Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО "ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЮ А.М. ШИРОКОВА"

ГУМОНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Курсовая работа

Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества

студентки 4 курса

заочной формы обучения

специальности "Культурология"

Дмитренко Алины

Научный руководитель Болотова Ю.Г.

Минск, 2010

Содержание

Введение

1. Возникновение и развитие художественной самодеятельности

1.1 Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры

1.2 Ретроспектива развития художественной самодеятельности

2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества

2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки

2.2 Художественная самодеятельность и фольклор

2.3 Художественная самодеятельность и профессиональное искусство

3. Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Заключение

Библиографический список

Введение

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и в конечном счёте его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.

Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику самодеятельного художественного творчества.

Задачи:

ознакомиться с историей возникновения и развития самодеятельности;

выявить характерные черты любительского творчества, его особенности, сходство и различия с аутентичным фольклором и профессиональным искусством.

изучить особенности развития самодеятельного художественного творчества в Беларуси на современном этапе;

Объект работы - самодеятельное (любительское) художественное творчество.

Предмет работы - история становления, структура и современное состояние художественной самодеятельности.

Методологической базой исследования явились работы следующих авторов: Л. Емельянов - "Современная художественная самодеятельность и проблемы фольклористики", Л. Коган - "Искусство и мы", Л. Футлик "Воспитание творчеством", А. Карагин - "Воспитательная работа в самодеятельном коллективе" и других.

Методы исследования - сравнительный, индуктивный, дедуктивный, синтез и анализ литературы по теме исследования.

Курсовая работа включает в себя: титульный лист; содержание; ведение; 3 главы; заключение; библиографический список.

Первая глава посвящена истории возникновения, становления и развития самодеятельности. Во второй главе рассматривается понятие художественной самодеятельности, проводится сравнение с фольклором и профессиональным искусством. В третьей главе проводится анализ состояния художественной самодеятельности в Беларуси на современном этапе. В заключении подводятся итоги рассмотренной темы.

1. Возникновение и развитие художественной самодеятельности

1.1 Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры

С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого.

"Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создаёт в танце идеальный образ, к которому он стремиться и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Художественно отражая действительность, танец передаёт миропонимание народа, его современное представление о прекрасном - это одна из главных особенностей народного танца. В нём отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца всё время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков, через движения. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово. Но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказываются могущественней, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем." [15, с.5-6]

Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство и другие виды творчества. "Энергия созидания, потребность прекрасного … проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры" [24, с.33]

Существовали кружки любителей танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, но, как показывает история, судьба их была непродолжительной.

1.2 Ретроспектива развития художественной самодеятельности

В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.

К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.

Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.

Советская власть создала все условия для развития народного творчества. "Благодаря руководству Советского правительства в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одной из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность" [17, с.3] В эти годы она приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. "Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов в этой области". [17, с.4] С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.

Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются - проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества

2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки

Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

"Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности." (Мурашко)" Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации." [19, с.13]

Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца" [23, с.32] "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". [25] Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

"Художественная самодеятельность … является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны." [11, с.33]

Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.

Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.

Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.

2.2 Художественная самодеятельность и фольклор

Народ всегда создавал замечательные художественные ценности. Наряду с профессиональным искусством жило народное художественнее творчество - безымянный "фольклор". Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисчерпаемым источником вдохновения профессиональных художников.

Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора. До середины ХХ века как такового различия между данными понятиями не существовало. "Относится ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог быть поставлен, потому что фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора. Если такое совпадение было налицо, то уж никаких других сомнений относительно фольклорности рассматриваемого произведения не возникало и не могло возникнуть. Весь вопрос, таким образом, состоял лишь в том, чтобы выявить в самодеятельности какие-то конкретные признаки, позволяющие сблизить ее с фольклором." [11, с. 20-21]

С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы.

Основное, что отличает самодеятельность от фольклора - организованность. Самодеятельность - "форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации." [11, с.30] Фольклор, "так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано" и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, - этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления." [11, с.31]

В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельность же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, то в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.

2.3 Художественная самодеятельность и профессиональное искусство

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.

Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.

И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.

Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.

Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

3. Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Необходимость искусства и незаменимость художественного творчества очевидна. Главная социальная ценность культуры и искусства в том, что они являются механизмами регулирования общества. И сейчас нам как никогда необходимо проявление творческой инициативы, настоящей самодеятельности населения.

Сегодня на фоне ряда деструктивных явлений, таких как увлечение в духовном смысле чужеземным искусством, десоциализация молодежи, отстранение ее от гражданских идеалов и ценностей, от социума, - на этом разрушительном ландшафте народное творчество становится одним из главных механизмов эстетического спасения населения. Современные и традиционные формы народного творчества позволяют с разной степенью полноты и завершенности реализовать, обновить тот духовный потенциал, который есть в каждом человеке и каким он может противостоять социально-моральному разрушению. Этим, в первую очередь, обусловлена социальная ценность народного творчества, его важная роль в эстетическом воспитании человека.

Народное художественное творчество - это важнейший пласт нашей национальной культуры, ее основа, без которой невозможно формирование национального сознания и развития профессионального искусства.

"Массовость, присущая любительскому творчеству, позволяет ему быть основой культурной жизни белорусского народа, носителем и показателем его потенциальных возможностей в культурной деятельности. Сегодня это сильное социально-художественное движение объединяет в своих рядах более 500 тыс. человек, участвующих в 30 тыс. художественных коллективах разных видов, жанров, форм". [20, с.4]

Основную роль в структуре народного творчества Беларуси в настоящее время играет художественная самодеятельность. Ее история насчитывает не одно десятилетие. На пути своего развития самодеятельность формировалась как структурно, так и по содержанию. В настоящее время она представлена любительскими хорами и капеллами, театрами и ансамблями танца, инструментальными музыкальными группами и цирковыми студиями, клубами по интересам и мастерскими.

"Самым распространенным в республике считается вокально-хоровой жанр самодеятельного творчества, имеющий около 10 тыс. коллективов". [20, с.4] Любители-хоровики поют в вокальных ансамблях, народных, академических, фольклорных и эстрадных коллективах. Активно идет развитие самодеятельных хоров с народной манерой исполнения. Почетное место среди хоров занимают ветеранские коллективы.

Ряд положительных изменений происходит и в инструментальном жанре. Появляются самодеятельные симфонические и эстрадно-симфонические оркестры, что свидетельствует о высоком исполнительском мастерстве, музыкальном вкусе и профессиональной подготовке артистов-любителей. Благодаря школам с музыкальным уклоном, появилось много детских инструментальных коллективов, сторонников народной музыки.

Очень яркая палитра театрально-драматической самодеятельности республики. "Сегодня в ее структуру входят 188 драматических театров, театров кукол, миниатюр, игры, пантомимы и др., имеющие звания "народный", "образцовый"". [20, с.5]

Движение национально-культурного возрождения значительно обогатило репертуар самодеятельных коллективов, в том числе и танцевальных. Постановки народно-сценических коллективов становятся более яркими и красочными, становятся более интересными как лексически, так и тематически. "Репертуар многих хореографических коллективов на 65% состоит из белорусских произведений. Согласно официальной статистике, всего в республике насчитывается около 4 тыс. хореографических коллективов". [20, с.5]

Возрастает художественный и исполнительский уровень коллективов, в репертуаре появляются оригинальные произведения. И, как результат, - выход на столичную сцену, на мероприятия государственного уровня, участие в престижных международных фестивалях и конкурсах. Почти в 100 странах мира побывали самодеятельные артисты Беларуси, представляя свою республику, ее культуру.

Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция уменьшения участия населения в самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в регионах, в сельской местности имеет большое значение в плане организации культурного обслуживания и эстетического воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, - это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения. "В учреждениях культуры республики работает более 10 тыс. различных клубных формирований для детей и молодежи, объединяющих более 100 тыс. человек". [20, с.6]

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения всколыхнула творческую энергию народного искусства: увеличился интерес к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурно-просветительной функции самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств личности, даже ее коррекция. Таким образом, народное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Не менее важной функцией самодеятельного творчества социального плана в последнее время стала организация свободного времени и быта различных групп населения. Стала актуальной проблема: как сделать отдых разнообразным, как использовать для этого имеющийся культурно-массовый материал, сделать быт эстетически привлекательным, оформленным по художественным канонам и с участием собственного творчества. Сейчас идет процесс взаимного обогащения, соревнования различных видов художественного творчества, форм их реализации, борьба за "своего" участника и т.д.

Очень важно своевременно увидеть и использовать возможности, заложенные в природе различных видов искусства и организационно-творческих форм любительской деятельности, поставить их на службу эстетического и морального воспитания детей и молодежи, других категорий населения. На практике до сих пор встречается "ностальгическое" настроение: стремление сохранять и развивать прежде всего традиционные, давно "освоенные" виды исполнительской самодеятельности. Вся структура самодеятельного художественного творчества сегодня усложняется, и задача органов и учреждений культуры - определить свою роль и свое место в этих процессах.

Заключение

Художественно-эстетические ценности выступают как часть духовной культуры народа, призванные удовлетворить и возвысить разнообразные потребности человека. Базой развития духовной культуры с незапамятных времён является художественная самодеятельность.

Пристальное внимание учёных к художественной самодеятельности народа как к этнокультурному явлению стало наблюдаться с ХIХ века. Однако активное развитие художественной самодеятельности относится ко второму десятилетию ХХ века.

В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1917-932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.

Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.

Третий этап (1960-1991). Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание "Народный". Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые жанры самодеятельного искусства - авторская пеня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества.

Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.

Трансформация политической, экономической и социальной систем не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами "транслирования" достоянии культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации - радио, телевидение и многое другое. С другой, значительное место в подготовке и передаче "продуктов" культуры по-прежнему занимает самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры.

Следует отметить, что на данном этапе развития нашего общества самодеятельное художественное творчество трудящихся качественно изменилось. Если в течение длительного времени главным была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас её основой является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, потребности в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.

В работе самодеятельных коллективов всё более важной становится функция развития способностей, формирования личностных качеств и конкретной личности, усиления эстетических аспектов воспитания. Новой определяющей функцией становится установка на самоорганизацию, самоориентацию, на отношения, на поиск собственного "я".

В сфере художественной самодеятельности происходит параллельное развитие творческих направлений, видов, жанров, на основе разных традиций и в связи с разными уровнями художественной - профессиональной, бытовой, классической, фольклорной, массовой, элитарной, авангардной и т.д.

Художественная самодеятельность занимает важное место в культуре нашей страны. Министерством культуры Республики Беларусь разработано Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества, которое определяет основные принципы деятельности, условия создания и функционирования непрофессиональных коллективов художественного творчества и народных промыслов. Главными целями деятельности самодеятельного коллектива являются:

восстановление, сохранение, развитие и распространение белорусской традиционной культуры;

привлечение населения к культурным традициям разных регионов Беларуси, традициям отечественной и зарубежной культуры;

создание, сохранение и распространение культурных ценностей и широкое привлечение к участию в творчестве разных социальных групп населения;

популяризация произведений, получивших общественное признание;

приобретение знаний и навыков в различных видах художественного творчества и гармоничное развитие творческих способностей личности, создание условий для ее самореализации;

организация свободного досуга и удовлетворение культурных потребностей граждан.

Государственные органы вместе с профсоюзами и другими общественными объединениями создают систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий творческой деятельности самодеятельного коллектива, а республиканские, областные и районные методические центры народного творчества оказывают методическую помощь. Самодеятельный коллектив имеет право осуществлять концертную, театральную, выставочную деятельность, участвовать в фестивалях, смотрах, конкурсах и других культурных мероприятиях, участвовать в выполнении социально-творческих заказов.

Для сохранения и развития самодеятельного художественного творчества необходимы следующие условия:

изучение и использование в практической деятельности учреждений культуры историко-культурных традиций;

формирование устойчивых интересов к различным формам художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения, не вовлечённых в активные формы самодеятельного художественного творчества;

обновление содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т. ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).

"Любительское художественное творчество - яркое явление Беларусской национальной культуры. Оно надёжно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, её эстетического развития. Мы можем гордиться достижениями народного творчества Беларуси. И обязаны сделать всё, чтобы это ценная духовная кладовая Белорусского народа с каждым годом пополнялась и способствовала развитию нашего общества." [20, c.12]

Хотелось бы надеяться, что самодеятельное художественное творчество и в будущем не утратит своей актуальности, будет развиваться, расширяться, обретая новые формы, и способствовать культурному развитию личности и общества.

Библиографический список

1. Бакланова Т.И. - Самодеятельное художественное творчество в СССР. Уч. пособие. М., 1986.

2. Белянская Л.Б. - Хочу на сцену. Донецк, Сталкер, 1997.

3. Ванслов В.В. - Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., Искусство, 1963.

4. Василенко В.П. - Художественная самодеятельность и фольклор. М., 1979.

5. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. - Культура молодежного досуга. Киев, Высшая школа, 1988.

6. Волков И.П. - Воспитание творчеством. М., Знание, 1989.

7. Воловик А.Ф., Воловик В.А. - Педагогика досуга. М., 1998.

8. Галин А.Л. - Личность и творчество. Новосибирск, Прогресс, 1999.

9. Демченко А.К. - Возможности российского досуга, М., Клуб, 1996.

10. Евкин С.И., Шехтман Л.Б. - Художественная самодеятельность России. М., 1987

11. Емельянов Л.П. - Фольклор и художественная самодеятельность. Л., Наука, 1992.

12. Игнатьев И.А. Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. / И.А. Игнатьев; Чел., 2005.

13. Каргин А.Н. - Воспитательная работа в самодеятельном коллективе, М, Просвещение, 1984.

14. Коган Л.Н. - Искусство и мы. М., Молодая гвардия, 1970.

15. Константиновский В.С. - Учить прекрасному. М., Молодая гвардия, 1973.

16. Лихачев Б.Т. - Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1999.

17. Месерер А.Б. - Танец. Мысль. Время.М., Искусство, 1979.

18. В.Г. Мурашко. Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления. БГУК, статья.

19. Г.А. Настюков - Народный танец на самодеятельной сцене. М., Профиздат, 1976.

20. Самодеятельное творчество: устоявшиеся и новые тенденции. Матер. Респ. н аучно-практ. конфер.: 22-23.10.1998; Мн., 1999, Бел ИПК

21. Смагин А.И. - Организация художественного творчества. Курс лекций, ИСЗ, 2007.

22. Смирнова В.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление. Автореф. дис. канд. пед. наук; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Крупской; Л. 1989.

23. Ткаченко Т.А. - Народный танец. М., 1967.

24. Уральская В.И. - Природа танца. М., Сов. Россия, 1981.

25. Футлик Л.И. - Воспитание творчеством. Пермь, 1984.