского классицизма.

      Комедия Плавта в европейской театральной традиции нового времени.

      Историческое значение творчества Вергилия.

      Значение античной культурной традиции в процессе формирования культуры средневековья.

      Базилика как христианского храма.

      Арочные и сводчатые конструкции в римском зодчестве.

      Значение форума в градостроительной практике Рима.

      Новые типы зданий в римской архитектуре.