Особенности культуры Древнего Египта

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>17


Культура Древнего Египта

Особенности истории и культуры

культура египет искусство письменность

Цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых (до сих пор остается открытым вопрос, Египет или Шумер был колыбелью человеческой истории). Древний Египет как самостоятельная цивилизация просуществовал около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э., когда он был покорен Александром Македонским.

Завоевание Александром Македонским навсегда лишило Египет независимости, однако древнеегипетская культура еще долгое время продолжала существовать. В течение трех веков здесь правили наследники Александра, потомки его полководца Птолемея. В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. Около 200 г. н.э. сюда пришло христианство, которое затем стало официальной религией – вплоть до арабского завоевания в 640 г. н.э.

Слово «Египет» в переводе с древнегреческого означает «загадка», «тайна». Сами же египтяне называли свою страну «Кемет», что на их языке означало «черная земля». Таким образом противопоставлялся цвет плодородной почвы долины Нила красной земле окружавших Египет пустынь.

Действительно, существование Египта напрямую зависело от Нила, от разливов Великой реки (как называли ее египтяне), приносивших на поля плодородный ил. Не случайно «отец истории» Геродот назвал Египет «даром Нила». Основу экономики страны составляло ирригационное (орошаемое) земледелие. Оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном. Он обладал неограниченной властью, которая имела, по представлениям египтян, божественную природу.

В истории Древнего Египта выделяют несколько основных периодов:

- додинастический (вторая половина IV – начало III тыс. до н.э.);

- Древнее царство (2900–2270 гг. до н.э.),

- Среднее царство (2100– 1700 гг. до н.э.),

- Новое царство (1555– 1090 гг. до н.э.) и

- Позднее царство (XI в. – 332 г. до н.э.).

Эти основные этапы разделяют периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государства и вторжениями иноземных племен.

Становление древнеегипетской цивилизации происходило в додинастический период. К концу IV тысячелетия до н.э. складываются два крупных раннегосударственных объединения: Верхний и Нижний Египет, а в начале III тысячелетия до н.э. происходит объединение Египта под властью царя Мины (Менеса), который основал первую столицу государства – Мемфис.

Уже в додинастический период в Древнем Египте появились городские поселения, стали развиваться ирригационное земледелие, скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится формирование религиозно-мифологических представлений (заупокойного культа и культа обожествленного правителя), а также начало изготовления папируса и распространения письменности. Тем не менее, настоящий расцвет Египта наступил в эпоху Древнего царства, когда произошло объединение страны. Сами египтяне считали эту эпоху «золотым веком» в своей истории.

Древнее царство

В период Древнего царства Египет вступил в век металла (бронзовый век). Наряду с каменными орудиями труда широко применялись изделия из меди.

Религия. Огромную роль в жизни египтян играла религия. Особенностями религиозных верований объясняются многие характерные черты и формы египетского искусства, литературы, науки. Греческий историк Геродот назвал египтян самыми набожными из людей. Они считали, что их родина создана богами, которые правили Египтом до земных царей. Боги-творцы уничтожили первоначальный хаос, создали многообразный мир и утвердили в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой является богиня Маат.

Религиозные взгляды древних египтян в основном сложились в эпоху Древнего царства. В дальнейшем они претерпели значительные изменения, которые, тем не менее, не коснулись исходных черт и особенностей религии. В частности, неизменным оставался культ животных и птиц, чему соответствовало зооантропоморфное изображение божеств.

Религиозные представления древних египтян рождались на основании впечатлений от реального природного мира. Животные наделялись сверхъестественными, магическими свойствами, им приписывалось бессмертие. Бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила, богиня Хатхор – коровы. Ёгиптяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, способному принимать различные формы существования, на которые распространялось религиозное почитание.

Широко распространен был культ быка, олицетворявшего бога плодородия и животворные силы природы. Помимо этого в ряде местностей бык считался воплощением солнечного бога Ра, в Мемфисе в нем видели бога Птаха, в Абидосе его связывали с культом Осириса.

С развитием египетской цивилизации богам стали придавать человекоподобный вид. Остатки древнейшего поклонения богам-животным законсервировались в виде птичьих и звериных голов у антропоморфных (человекоподобных) божеств и проявлялись в элементах головных уборов (голова сокола у Гора, рога коровы у Изиды, рожки газели у Сатит, рога барана у Амона и т.д.). Египетский пантеон с большим числом звероподобных богов был непонятен иностранцам. «Что за чудовища явились предметом почитания в этой сумасшедшей стране? – вопрошал римский поэт Ювенал. – Где вы еще встретите горящий золотом портрет длиннохвостой макаки?»

Боги в представлении египтян были не только на земле, но и на небе. Оба местообитания наделялись потусторонним измерением. Так, восходящее солнце воспринималось ими как бог Ра, плывущий в лодке к «другому берегу» – западному горизонту. Там он садился на ночную ладью и путешествовал в загробном мире, совершая круг, чтобы утром вновь появиться над горизонтом в виде дневного светила. Солнечные божества стали почитаться очень рано, и представляли их по-разному: то в виде крылатого диска, то как скарабея с солнцем в лапах, то в облике сокола, то человеком с соколиной головой. Именно из числа этих божеств выдвинулся и стал общеегипетским бог Ра, который в разное время отождествлялся с другими богами – Атумом, Амоном, Гором.

Одной из атрибутивных и важных черт древнеегипетской религии было обожествление царя – фараона. Согласно надписи на одной из гробниц, фараон был «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей». С момента становления государственности фараон считался живым богом на Земле, воплощением бога Гора. В Древнем царстве его представляли как земного сына бога Ра, в Среднем царстве – сыном Амона-Ра. Считалось, что земная природа фараона получена от матери, а божественная – от верховного бога. После смерти фараона хоронили с необычайной пышностью в специально возведенной гробнице с богатейшим погребальным инвентарем. Египтяне полагали, что его божественная натура удалялась в потусторонний мир, где воссоединялась с остальными богами. Подобно богам, фараоны имели свои храмы, где им при жизни приносились жертвы и в их честь проводились богослужения.

Важнейшим элементом религиозных представлений древних египтян была вера в загробную жизнь, тесно связанная с заупокойным культом. Загробная жизнь виделась не только как переход человеческой души из одного состояния в другое, но и как сложное взаимодействие ее с «воскресшим» телом после смены ипостаси.

Одно из проявлений бессмертной души – Ах, или «преображенный дух», покидающий, согласно верованиям египтян, тело после смерти для возрождения на небесах. Менее далекий путь совершала Ба умершего – его «душа», изображавшаяся как птица с человеческой головой; она могла на время оставлять мертвую плоть, но всегда возвращалась в свое «гнездо» – тело покойного. Третий элемент, Ка, был связан с телом еще более тесными узами, представляя собой жизненную силу умершего. Ка принимал дары, принесенные родственниками покойного для поддержания его сил во время путешествия в загробный мир, о чем свидетельствует, например, такая заупокойная запись: «Тысяча хлебов и кувшинов с пивом и остальная хорошая и свежая еда для Ка усопшего».

Специфика древнеегипетской религии состояла в достижении воскрешения не только «души», но и «тела». Чтобы продолжить жизнь в гробнице и вне ее, тело мертвеца должно было сохраниться. Забота о сохранности останков привела к развитию бальзамирования и мумификации. Тело обертывали пропитанными смолой льняными бинтами, и оно сохраняло форму, даже когда под бинтами начинался процесс распада. Эта несложная процедура давала поразительный эффект. В одной из гробниц нашли обернутый бинтами фрагмент руки, возраст которой около 5000 лет. Предположительно, она принадлежала фараону I династии Джеру (Дену).

Уже в Древнем царстве предпринимались попытки создания мумий. Удаленные через разрез в брюшной полости внутренние органы помещались в канопы – сосуды, наполненные специальным раствором. Затем полое тело высушивали и заворачивали в пропитанную смолами ткань. После завершения этой процедуры тело одевали, а на лицо наносили зеленую краску.

Архитектура. Главным видом искусства Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в тесном единстве с живописью, скульптурой и рельефом.

Подавляющее большинство архитектурных построек Древнего царства связано с заупокойным культом. Ранними погребальными сооружениями были мастабы (араб., буквально – каменная скамья), первоначально представлявшие собой песчаную насыпь, укрепленную каменной кладкой. Мастабы фараонов, начиная с первой династии, имели плоскую крышу и наклонные стены и строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей.

Со времени правления фараона III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.) формы царских погребальных сооружений существенно изменились. Гениальный зодчий Имхотеп предложил проект гробницы, ставший переходным вариантом от мастабы к пирамиде. Имхотеп фактически построил сооружение из 6 мастаб, расположенных одна на другой и уменьшающихся в размере от основания к вершине. В результате получилась ступенчатая пирамида, в которой форма подчеркивала сакральное назначение сооружения. На стене гробницы имеется текст: «Для него (царя) построена лестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». Пирамида Джосера имела высоту 62 м, а длина стен у основания составляла 125 и 104 м.

Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.

Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.

Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Невероятные размеры пирамиды, тяжелая статичность символизировали неизменность и вечность стоящих над смертными сил. Приближающегося человека она буквально подавляла, заставляя почувствовать свою незначительность. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов-людей», наделенных безграничной властью.

Древние греки признали пирамиды одним из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе величественный христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами по сравнению с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Пирамиды в Гизе составляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. В архитектурный ансамбль входит знаменитый Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленное из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной из версий, фараона Хафра (Хефрена).

Искусство. В искусстве Древнего царства большую роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно канонам (греч. kanon – правило, норма) – строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди (или лежащими на коленях) руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз – анфас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Скульпторы таким образом показывали персонаж с разных сторон, совмещая наиболее выигрышные точки обзора. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.

Фараон и вельможи всегда изображались более крупными, чем их окружение. На рельефе гробницы Мередука (XVIII в. до н.э.) фигура жены вельможи едва достигает колен супруга. Живо и узнаваемо передан мир природы: разнообразные звери, птицы, рыбы, растения. Тщательно проработаны всевозможные предметы, созданные человеком: орудия труда, одежда, украшения, музыкальные инструменты.

Письменность. Важным элементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. hieros – священный и glyphe – резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Надписи этого времени представляют собой беспорядочное чередование фонетических символов с идеограммами, т.е. знаками, обозначающими понятия. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, зарезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.

Изобретенный и производившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетского экспорта.

Среднее царство

В последние века III тысячелетия до н.э. египетское государство, ослабленное войнами, внутриполитической борьбой и грандиозным строительством, распалось на отдельные области (номы). Новое объединение произошло в эпоху Среднего царства. Политический центр страны переместился в Фивы. В период Среднего царства интенсивно развивалась выплавка металла и египтяне широко использовали орудия из бронзы (сплава меди и олова).

Среднее царство считается классическим веком египетской культуры. Своего расцвета достигли египетская литература и наука, ярче проступили индивидуальные черты в скульптуре и изобразительном искусстве.

Религия. Усиление того или иного города Древнего Египта приводило к росту популярности его верховных богов. Наглядным примером может служить образ фиванского бога Амона, который долгое время играл второстепенную локализованную роль. Только в Среднем царстве, когда Фивы превратились в резиденцию фараонов, он получил статус общегосударственного бога и ему посвятили единый культ Амона-Ра.

Архитектура. В период Среднего царства возросла самостоятельность отдельных номов, что привело к расцвету местных художественных школ. Правители номов, пользовавшиеся известной автономией, начали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Пирамиды стали гораздо скромнее, их возводили из кирпича с прокладкой из песка и щебня, что приводило к их быстрому разрушению.

По сравнению с Древним царством строилось больше храмов. Одним из самых значительных архитектурных сооружений Среднего царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа I. Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворов и залов с монументальными колоннадами на последовательно возвышавшихся террасах.

Фараон Аменемхет III воздвиг в Фаюмском оазисе огромное сооружение (площадью 72 тыс. кв. м) с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. До наших дней дошли только разрозненные обломки, а также предания древних греков, дивившихся строению не меньше, чем великим пирамидам, и давших ему название Лабиринт. Так же именовали дворец царя Миноса на Крите – другую масштабную постройку с крайне запутанной, беспорядочной планировкой.

Литература. Наряду с текстами религиозного характера древние египтяне создали оригинальную художественную литературу. Классическим периодом египетской литературы считается Среднее царство. Наиболее распространенными жанрами были повесть и сказка. Широкую известность получила «История Синухета», дошедшая до нас во многих списках. В отдельных произведениях ставились под сомнение традиционные взгляды на загробное существование. Таковы «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой». Достаточно богатой была и поэтическая литература – гимны богам и фараонам, хвалебные песни.

Наука. Среднее царство вошло в историю как период развития научных знаний. Их средоточием стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

На период Среднего царства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетские математики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системой счета, дробями, знали арифметическую прогрессию.

Во многом благодаря развивавшемуся искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладали значительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию, занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У них появилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням и др. Вместе с тем практические руководства для врачей содержали научные знания вперемежку с магией.

Достижения египетской медицины, прежде всего хирургии, оказали заметное влияние на развитие медицинских знаний многих народов древности и средневековья.

Новое царство

Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской государственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшего могущества. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурный экономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны, приносившие рабов, сырье, золото.

В эпоху Нового царства египтяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, стали осваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чему способствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиозным храмовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальной скульптуры, разнообразием литературных жанров.

Религия и власть. Заметным событием религиозной и общественной жизни Египта Нового царства стала реформа, проведенная фараоном Аменхотепом IV (1368 – ок. 1351 г. до н.э.). Стремясь ослабить власть жрецов, фараон запретил все многочисленные старые культы. Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались, что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само его существование. Единственным и истинным богом провозгласили Атона – бога солнечного диска. Это первая из известных в истории попытка введения единобожия – монотеизма.

Аменхотеп IV, изменивший свое имя на Эхнатон («угодный Атону»), покинул старую столицу Фивы и основал новую – Ахетатон («горизонт Атона») в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято обозначать как амарнский период.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, а с ним и память о фараоне-отступнике. Старая религиозная система была восстановлена и просуществовала с некоторыми изменениями до конца древнеегипетской цивилизации.

Архитектура и искусство. Наивысший подъем Египта в период Нового царства нашел отражение и в монументальном искусстве. В Дейр эль-Бахри в так называемой Долине царей обнаружены 58 усыпальниц фараонов Нового царства. Величайшими сооружениями этой эпохи были храмы, в частности, знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке, посвященные богу Амону-Ра. Они занимали огромную площадь и отличались подчеркнутой монументальностью. Великолепны дворы Луксорского храма, окруженные могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Главной достопримечательностью является колонный (гипостильный) зал, в котором более 130 колонн образуют 16 рядов.

Своего совершенства в период Нового царства достигли живопись и рельеф. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Удлиненные легкие тела поражают гибкостью, очертания плеч – мягкой округлостью, точеные профили – тонкой красотой. Миндалевидные глаза полуприкрыты веками, что придает взгляду таинственность. Рельефы, росписи на стенах гробниц проникнуты динамизмом, они удивляют разнообразием сюжетов.

Значительные изменения в искусстве Нового царства связаны с деятельностью Эхнатона. Для возникшего при нем амарнского стиля характерны естественность и реалистичность – светские, неканонические качества. Они отличают и скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити, и живописные портреты их дочерей.

Периодом наивысшего политического могущества Египта стало правление фараонов XIX династии (конец XIV-XII в. до н.э.). Эти честолюбивые правители пытались превзойти своих предшественников, затмить достижения Древнего царства. При них возобновилось монументальное строительство, были возведены колоссальных размеров храмы с обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

Впечатляющим памятником архитектуры этого времени является скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад украшали 4 двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с руками на коленях. Все архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее утверждения власти и силы.

Литература. Большинство папирусов, найденных в гробницах Нового царства, содержат фрагменты «Книги мертвых» – крупнейшего памятника религиозной литературы Древнего Египта. Египтяне помещали рядом с телом усопшего избранные тексты из этой книги или молитвы, веря, что помогают умершему скорее очутиться в загробном мире.

Литература Нового царства, продолжая традиции предыдущего периода, одновременно становилась более разнообразной и многожанровой (сказки и повести, басни, религиозная поэзия, наставления, любовная лирика). До нас дошли такие произведения этого времени, как «Правда и Кривда», «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Поучение Аменемопе», «Взятие Яффы» и др.

Ярким явлением той поры стала любовная лирика – «песни услаждения сердца». Светская лирика – уникальное явление для Древнего Востока, любовная поэзия которого обычно подчинялась культовым (религиозным) целям. Египетская любовная лирика, как и реалистический скульптурный портрет амарнского периода, значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.

Позднее царство

В эпоху Позднего царства Египет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, страна распадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешними врагами, с ассирийцами и персами.

Культура этого периода, несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творческие силы ее уже исчерпаны. Египтяне обращались к образцам Древнего царства в религии, литературе, изобразительном искусстве. Эта намеренная архаизация, попытки возродить древнейшие черты египетской культуры были вызваны и стремлением отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.

В 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Древний Египет прекратил свое существование как самостоятельная цивилизация, однако некоторые феномены культуры (например, письменность и литература) продолжали жить еще на протяжении ряда столетий. В 30 г. до н.э. Египет вошел в состав Римской империи, а в середине VII в. н.э., после завоевания арабами, приобрел черты арабо-мусульманской культуры и цивилизации.

Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина – М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов. / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие. / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.