И.С.Тургенев

>Творчество И.С.Тургенева>

> Вступление…>

>Творчество И.С.Тургенева– это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева ,но нет ещё ни одного ,кто бы твёрдо и уверенно мог сказать: «Я знаю всё Его творчество ,знаю каждую строчку его произведений , могу точно сказать вам ,что значит то или иное слово».Да это и понятно ! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полоностью,даже если посвятить этому всю жизнь .А труды тех,кто пытался всё-таки проделать это , нельзя назвать полными и глубокомысленными.Всегда что-то или не до конца понято,или вообще рассмотрено поверхостно.Поэтому и мы не будем рассматривать всё творчество в целом ,а исследуем только часть его - «Стихотворения в прозе»…>

>Эта работа – попытка обобщить исследования критиков и литературоведов и вывести свое мнение…>

> В последние годы жизни И.С.Тургенев создаёт цикл «Стихотворений в прозе» ,который он пишет с 1877 года.В печати стихотворения появляются в 1882 в двенадцатом номере « Вестника Европы»…>

>Вообще эти произведения для печати не предназначались ,слишком уж интимны были переживания в некоторых из них . Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала,во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть «Старческих раздумий»(так их называл сначала сам Тургенев) …>

> Почему - то принято считать ,что заголовок и окончательный вариант названия стихотворений придумал Стасюлевич.Хотя известно ,что Тургенев отправлял рукопись в «Вестник Европы» уже с подзаголовком « 40 стихотворений в прозе»…>

> Также ,многие пишут ,что тургеневские «Стихотворения …» –это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. И это тоже не верно. Можно провести параллель между «Стихотворениями ….»Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы 19 века . Например, А.Е.Грузинский говорил, что между известным стихотворением Тургенева «Природа» и некоторыми произведениями Джакомо Леопарди ,а в частности, с « Диалогом природы с исландцем», есть сходство… А довольно известные во времена И.С.Тургенева « >>Les petites poemes en prose “? Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том ,кто же основоположник этого жанра …одни говорили,что он зародился на Западе ( Л.В.Пумпянский ),другие утверждали ,что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях …Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н.И.Балашова: “Алозизиус Бертран ввёл ,можно решиться сказать ,в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр”>1>.Со своей же стороны хочу добавить то ,что тургеневские стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской ,восточной поэзией. “Стихотворения в прозе”- это те же японские стихотворения,написанные в форме хокку и танка …Их объединяет лаконичность, иносказательность,а главное.. “бездна мысли”.Каждое слово ,каждый звук имеют свой смысл..своё назначение .>

> Но всё-таки ..почему же именно стихотворения в прозе?А не просто – философские рассказы?Наверное потому ,что слишком уж гармонично сочетаются звуки,мелодично сливаются они в слова и фразы … “это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма ,отмеченные печатью необыкновенного стилистическкого изящества”.>

>“Стихотворения в прозе”-это сборник оригинальных философских высказываний ,жизненных выводов …Это своеобразный итог ,черта ,точка,которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений..в конце своей жизни.Здесь отразилось всё то,что было “разлито” по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна ,но в то же время, все они неразрывно связаны между собой , связаны в один общий мотив . Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как : “Старуха” ,”Старик”,”Собака”,”Сон” и т.д.,-а связаны между собой единым мотивом :размышления о неотвратимости смерти .>

> Таким образом ,не будем сейчас выводить все темы по отдельности ,а назовём главные и преобладающие :>

>-воспоминания о давней любви>

>-размышления о неотвратимости смерти>

>-раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы>

>Возможно,здесь может показаться ,что все “Стихотворения … проникнуты пессимистическими настроениями ,но это не так.Своим мрачным ,тёмным, “пасмурным” стихотворениям (“Старик”)Тургенев противопоставляет светлые ,радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями(“Лазурное царство”) .Обычно они всё о той же любви,красоте,её силе .В этих стихотворениях чувствуется ,что автор всё же верит в силу прекрасного ..в счастливую жизнь ..которой у него ,к сожалению,не было.(“Воробей”)>

> Да, этот цикл- это противопоставление , противопоставление жизни и смерти ,молодости и старости…,добра и зла,прошлого и настоящего .Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой …Тургенев часто сталкивает их ,переплетает …всё противоречивое в конце концов автор стемится слить воедино(“Двойник”) …>

> Вообще всё развитие мысли , “развёртывание повествования” очень напоминает развитие тем в музыкальных произведениях Шопена ,Моцарта и др. “Стихотворения в прозе”- это своеобразные сонаты , но только не в музыке ,а в литературе …>

> Но вернёмся к содержанию стихотворений ,их тематике .,смыслу и,наконец ,философии. Как можно понять из вышенаписанного все произведения Тургенева объединяет рассмотривание вечных проблем ,которые впринципе волнуют общество и в данное время . Л.Озеров: “ В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов ,стоящих перед всеми поколениями и объединяющие людей разных времён..”>2>Рассмотрим некоторые темы и стихотворения …>

> Человек и природа ..противопоставления…>

> >

>И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы .Он был убеждён,что человек только и силён ,когда «опирается» на неё.Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все –одинаково равны, его ужасал «закон»,по которому , рождаясь , человек был уже приговорён к смерти .Мысль о том, что “природа ,материя остаётся,индивидуумы исчезают”, мучала Тургенева.Его возмущало то,что природа “не ведает ни добра ,ни зла”.В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает:”Разум мне не закон-что такое справедливость?Я тебе дала жизнь-я её и отниму и дам другим,червям и людям…мне всё равно..А ты пока защищайся- и не мешай мне!”Ей всё равно ,что человек, что червь ..всё одни твари..У всех жизнь одна .. жизнь- величайшая ценность .А главное ,что есть в ней ,что надо беречь,поймать и не отпускать, - молодость и любовь.Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того ,что всё подходит к концу,а так мало сделано…. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы…Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев»..Вот основная философская мысль и наставление писателя ,выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь ,анализарует её, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь ,куда ушла ты так бесследно?Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том ,что жизнь лишь мгновение ,её надо прожить так ,чтобы в конце не оглядываться с ужасом,не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь..»>

>Нередко,для того чтобы показать всю мимолётность её, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое.Ведь именно в такие моменты , вспоминая своё прошлое,человек начинает ценить свою жизнь…(«Двойник»)… >

> >

> Интересно проанализировать следующее стихотворение ….:>

Собака.</big></big>

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878.
>Как видно ,в этом стихотворении рассматривается всё тот же вопрос жизни и смерти, мимолётности человеческой жизни ,незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. >

>Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком , который потухнет при первом же «налёте» бури.Это пугливое ,отдельное существо,которое чувствует приближение смерти,и «Одна жизнь жмётся пугливо к другой».В этом стихотворении опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз» .Автор ставит рядом человека и животное,чтобы подчеркнуть различие ,но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны» близки по смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти .Для этой же цели в тесте можно заметить и употребление повторения одних и тех словосочетаний :одно и то же чувство,один и тот же огонёк ,одна и та же жизнь.>

>Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы,которая «налетит», «махнёт» на огонёк жизни «холодным широким крылом». С помощью тропов Тургенева оживляет смерть ,даёт ей «жизнь»: «воет страшная ,неистовая буря».>

>Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: «И конец!»-подчёркивается необратимость ,бызвыходность; «Нет!…»Кроме того , в тексте имеется ещё одно так называемое средство экспрессивной лексики..свойственный Тургеневу риторический вопрос ,который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы..>

>Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весло это ощущение :там светлые воспоминания детства ,невозвратно мелькнувшего,там гордые и радостные надежды юности..Всё прошло и не будет больше;но ещё не пропал человек ,который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам …И благо тому ,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такое настроение души».>3> Действительно, мы можем отметить ,что многие стихотворения в прозе ,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,на самом деле пробуждают в человеке «сосотояние душевной высоты и просветлённости».Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность.Всё это мы пишем к тому ,что именно в таких стихотворениях,где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения, мудрости понимания ,примирённости противоречий ».>4> Тургенев упивается поэзией времени…>

>Действительно,как мастерски создаёт Тургенев образ ликущей молодости –«царства лазури,света ,молодости и счастья»-в стихотворении «Лазурное царство» и противопоставляет это светлое царство «тёмным , тяжёлым дням ..холоду и мраку старости»…И везде,везде эта философская идея,о которой уже немного упоминалось ранее:показать все противоречия и преодолеть,снять их в синтезе.И это в полной мере отразилось в «Молитве»:>

>В этом стихотворении ход мысли идёт от противопоставления к синтезу.Тургенев как бы расщепляет,чтобы в конце концов соединить вещи,казалось бы, несоединимые.»И потому:станем пить и веселиться-да молиться»И потому мы не можем согласиться с высказываниями довольно известного А.Батюто «..Таким образом ,и в молодости , и в пору духовной зрелости ,и на закате литературной деятельности Тургенев –философ неоднократно проявляет склонность к преднамеренному или скрытому противопоставлениюГёте Гегелю и по существу всей немецкой идеалистической философии»>5

>Весьма показателен здесь ход тургеневской мысли : вера в чудо проходит через коридор сомнений юВерующий может убедить себя в том ,что дважды два пять, а не четыре ,но его разум может воспротивиться против подобной несуразицы.А что же тогда? Тогда на помощь придёт Шекспир…Что же тогда делать,что выбирать?Как писатель-философ,Тургенев не выбирает вовсе ,а собирает всё в единую систему противоречий ,которая в сущности –то и является той самой истиной,которую все ищут..>

> >

> «Сила сильнее его воли..»>

>Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя.Любовь у Тургенева –это отнюдь не интимнейшее чувство.Это всегда сильная страсть , могучая сила .Она способна противостоять всему ,даже смерти. «Любовь для него- едва ли не единственное,в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение». «Только ею,только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»).Она может сделать человека сильным и волевым ,способным на подвиг .Для Тургенева существует только любовь-жертва, любовь –«надламывающая эгоизм».Он уверен,что только такая любовь способна принести истинное счастье.Любовь-наслаждение отвергается им .(И это неудивительно теперь для нас . Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь.Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь ,как большое жизненное испытание,как проверку сил человеческих.)На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо.>

>Всё вышенаписанное И.С, Тургенев выразил в своём стихотворении "Воробей". Даже птицу ,потерявшую гнездо,для которой смерть, казалось, неизбежна,может спасти любовь,которая сильнее воли.Лишь она,любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.>

>В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь-«судьба»,злой рок,тяготеющий над каждым из нас,та могучая и ,казалось бы ,непобедимая сила .Она так же медленно приближалась к птенцу , как и то пятно из стихотворения «Старуха»,а проще говоря,смерть, медленно подкрадывается , «ползёт» прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи «Не уйдёшь!».Уйдёшь ,ещё как уйдёшь,любовь сильнее тебя , она «закроет» «зубастую раскрытую пасть» и ,даже судьбу,даже это громадное чудовище можно присмирить.Даже оно может остановиться , попятиться …признать силу , силу любви… >

>На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова ,написанные ранее: «Стихотворения в прозе»–цикл противопоставления .В данном случае сила любви противостоит силе зла ,смерти…>

>Таким образом ,мы можем утверзждать,что автор стремится все-таки «преодолеть» безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостностную борьбу,настроение ,которое выражается фразой: «МЫ ещё повоюем!» >

>В этом стихотворении ,как пишет Аднан , «тургеневская исповедь перерастает в проповедь активной,мужественной позиции человека перед лицом суровых и вечных законов жизни»…- таков окончательный вывод философской мысли автора…>

> >



> Заключение.>

>Как можно теперь заметь ,единого мнения ,единой концепции рассмотрения тургеневских стихотворений не существует.Сколько исследователей ,столько и мнений.Мы попробовали соединить воедино(,даже можно сказать,воспользовались теперь уже хорошо известным нам приёмом Тургенева),привести к синтезу все противоречия и суждения о творчестве писателя ,а в частости ,о «Стихотворениях в прозе»… Мы попробовали определить основные направления философской мысли Тургенева,однако понять писателя полностью очень трудно..а его творчество всегда будет хранить в себе какие-то тайны и загадки…>



>«Стихотворения в прозе»-это итог трудной,но красивой жизни великого писателя ,который сумел соединить в своих «>>Senilia>>»и радость, и горечь ,и мгновенное, и вечное ,и личное, и общечеловеческое… >



> Список используемой литературы:>

>Аднан Салим >

>«Тургенев-художник,мыслитель»,М.,1983>

>Винникова Галина>

>«Тургенев и Россия»,М.,1986 >

>Грузинский А.Е. >

>«И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972>

>Добролюбов Н.А.>

>«Собрание сочинений в трёх томах»,том.3,М.,1952 >

>Озеров Л.>

>«ТургеневИ.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967>

>М.Стасюлевич и его современники в их переписке,в 5-ти томах,3т.,СПб,переиздание 1911-1913гг.,1963>

>Чичерин А.В.>

>«Ритм образа»,М.,1973,с.55 >

>Шаталов С.И.>

>««Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.>

1 Бертран Алозииюс.Гаспар из тьмы.Фантазии в манере Рембрандта и Калло.М.,1981,сю235

2 Озеров.Л. « Тургенев И.С.Стихотворения в прозе» , М.,1967,с.11

3 Добролюбов Н.А. Собр.сочинений в трёх томах,т.3,М.,1952,с.48.

4 Аднан Салим «Тургенев – художник,мыслитель»,М.,1983,с.158

55Батюто.А «Тургенев –романист»,с.53