Место искусства в жизни человека

Место искусства в жизни человека

1. Понятие искусства. Искусный труд как творчество и красота

Тяга к эстетике у людей — это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности — важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным.

«Учебником жизни» назвал искусство наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство — одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.

Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.

Зачем людям искусство? На этот вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель (XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я». Искусство, по мнению Гегеля, имеет своей задачей раскрыть истину в художественно-чувственном образе и оформлении.

Своеобразное понимание искусства сложилось в русской религиозной философии. Так, Вл. Соловьев также видел задачу искусства в преобразовании мира, но само это преобразование он не связывал с социально-классовыми ориентациями. Искусство, для Соловьева, имеет двоякое действие: во-первых, оно производит прекрасные предметы, которых не было в природе, во-вторых, эти предметы воздействуют на душу человека и очищают ее. Другими словами, произведения искусства способствуют реальному улучшению материально-вещественной действительности и мира человеческих переживаний. В этом Вл. Соловьев видел глубинный смысл формулы: «Красота спасет мир». Искусство, считал он, осуществляет, творит красоту в нашей далеко не прекрасной реальной жизни. Но сотворенная искусством красота — это маленький и хрупкий светлый остров в темном море нашего жестокого и тяжелого существования, это тонкий луч надежды. Где гарантия, что красота спасет мир? Ведь искусство до сих пор не сумело преобразовать мир и людей, не сделало их прекрасными. Оптимизм Вл. Соловьева основывался на убеждении что существующие способы и приемы художественного творчества не являются окончательными, что человечество в своем развитии сможет выйти на такой уровень, где сила осуществления красоты в художественном творчестве станет достаточной для того, чтобы сделать прекрасным весь мир.

2. Многообразие видов искусства

В обычной жизни человек нередко говорит об искусстве и его законах, как если бы оно существовало в единственном числе. В широком смысле так оно и есть, но ученые до сих пор спорят о принципах классификаций искусств. Источник этого многообразия философы прошлого видели по-разному: Кант — в многообразии способностей субъекта, Гегель — во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты — в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.

Причина разделения искусства на виды — многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности, На основе исторической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальный слух, взор, умеющий наслаждаться красотой.

Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими.

Архитектура. Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты.

В Древнем Египте строили огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе — около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в Храме Амона в Карнахе высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4 м). .

В Древней Греции архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения (храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают общественные постройки — театры, стадионы, школы.

В средние века западноевропейская архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства. В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к богу и страстная земная мечта народа о счастье.

Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских зданиях (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их богатыми орнаментальными формами — ансамбль Кижи, Зимний дворец, ансамбли Царского Села — творения Растрелли).

Во всех случаях постройки, имеющие явную эстетическую ценность, выражают дух эпохи, определенное мировоззрение тех или иных исторических классов, в них проявляется представление о человеке в мире, его значимости. Архитектура — это «каменная философия» эпохи, которая рассказывает нам о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.

Таким образом, архитектура — это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребность человека в жилье и общественных помещениях.

Скульптура — это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

Можно выделить несколько видов скульптуры: станковая (предназначена для близкого рассмотрения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связана с архитектурными ансамблями — атланты и кариатиды), декоративно-прикладная (рельефы, орнаменты).

Живопись есть изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Или, как сказал французский мыслитель Д. Дидро: «Живопись — это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Живописи не дано занимать реальное пространство, как архитектуре и скульптуре, жить в естественном свете среды. Зато у нее есть свое оружие, которым она превосходит описанные выше виды. Это многоцветье красок. Цвет — главное средство выразительности живот шеи.

В эпоху Возрождения живопись становится ведущим искусством.

Возрождение открыло законы, перспективы или даже шире — свободное владение пространством. Живопись Ренессанса закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном, создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке — его лицо и руки.

В XIX в. углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики — линейные соотношения, воспроизведение форм предметов, передача их освещенности. Живопись запечатлевает соотношение красок мира, через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Не рисунок, а Цветовые соотношения изображаемых предметов становятся носителем эстетического смысла живописных произведений.

Так, в картинах К. Моне, рисующих лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются тончайшие переливы света.

Сама композиция в живописи становится колористической (картины Ван Гога, Д. Ренуара, Э. Мане). В современной живописи, говорит П. Пикассо, каждый мазок стал точной операцией, подобной действиям часовщика.,

В XX в. резко меняется характер живописи. На видение мира воздействуют фото, кино, телевидение, широта, богатство и разнообразие впечатлений современного человека. Это рождает стремление живописи охватить предмет в его кинообозреваемом виде, предполагающем всесторонний обзор. В живописи XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни (И. Грабарь «Мартовский Снег»).

Музыка способна оказать воздействие на самых неподготовленных слушателей. И не случайно во всех богослужениях важнейших религий используется музыка: верное средство подвергнуть человека своеобразному наркозу.

Да, музыка может «вознести» человека на небо, наполнив его глаза слезами непонятного восторга. А может вернуть его на землю, наполнив силой, вдохнуть высокие чувства и готовность к самопожертвованию.

Но музыка способна нести и большую мысль, идею, хоть и выраженные, по словам Б. Асафьева, в музыкальной «бессловесной» форме. Композитор не может сказать средствами музыки: «Долой тиранов!». Но музыкальными образами он может показать столкновение чистого, нежного и грубого, жестокого, изобразить сам конфликт и в груди слушателя рождается тот самый призыв, который словесно не прозвучал в произведении.

Итак, возникнув на низших ступенях общественного развития, выполняя в начале преимущественно утилитарную роль (ритуальную), музыка овладела способностью отражать сложный духовный мир человека, борения его мыслей, страстей и чувств.

Хореография — эхо музыки. Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных, выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. д.).

Литература. Вечным строительным материалом литературного образа является слово. О действенной силе поэтического слова говорят многие предания. Греки рассказывали, что певцы Орфей и Амфион укрощали песнями диких зверей и передвигали деревья и камни.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. Л.Н. Толстой в «Войне и мире», описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; В. Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; А.С. Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Э. Фальконе.

Словесная форма литературы позволяет ей выражать не только эстетические, по и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания. Литература занимает ведущее положение в системе искусств, оказывает существенное влияние на развитие других видов искусства.

Театр. Основой театра является драматургия. Вместе с тем театр синтетичен. Он включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр — коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.

«Строительный материал» театрального образа — живой человек; актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт. Через него воплощаются замыслы драматурга и режиссера. Актерское мастерство требует особого таланта — наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать- жизненный материал, фантазии, памяти, средств выразительности. В театре создание образа актером протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре - сам процесс.

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность, к первобытным обрядам, к ритуальному копированию повадок животных с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. В средние века театр развивается в официально-религиозной форме, как часть церковной службы.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность; становится средством анализа состояния мира (театр Шекспира), инструментом острой социальной борьбы (театр Лопе де Вега).

В XIX в, театр демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. В 1-й половине XIX в. распространяется романтический театр, который отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос. В 30-е гг. XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм, который в России развивался на основе драматургии Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Т. Ибсена, Б. Шоу. Театр становится глубоко национальным.

Отечественный театр продолжил реалистические традиции классического искусства и обогатил их новыми формами сценического мышления, выдвинув плеяду блестящих артистов и режиссеров (Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов).

Таким образом, театр представляет такой вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актерами на глазах у зрителей.

Кино. Также как и театр, кино, а теперь и телевидение представляют собой так называемые «синтетические виды искусства», т. е. использующие способы отражения действительности отдельных видов искусства в единстве.

Кино — дитя XX в. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. От «великого немого» — к звуковому кино, от звука — к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкоэкранного кинематографа, к синераме, а в будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии — таковы этапы расширения художественных возможностей кинематографа.

Образ тайно определяется не только творческим актерским поведением, но и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержание эпизода. Кинокамера способна фиксировать, и творчески перерабатывать жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурса съемки практически безгранично, и в этом кроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме «Летят журавли» М. Калатозова достигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передает последние впечатления падающего солдата и утверждает красоту жизни, с которой он расстается.

3. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого

Направление — одна из важных категорий эстетики. Однако очень часто оно отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества. Категория «художественное направление» позволяет делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах мирового художественного процесса и выявить в культуре разных народов единую последовательность художественных этапов развития.

Основные направления в искусстве XX в.:

реализм (ответственность личности и преодоление эгоцентризма);

сюрреализм (смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире);

экспрессионизм (отчужденный человек во враждебном ему мире);

экзистенциализм (одинокий человек в мире абсурда);

абстракционизм (бегство, личности от банальной и иллюзорной действительности);

поп-арт (деидеологизированная личность общества «массового потребления»);

гиперреализм (обезличенная живая система в жестком и грубом мире).

Кризис искусства. Классическая традиция в искусстве базировалась на допущении, его искусство не только изображает прекрасное в жизни, но само художественное произведение должно быть прекрасно. Поэтому сама художественность рассматривалась как вид красоты, как прекраснее в самом искусстве. Даже изображая безобразное, художник преодолевает его.

Во 2-й половине XIX в. Классическое искусство перестало вписываться в динамизм буржуазного общества, стало выглядеть анахронизмом на фоне бурно развивающейся науки и техники. Его тяготение к нетворческому воспроизведению стилей прошлого вызвало протест «новых» художников, противопоставивших классическому художественному стилю новый стиль — модерн (фр. modern — современный).

Такое поникание художественного творчества легла в основание авангардистских течений, которые родились в конце XIX в. Термин «авангард» означает выдвинутую вперед, передовую часть военных сил и средств, а также ведущую часть любой социальной группы. Авангард восстал против традиции, имевшей место в искусстве.

Это проявилось и в отношении к традиционным способам написания картин создания музыкальных произведений и т.д. Так, художники-авангардисты, создавая свои полотна, используют отдельные элементы картин художников-классиков, но при этом непроизвольно трактуют их, искажают, обезображивают.

Авангард стал элементом массовой культуры, т. е. культуры, фабрикующей по установленному шаблону в массовом порядке определенные эстетические идеалы и вкусы людей (особенно молодежи), их моральные и политические взгляды, Отношение к традиции и т. д. Возможность формирования такой культуры обеспечил научно-технический прогресс, создавший невиданные по масштабу системы коммуникации и репродуктирования (массовая пресса, книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная техника, Интернет и т. д.).

Массовая культура использует и еще одну социально- психологическую, особенность людей: эффект толпы. Давно известно, что люди в толпе подзаряжают друг, друга, своими эмоциями, а потому индивидуальное переживание становится более интенсивным.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.