Предмет и задачи искусствоведения

Предмет и задачи искусствоведения

Искусствоведение - одна из общественных наук, вскрывающая общественные закономерности развития искусства; это наука комплексная и включает в себя:

Теорию искусства,

Историю искусства,

Художественную критику.

Искусствоведение выполняет исследовательскую, публицистическую и просветительскую функции.

Искусствоведение - наука, изучающая изобразительное искусство, архитектуру и пластические искусства.

Элементы искусствоведения зародились в древности, но долгое время оставались не выделенными из философии, богословия, практических руководств по ремеслам. В трактатах XVI-XVII веков (Дж.Вазари "Жизнеописания", Карел ван Мандер "Книга о художниках") содержатся черты искусствоведческого исследования, сочетающие биографию, творческую деятельность с историческими обобщениями. В середине XVIII века Винкельман впервые представляет развитие античного искусства как закономерный процесс. К XVIII-XIX векам искусствоведение уже существует как теория, а история искусств является источником идей и комментариями к художественной практике.

Искусствовед должен знать исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства, значение художественного наследия для современной культуры. Искусствовед должен владеть навыками анализа конкретных предметов искусства и художественного процесса в целома. Специфика отдельных направлений в искусствоведении представлена в спецкурсах:

театроведение,

киноведение,

музыковедение и т.д.

Изучение искусства требует тщательной обработки фактов истории искусства, их описания и определения в целях дальнейшего научного анализа. Оно опирается на ряд вспомогательных дисциплин (технологиское изучение искусства, реставрация памятников, музейное дело и т.д.). Искусствоведение объединяет теорию изобразительных искусств и архитектуры, изучение конкретных фактов истории искусств и художественную критику. Теория искусства тесно примыкающая к эстетике и вряде областей сливающаяся с ней, опираясь на факты истории искусства, разрабатывает проблемы отношения искусства и действительности, теорию реализма, изучает закономерности развития искусства, анализирует вопросы художественной формы. В теориях искусства каждой эпохи находят отражение эстетические идеи и художественные взгляды общества.

Искусствоведение - культурологическая наука, главным предметом является тенденция развития видов и жанров искусства, произведения современных авторов. Современное искусство - глаынй предмет внимания. В этом отличие искусствоведения от истории искусств.

Задачи искусствоведения: изучить, систематизировать, анализировать современные произведения с тем, чтобы выявить зарождающиеся тенденции развития изобразительного искусства.

Прямые и косвенные источники в искусствоведческих исследованиях

Источники - остатки эпохи, которые могут быть вещественными, устными, письменными. Если необходимо, искусствоведение пользуется любым видом источником. По отношению к предмету исследования источники делятся на прямые и косвенные. Если труд искусствоведа направлен на изучение отдельного мастера, их группы или определенного периода, прямыми источниками являются сами произведения. Когда искусствоведа привлекают такие темы, как история художественного образования или исторической критики, прямыми источниками будут также документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д.

Динамическая взаимосвязь позволяет те же самые источники в одних обстоятельствах считать прямыми, в других - косвенными (например, труд Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", XVI век).

Источниками для искусствоведа служат оригиналы, подлинники. Репродукция может быть при изучении лишь пособием, отличаясь от множества других видов пособий тем, что дает более-менее живое представление о произведении искусства, поэтому она обычно считается художественным наглядным пособием.

Косвенными источниками могут считаться все фактические данные добываемые помимо подлинного произведения искусства. Значение косвенных источников особо велико для верного понимания исторической обстановки и условий, в которых жил и работал художник. Но, оказывая необходимую помощь в работе искусствоведа, письменные и устные источники никогда не могут заменить основной материал - прямые источники.

Список литературы

По материалам лекционного курса Степанской Т.М.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа